- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Военно-технический потенциал Израиля. Часть 1

Обозначения и сокращения

АвБ       – авиабаза

АУ        – артиллерийская установка

АФАР   – активная фазированная антенная решетка

ББМ      – боевая бронированная машина

БГ         – буксируемая гаубица

БПЛА   – беспилотный летательный аппарат

БРЭО    – бортовое радиоэлектронное оборудование

БТР       – бронетранспортер

БР         – баллистическая ракета

БРМ      – боевые разведывательные машины

БМП     – боевые машины пехоты

БЧ         – боевая часть

БЦ         – баллистическая цель

ВТС      – военно-транспортный самолет

ВВТ      – вооружение и военная техника

ВВСТ    – вооружение, военная и специальная техника

ВТП      – военно-техническая политика

ВПК      – военно-промышленный комплекс

ВПР      – военно-политическое руководство

ГСН      – головка самонаведения

ДД         – дизельный двигатель

ДУМВ   – дистанционно управляемый модуль вооружения

ЗРК       – зенитный ракетный комплекс

ЗУР       – зенитная управляемая ракета

ИНС      – инерциальная навигационная система

ИСУ      – инерциальная система управления

КА        – космический аппарат

КВО      – круговое вероятное отклонение

КЛО      – комплекс лазерного оружия

КРВ      – корвет

КРНС    – космическая радионавигационная система

ЛПД      – линия передачи данных

МД        – малая дальность

МФ       – многофункциональный

НПЛ      – неатомная подводная лодка

НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

ОЭА      – оптико-электронная аппаратура

ОЭР      – оптико-электронная разведка

ПВН      – продукция военного назначения

ПВО      – противовоздушная оборона

ПКР      – противокорабельная ракета

ППМ     – приемо-передающий модуль

ПРК      – противоракетный комплекс

ПРО      _ противоракетная оборона

ПС        – приемная станция

ПТУР    – противотанковая управляемая ракета

ПУ        – пусковая установка

РДТ       – ракетный двигатель твердого топлива

РЛР       – радиолокационная разведка

РЛК      – радиолокационный комплекс

РЛС      – радиолокационная станция

РТР       – радиотехническая разведка

РЭБ       – радиоэлектронная борьба

РЭП      – радиоэлектронное противодействие

СГ         – самоходная гаубица

СКО      – среднеквадратическое отклонение

ТА         – торпедный аппарат

ТВ         – телевизионный

ТПВ      – тепловизионный

ТПК      – транспортно-пусковом контейнере

ТТХ      – тактико-техническая характеристика

УАБ      – управляемая авиационная бомба

УВЧ      – ультравысокая частота

УР         – управляемая ракета

ФАР      – фазированная антенная решетка

 

Введение

Современная военно-техническая политика (ВТП) Израиля определяется проводимым в стране военно-политическим курсом, направленным на обеспечение государству одной из ведущих ролей в решении международных проблем и усиление его влияния в регионе и в мире в целом.

Военно-политическое руководство (ВПР) Израиля уделяет пристальное внимание развитию ВС, рассматривая их в качестве основного гаранта безопасности государства и надежной опоры в проведении своей политики как внутри страны, так и на международном уровне. Основной целью современной ВТП Израиля является техническое оснащение национальных ВС в интересах обеспечения их постоянной боевой готовности.

За последние 20 лет в Израиле сформировался военно-промышленный комплекс (ВПК), который не только располагает современной научно-исследовательской и высокотехнологичной производственной базой по выпуску вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), но и оказывает существенное влияние на развитие израильской экономики. ВПК страны обеспечивает выпуск более 600 наименований ВВСТ как для национальных ВС, так и на экспорт. Израиль является одним из мировых лидеров в вопросах создания высокотехнологичных ВВСТ. Создаваемые национальным ВПК системы и образцы вооружения СВ, ВВС, противовоздушной/противоракетной (ПВО/ПРО), радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и др. экспортируются в другие страны и широко представлены на мировом рынке вооружений. Военная продукция, направляемая почти в 70 государств мира, составляет 14% от общего израильского экспорта.

 

Военно-техническая политика Израиля

По данным экспортного отдела МО главными отраслями военного экспорта являются ракетостроение и системы ПРО/ПВО (31%), средства РЭБ (17%), модернизируемые ВВСТ (14%), боеприпасы (9%), средства связи (9%), средства наблюдения (8%), информационные средства (5%), морские средства (4%), космические средства (2%) и другие (1%).

Одним из ключевых направлений ВТП Израиля является создание и развитие системы национальной ПРО при финансовой, технической и технологической поддержке США. Система ПРО состоит из четырех эшелонов средств поражения: противоракетные комплексы (ПРК) «Айрон Дом» (Iron Dome), ПРК «Дэвидс Слинг» (David’s Sling), зенитные ракетные комплексы (ЗРК) «Патриот» и ПРК «Эрроу» (Arrow) соответственно.

Руководство Израиля уделяет большое внимание развитию прикладной науки и перспективных технологий и их внедрению в разрабатываемые и модернизируемые системы ВВСТ. Компании, работающие в сфере высоких технологий, такие как «Малат дивижн» (Malahat Division – разработка БПЛА), «Лахав дивижн» (Lahaw Division – производство и модернизация боевых самолетов), «МЛМ дивижн» (MLM Division – создание ВВСТ ПРО, обеспечили технологические прорывы в военной отрасли.

Израиль активно развивает военно-техническое сотрудничество с другими государствами, которое полностью осуществляется на основании закона «О контроле за экспортом». В соответствии с ним организация экспорта ВВСТ, а также продукции двойного назначения полностью контролируется государством и возложена на три министерства: обороны, промышленности и торговли. МО контролирует экспорт ВВСТ, военных технологий, технической документации, а министерства промышленности и торговли – экспорт ракетной техники, технологий гражданского назначения, а также химических, биологических и ядерных материалов.

Страна занимает одно из лидирующих мест на мировом рынке вооружений и военных технологий, она находится вместе с Испанией на седьмом месте среди крупнейших экспортеров оружия после США, России, Франции, Германии, Китая, Великобритании. В частности, отмечается устойчивая тенденция увеличения экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Индия, Сингапур, Республика Корея), Закавказье (Азербайджан), Южную Америку (Бразилия) и Европу (Польша, Италия).

Для обеспечения эффективного государственного управления экспортными операциями в рамках МО создано управление ВТС с зарубежными странами – СИБАТ (аббревиатура по первым буквам названия на иврите). Основной задачей этой структуры является создание благоприятных условий для экспорта ВВСТ и обеспечение помощи ВПК Израиля в вопросах сбыта продукции военного назначения (ПВН). СИБАТ выступает также как правительственное агентство, отвечающее за маркетинг и реализацию имущества из запасов израильского военного ведомства.

Деятельность предприятий военной промышленности координирует управление по закупкам и производству – МАНХАР (аббревиатура по первым буквам названия на иврите), которое отвечает за реализацию программ оснащения национальных ВС за счет собственного ВПК и закупок ВВСТ за рубежом. Организационно это управление состоит из отделов по вооружениям видов ВС и родов войск.

Военно-техническая и военно-политическая зависимость от США приводит к тому, что для оборонной промышленности страны закрыта или затруднена возможность выхода на мировой рынок с такими образцами ВВСТ, как истребители «Кфир» (Kfir C2/C7 [1]), вертолеты AH-1G/S [2], надводные корабли, бронетанковая техника. Испытывая жесткие бюджетные ограничения, израильский ВПК сконцентрировал свои усилия на создании наиболее перспективных высокотехнологичных видов ВВСТ и проведении необходимых НИОКР, а также прибегать к зарубежным источникам финансирования

Израиль вынужден лицензировать в США значительную часть своей продукции военного назначения, предлагаемой на экспорт, из-за использования в ходе ее создания американских технологий или финансовых средств. Ранее ВС Израиля являлись основным заказчиком национального ВПК, однако существенные бюджетные сокращения военных расходов Израиля заставили МО уменьшить госзаказ местным производителям и все в большей степени полагаться на США. В настоящее время до 75% объема производства израильского ВПК идет на экспорт и только около 25% поставляется ВС и другим израильским силовым ведомствам.

За последние пять лет объем продаж израильской ПВН в США составил более 2 млрд долл. В свою очередь, американская военная помощь Израилю, включая финансирование разработок и производства новых образцов ВВСТ или прямые поставки ПВП, оценивается в сумму не менее чем 3 млрд долл. в год. При этом страна считается для США основным стратегическим партнером и союзником в регионе.

США остаются основным партнером Израиля в области ВТС с зарубежными странами (85–90% израильского импорта ВВСТ и до 40% общего оборонного экспорта Израиля). Из западноевропейских государств крупнейшим партнером Израиля в области торговли ВВСТ является Германия, которая в последние годы закупила у него авиатренажеры EHUD для отработки ведения воздушного боя и ракетных ударов по наземным целям; интегрированные системы предупреждения о радиолокационном и инфракрасном облучении SPS-65 для установки на вертолеты СН-53 «Стэльен», аппаратуру радиоэлектронной борьбы (РЭБ) для истребителей «Торнадо», подвесные авиационные контейнеры с разведывательным оборудованием.

Великобритания в последние годы закупила интегрированные системы предупреждения о РЛ- и ИК-облучении SPS-65 для установки на новые вертолеты «Чинук», авиатренажеры EHUD, а также в ходе тендера на противотанковую управляемую ракету (ПТУР) – контрольную партию ракет «Спайк» для испытаний британских подразделений быстрого реагирования. Кроме того, израильская компания «Элбит» является одним из ведущих участников международного консорциума, образованного для создания системы беспилотной разведки и управления «Вотчкипер» на базе беспилотного летательного аппарата (БПЛА) «Гермес-450».

В ближайшей перспективе Израиль надеется увеличить на 30–40% долю военного экспорта в Европу. В последние годы он заключил ряд крупных контрактов на поставку ВВСТ в этот регион.

Сложившаяся в Израиле система организации ВТС позволяет эффективно выполнять государственную программу в области продажи и закупок ВВСТ. Это способствует активному расширению ВТС с зарубежными партнерами и позволяет последовательно повышать уровень экспорта вооружений и услуг. Наибольших результатов страна достигла в сфере модернизации авиационной и бронетанковой техники, в том числе советского производства, заняв, таким образом, одно из лидирующих мест на мировом рынке ВВСТ в этой области.

 

Баллистическое ракетное вооружение

Основой развития ракетного вооружения в Израиле является выполнение программы по созданию баллистических ракет (БР) серии «Иерихон». В стране разработана оперативно-тактическая ракета (ОТР) «Иерихон-1» и баллистическая ракета средней дальности (БРСД) «Иерихон-2» с максимальными дальностями стрельбы 500 и 1500 км соответственно. Одновременно с этим проводилась разработка ракеты-носителя (РН) типа «Шавит».

Двухступенчатая твердотопливная ОТР «Иерихон-1» массой около 7 т разработана на базе ракеты МД-660 французского производства. На ракету может устанавливаться имеет как ядерная, так и химическая головная часть массой около 450 кг. Всего изготовлено от 100 до 160 экземпляров данного оружия. На вооружении Израиля находится около 50 пусковых установок (ПУ) с данной ОТР.

Двухступенчатая твердотопливная БРСД «Иерихон-2» массой около 14 т была принята на вооружение в 2002 году. Она имеет отделяемую ядерную головную часть массой 1000 кг и размещается как на стационарных, так и на мобильных пусковых установках. В составе конструкции ракеты «Иерихон-2» использованы маршевые двигательные установки РН «Шавит».

Израиль уделяет большое внимание разработке высокоточных ракет, к которым относятся ОТР типа «Лора» и «Экстра».

Разработка ОТР «Лора» началась в 2000 году. Ракета представляет собой одноступенчатую твердотопливную баллистическую ракету массой 1,7 т с максимальной дальностью стрельбы 300 км (при массе полезной нагрузки около 400 кг.). Она имеет инерциальную систему управления (СУ), сопряженную с космической радионавигационной системой (КРНС) «Навстар», оснащена осколочно-фугасным боезарядом. Для управления полетом OTP в ее носовой части расположены четыре боковых корректирующих двигателя. Точность стрельбы ракеты составляет около 10 м. ОТР «Лора» размещается в герметичном транспортно-пусковом контейнере (ТПК), который входит в состав единого блока из четырех штук и может включаться в состав РК наземного и морского базирования. Ракета в настоящее время не принята на вооружение ВС Израиля и предназначена в основном для поставки на экспорт.

В 2003 году началась разработка ОТР «Экстра». Первые успешные летные испытания ракеты состоялись в 2006 году. Новая OTP представляет собой одноступенчатую твердотопливную баллистическую ракету, выполненную по аэродинамической схеме «утка». Она оснащена инерциальной системой управления, аппаратурой сопряжения с КРНС. Кроме того, ракета может быть оборудована системой коррекции траектории полета (TCS – Trajectory Correction System), которая позволяет управлять ракетой с использованием сигналов наземной РЛС. В носовой части расположены четыре корректирующих двигателя и четыре подвижных аэродинамических руля, в хвостовой части – четыре складывающихся хвостовых стабилизатора.

На заводе-изготовителе OTP помещается в герметичный ТПК, который обеспечивает хранение ракеты до семи лет при минимальных затратах на обслуживание. Пусковая установка для OTP имеет в своем составе пакет из четырех контейнеров и может быть приспособлена для установки на различные платформы, в том числе и на транспортно-пусковую установку (ТПУ) типа «Млрс». В частности, ОТР «Экстра» может запускаться с новой ТПУ израильской разработки, имеющей наименование «Линкс». Различные версии ТПУ «Линкс» находятся на вооружении Израиля, Азербайжана, Аргентины, Венесуэлы, Грузии, Казахстана, Румынии и Чили.

 

Вооружение и военная техника ВВС

Парк тактических самолетов ВВС Израиля представлен машинами американского производства. На вооружении остаются F-16C «Барак» (75 шт), F-16D «Бракит» (46 шт.), F-16I «Суфа» (98 шт.), F-15A «Баз» (4 шт.), F-15B «Баз» (15 шт.), F-15C «Баз» (16 шт.), F-15D «Баз» (18 шт.), F-15I «Раам» (25 шт.). С 2016 г. поступают самолеты пятого поколения F-35I «Адир» (9 шт.).

Наиболее эффективными и современными из них являются самолеты F-15I «Раам», (приняты на вооружение в январе 1998 года) и F-16I «Суфа» (на вооружении с 2004 года).

Самолет F-15I «Раам» представляет собой экспортный вариант американского самолета F-15Е «Страйк Игл», который предназначен в основном для нанесения ударов по наземным целям. Отличием данной машины от базовой модели является ее оснащение комплектом аппаратуры РЭБ SPS-2100, а также возможностью применения вооружения класса «воздух-поверхность» израильского производства. Самолеты F-15I обладают достаточно большим радиусом действия (до 1300 км без дозаправки в воздухе), что позволяет им наносить удары по целям на большом удалении от аэродромов базирования. Они имеют мощное современное ракетное и радиоэлектронное вооружение, масса боевой нагрузки может достигать 11,1 т.

Ожидается, что самолеты F-15I останутся на вооружении до конца прогнозного периода и продолжат модернизироваться. В частности, возможны улучшения характеристик РЛС, модернизация комплекса радиоэлектронной борьбы, интеграция нового высокоточного оружия и обновление информационно-управляющего поля кабины.

Многоцелевой тактический истребитель F-16I «Суфа» отличается от своих американских аналогов (F-16 Block 52) приблизительно на 50%. Самолет оснащен нашлемной системой наведения, индикатором на лобовом стекле, бортовой цифровой ЭВМ, а также дисплеем для отображения картографической информации, он может нести управляемые ракеты (УР) класса «воздух-воздух» «Питон 5» с ТПВ головками самонаведения (ГСН). Истребители F-16I имеют радиус действия без подвесных баков до 1500 км, а также несут мощное ударное вооружение, масса их боевой нагрузки может достигать 7,2 т. Для увеличения дальности полета до 20% на самолет может быть установлен съемный конформный подвесной топливный бак производства компании «Израиль Аэроспейс Индастрис».

Истребители F-16C/D, поступившие на службу Израиля в конце 70-х начала 80-х годов, в 2014 году модернизированы до уровня «Барак 2020», а в 2018 году в состав вооружения этого самолета вошла управляемая авиационная бомба «Спайс-1000» производства компании «Рафаэль».

До 2030 года самолеты F-16C/D останутся в составе боевой авиации Израиля, но постепенно будут заменяться новыми аппаратами – F-35I. Истребители F-16I продолжат нести службу армии Израиля в прогнозный период и будут усовершенствоваться [24].

Повышение боевой мощи израильских ВВС осуществляется за счет принятия с декабря 2016 года на вооружение самолетов F-35I (израильский вариант истребителя F-35А). Всего для ВВС Израиля по состоянию на март 2019 года поставлены 9 самолетов. Данный самолет содержит значительное количество радиоэлектронного оборудования производства Израиля, в частности, систем РЭБ и оборудования кабины. Кроме того, он приспособлен для применения оружия национального производства. Исключение составляют обзорно-прицельные средства: радиолокационная станция и оптико-электронная система, которые останутся штатными, как на серийных машинах F-35А. Для повышения тактических возможностей (досягаемости до целей) истребителей руководство ВС Израиля помимо замены программного обеспечения и компьютерного оборудования, систем связи, средств применения вооружения, средств электронного противодействия и средств наблюдения самолета F-35, планирует установку на этот самолет конформных топливных баков.

К 2021 году планируется закупка 33 самолетов F-35I, к 2024 г. – 8 самолетов, к концу прогнозного периода – 25 самолетов.

Однако, наряду с этим, рассматривается вопрос выбора самолетов F-15IA вместо дополнительных F-35I, окончательное решение будет принято к концу 2019 года.

Самолет F-15IA является модернизированной моделью F-15I. Радиус его боевого действия составляет до 4000 м. Планируется замена РЛС APG-70 на станцию с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) – APG-82(V)1. Ожидается установка на самолет более эффективных двигателей и системы управления полетом. Предполагается, что эксплуатационные расходы F-15IA будут на 25% ниже по сравнению с F -15I.

Израиль также выражает заинтересованность в покупке самолетов F-35B, которые обладают возможностью вертикального взлета и посадки. Это позволит им использовать гораздо более короткие взлетно-посадочные полосы.

В целях решения задач переброски войск, техники, высадки десанта и материально технического обеспечения ВВС Израиля имеют на вооружении средние и легкие военно-транспортные самолеты (ВТС) американского производства: легкие самолеты «Бич 200» и средние С-130 «Геркулес» модификаций H и J-30 (всего 18 машин).

В настоящее время практически завершена модернизация парка самолетов С-130Н «Геркулес» до уровня C-130HI. Среди основных изменений: замена всех аналоговых систем на цифровые, обновление информационно-управляющего поля кабины, навигационной системы и метео-РЛС. Самолеты С-130 «Геркулес» будут состоять на вооружении ВС Израиля до конца прогнозного периода.

Несмотря на небольшую площадь Израиля и отсутствие экспедиционной направленности в применении вооруженных сил, ВВС имеют в своем составе девять стратегических транспортно-заправочных самолетов «Боинг-707» и четыре тактических KC-130H. В отличие от упомянутых выше тактических самолетов, транспортные и транспортно-заправочные самолеты не имеют значительных отличий от серийных американских машин. Руководство ВС Израиля планирует эксплуатировать самолеты KC-130H на протяжении всего прогнозного периода. Самолеты-заправщики «Боинг-707» планируется заменить до 2025 года, возможные претенденты – американские топливозаправщики компании «Боинг» KC-46 и гражданские «Боинг-767», модернизированные компанией «Израильская аэрокосмическая промышленность» в самолеты-заправщики.

Специализированная авиация представлена самолетами ДРЛОУ (два «Боинг-707», два G550 «Эйтам» (ещё три заказаны), девятью разведывательными самолетами (шесть RC-12D – для ведения видовой разведки, три G550 «Шавит» – радио и радиотехнической разведки) и тремя самолетами базовой патрульной авиации IAI-1124 «Си Скэн» (в настоящее время выведены в резерв). На всех носителях установлено в основном израильское оборудование. Самыми современными из них являются самолеты G550 «Эйтам» и «Шавит», разработанные компанией «Израильская аэрокосмическая промышленность» на базе планеров G550 «Гольфстрим». Отличительная особенность израильских самолетов ДРЛОУ В-707 и «Эйтам» – конформное размещение шести («Боинг-707») и четырех («Эйтам» – двух боковых, носовой и хвостовой) антенных решеток радиолокационной станции «Фалкон» (модификации РЛС EL/M-2075 и EL/W-2085). Такая антенная система исключает наличие «слепых зон» при обзоре пространства по азимуту. Планами руководства ВС Израиля предусмотрена эксплуатация данных самолетов до конца прогнозного периода.

Основу вертолетного парка вооруженных сил Израиля составляют ударные вертолеты AH-64A и AH-64D-I, транспортные вертолеты CH-53 и многоцелевые вертолеты UH-60.

Вертолет AH-64 предназначен для уничтожения бронетанковой техники, а также других наземных, морских и воздушных целей, нанесения точечных ударов и обеспечения непосредственной огневой поддержки войск, подавления противовоздушной обороны, а также для выполнения разведывательно-ударных задач в простых и сложных метеоусловиях в любое время суток. Он оснащен двумя двигателями T700-GE-701D компании «Дженерал Электрик» с модернизированной системой приводов. В состав экипажа вертолета входят летчик и оператор комплекса вооружения. Расположение экипажа – тандемное. Вертолет оснащен четырехлопастным несущим винтом, выполненным из композиционных материалов. Максимальная скорость вертолета составляет 300 км/ч, практический потолок – 6400 м.

Отличительной особенностью модификации AH-64D-I «Шараф» является оснащенность дополнительным оборудованием, функционально схожим с установленным на вертолете AH-64D «Апач Лонгбоу» (США). Кроме того, вертолет AH-64D-I оснащен средствами радиоэлектронной борьбы и авиационным оборудованием израильского производства, а также аппаратурой взаимодействия с единым информационным пространством. В состав комплекса вооружения вертолета может входить 30-мм пушка (1200 снарядов), до 76 неуправляемых авиационных ракет калибра 70-мм, а также до 16  ПТУР «Спайк». Вертолеты AH-64D-I будут состоять на вооружении ВС Израиля до конца прогнозного периода.

Вертолет CH-53 предназначен для транспортировки войск и грузов в ходе наступательных операций. Он оснащен тремя двигателями T64-GE-416 компании «Дженерал Электрик» мощностью 3696 л.с. каждый. В состав комплекса вооружения может входить до двух пулеметов, а также восемь ПТУР «Нимрод». В состав экипажа входят три человека. Вертолет способен осуществлять перевозку 55 экипированных военнослужащих, максимальная скорость полета – 215 км/ч, масса пустого аппарата – 15072 кг, максимальная взлетная масса – 33340 кг.

Руководство ВС Израиля предполагает осуществить плановое снятие с вооружение и замену данных вертолетов в период до 2028–2030 годов. В качестве потенциальных кандидатов на роль нового транспортного вертолета рассматриваются вертолет CH-53K компании «Сикорский», вертолет CH-47 «Чинук», конвертоплан V-22 компании «Боинг».

Вертолет UH-60 предназначен для решения задач по боевому обеспечению проведения наступательных операций и задач по снабжению войск. Он оснащен двумя двигателями T700-GE-700 компании «Дженерал Электрик». Максимальная скорость полета составляет 296 км/ч, практический потолок – 5790 м, масса пустого вертолета – 4819 кг, максимальная взлетная масса – 9185 кг. Вертолеты UH-60, состоящие на вооружении Израиля, дополнительно оснащены оборудованием для применения ПТУР «Спайк» и управляемых ракет «Гатр». Планами руководства ВС Израиля предусмотрена эксплуатация вертолетов UH-60 на протяжении всего прогнозного периода.

Израиль занимает лидирующие позиции в области создания комплексов с БПЛА различного назначения. В настоящее время их производством и экспортом занимается порядка 10 компаний, которыми создано в общей сложности более 70 типов аппаратов.

В прогнозный период основу парка беспилотной авиации Израиля составят аппараты «Шовал» («Герон»), «Эйтан» («Герон ТР»), «Гарпия», «Хароп» производства компании «Израел Эркрафт Индастриз» и «Гермес 900», «Гермес 450» – компании «Элбит системз», закупки которых продолжаются.

Многоцелевые «Шовал» (максимальная взлетная масса – 1150 кг, масса полезной нагрузки – 250 кг, продолжительность полета – до 50 ч), «Эйтан» (максимальная взлетная масса – 4650 кг, масса полезной нагрузки – 1000 кг, продолжительность полета – 36 ч) и «Гермес 900» (максимальная взлетная масса – 970 кг, масса полезной нагрузки – 300 кг, продолжительность полета – 30 ч) относятся к классу средневысотных БПЛА большой продолжительности полета. Они разрабатывались как многоцелевые платформы для установки на них различного разведывательного оборудования, а также управляемых авиационных средств поражения класса «воздух-поверхность». К концу прогнозного периода на базе платформы «Эйтан» возможно создание аппарата для решения задач ПРО и БПЛА – топливозаправщика для дозаправки в воздухе других летательных аппаратов.

Тактический БПЛА средней дальности «Гермес 450» (максимальная взлетная масса – 450 кг, масса полезной нагрузки – 150 кг, продолжительность полета – до 30 ч) в зависимости от установленного на нем оборудования обеспечивает решение задач видовой, радио- и радиотехнической разведки, РЭБ и может использоваться в качестве ретранслятора. Он также может оснащаться двумя ПТУР AGM-114 «Хеллфайр» или «Спайк ЕР».

Аппараты «Гарпия» (максимальная взлетная масса – 120 кг, масса боевой части – 32 кг, продолжительность полета – 4–5 ч) и «Хароп» (максимальная взлетная масса – 135 кг, масса боевой части – 23 кг, продолжительность полета – 6 ч) относятся к классу боевых аппаратов одноразового применения. В разработке, производстве и выработке тактики боевого применения аппаратов данного класса Израиль является безусловным лидером. Беспилотный летательный аппарат «Гарпия» оснащен радиолокационной головкой самонаведения и предназначен для поражения работающих радиоэлектронных средств противника. Аппарат «Хароп» – для уничтожения малоразмерных неподвижных или движущихся целей, в том числе легкобронированных. Его оптико-электронная система позволяет наносить удары в автоматическом или дистанционно-управляемом режиме. В случае отмены атаки цели, в отличие от БПЛА «Гарпия», предусмотрено его возращение и посадка.

Среди боевых БПЛА одноразового применения стоит также отметить семейство аппаратов «Хиро» («Хиро 30», «Хиро 70», «Хиро 120», «Хиро 250», «Хиро 400», «Хиро 900») компании «ЮВижн». Их массовое поступление на вооружение возможно после 2020 года. Аппараты отличаются друг от друга массогабаритными характеристиками (масса боевой части: БПЛА «Хиро 30» – 0,5 кг, «Хиро 70» – 1,5 кг, «Хиро 120» – 3,5 кг, «Хиро 400» – 8 кг и «Хиро 900» – 20 кг) и позволяют уничтожать широкий спектр целей.

Помимо этого, в войсках эксплуатируется значительное количество разведывательных миниБПЛА (масса до 30 кг) и микробла (масса до 5 кг), число которых в прогнозный период будет неуклонно возрастать.

Авиация Израиля имеет в своем составе авиационное управляемое оружие собственной разработки. К ним относятся УР класса «воздух-воздух», «воздух-поверхность», ПТУР, управляемые авиационные бомбы (УАБ).

Управляемая ракета класса «воздух-воздух» «Питон 4» малой дальности (МД) разработана в конце восьмидесятых – начале девяностых годов. Она поступила на вооружение самолетов F-15 и F-16 в 1993 году. УР может наводиться на цель с помощью нашлемной системы целеуказания. На ракете установлены: двухрежимная инфракрасная ГСН в кардановом подвесе, цифровая инерциальная система управления (ИСУ), осколочно-фугасная боевая часть (БЧ) массой 11 кг и неконтактный лазерный взрыватель. Аэродинамические поверхности ракеты специально оптимизированны для обеспечения высокой маневренности на траектории. Дальность стрельбы – 15 км.

В 2005 году на вооружение поступила УР класса «воздух-воздух» МД «Питон 5» с тепловизионной (ТПВ) ГСН, работающей в двух диапазонах длин волн. Неконтактный лазерный взрыватель, БЧ, ИСУ, ракетный двигатель твердого топлива (РДТТ) и аэродинамические поверхности устанавливаются от УР «Питон 4». Дальность стрельбы – более 20 км.

Управляемая ракета «Дерби» класса «воздух-воздух» средней дальности принята на вооружение ВВС в 2013 году. Ракета предназначена для ближнего и дальнего воздушного боя. Оснащена активной радиолокационной ГСН. Дальность стрельбы УР – 50 км, стартовая масса ракеты – 118 кг, скорость полета – М=4. В 2015 году разработана модификация УР «И-Дерби-ЕР» с увеличенной дальностью стрельбы до 100 км, которую обеспечил новый двухимпульсный РДТТ.

Управляемая ракета «Делила» класса «воздух-поверхность» поступила на вооружение ВВС в 1995 году в двух модификациях: «Делила-АЛ» (применяется с самолетов; стартовая масса 187 кг) и «Делила-ХЛ» (применяется с вертолетов; стартовая масса 230 кг). УР способна барражировать в заданном районе, а также ее можно перенацеливать на другую цель во время полета. Максимальная дальность пуска – 250 км, точность стрельбы (КВО – круговое вероятное отклонение) – 1 м, масса БЧ – 30 кг, скорость полета – М=0,3–0,7. Ракета оснащена турборективным двигателем, линией передачи данных (ЛПД), автопилотом, инерциальной навигационной системой (ИНС) и приемной станцией (ПС) КРНС «Навстар», телевизионной (ТВ) и ТПВ ГСН. Управляемая ракета «Делила» способна поражать наземные и морские цели, в том числе мобильные. Носители УР «Делила» – самолеты F-16, F-4E и вертолеты UH-60, SH-60B.

Управляемая ракета «Попай» класса «воздух-поверхность» принята на вооружение ВВС в 1985 году. Стартовая масса – 1360 кг. В 1999 году на вооружение поступила УР «Попай-Лайт» со стартовой массой – 1125 кг, что позволило использовать эту модификацию УР с самолетов тактической авиации. Обе ракеты оснащены РДТТ. Для наведения на цель используется ИНС, ЛПД и ТВ или ТПВ ГСН. Обе УР оснащаются или осколочно-фугасной БЧ массой 340 кг, или проникающей БЧ массой 360 кг, максимальная дальность стрельбы для УР «Попай» и «Попай-Лайт» – 78 км.

Управляемая ракета «Рампаге» класса «воздух-поверхность» принята на вооружение в 2017 году и предназначена для поражения хорошо укрепленных, заглубленных целей. Стартовая масса – 570 кг, длина – 4,62 м, диаметр корпуса – 0,306 м, масса БЧ – 150 кг, имеет сверхзвуковую скорость полета, максимальная дальность стрельбы до 150 км. На УР установлены ИСУ и помехозащищенная ПС КРНС «Навстар».

Управляемая ракета «Роцкс» класса «воздух-поверхность» принята на вооружение в 2018 году и предназначена для поражения хорошо укрепленных, заглубленных и мобильных целей. Стартовая масса – 1275 кг, длина – 4,85 м. Оснащается двумя типами БЧ: проникающей или фугасной. На УР установлены ИНС, помехозащищенная ПС КРНС «Навстар» и двухрежимная ТВ/ТПВ ГСН.

На вооружении вертолетов ВВС находятся ПТУР «Спайк ЕР» и «Спайк НЛОС», предназначенные для поражения танков, легкой бронетанковой техники, бункеров и других фортификационных сооружений. На ракетах установлены ТВ/ТПВ ГСН (ЕР) и ТВ/ТПВ/полуактивная лазерная ГСН (НЛОС), что позволяет применять их круглосуточно в неблагоприятных погодных условиях. В процессе наведения с помощью ЛПД ракеты могут получать обновленные данные о цели или быть перенацелены на другую цель. На ракетах установлены тандемная кумулятивная БЧ (ЕР) с бронепробиваемостью до 1000 мм гомогенной брони и кумулятивно-осколочная БЧ (НЛОС). Дальность стрельбы – 8 км (ЕР) и 25 км (НЛОС). Стартовая масса в пусковом контейнере – 34 кг (ЕР) и 71 кг (НЛОС).

Компания «Рафаэль» выпускает комплекты наведения «Спайс-1000» и «Спайс-2000» для установки на свободнопадающие авиационные бомбы, превращая их в управляемые высокоточные боеприпасы. В состав комплектов наведения входит крестообразное хвостовое оперение с крестообразным крылом, ИНС/ПС КРНС «Навстар» и двухрежимная ТВ/ТПВ ГСН. Комплект «Спайс-2000» предназначен для бомб калибра 1000 кг, таких как
Mk 84 и BLU-109. Комплект наведения «Спайс-1000» предназначен для бомб калибра 500 кг, таких как Mk 83 и BLU-110. Максимальная дальность планирования составляет 60–70 км, точность наведения (КВО) – 3 м. В конце 2019 года на вооружение планируется принять УАБ «Спайс-250» калибра 113 кг, оснащенную несъемными раскрываемым крылом и крестообразным хвостовым оперением. Она предназначена для поражения наземных, надводных и мобильных целей с помощью осколочно-фугасной/проникающей БЧ массой 80 кг. Летчик может выбрать вид срабатывания БЧ в зависимости от типа цели из кабины самолета. Максимальная дальность планирования – 100 км, точность наведения (КВО)=1–2 м. УАБ «Спайс-250» оснащается ИНС/ПС КРНС «Навстар», двухсторонней ЛПД и усовершенствованной двухрежимной ТВ/ТПВ ГСН.

Таким образом, на вооружении тактической авиации Израиля до конца прогнозного периода останутся самолеты F-15I «Раам», F-16C/D «Барак» и F-16I «Суфа», которые продолжат модернизировать. На смену самолетам F-15 A/B/С/D начали поступать самолеты пятого поколения F-35I.

В настоящее время ВВС Израиля располагают средними ВТС C-130H и С-130J, ВТС С-130H находятся на завершающем этапе модернизации до уровня C-130HI. Кроме того, ВВС используют легкие ВТС «Бич 200».

ВВС Израиля имеют в своем составе девять стратегических «Боинг-707» и четыре тактических KC-130H транспортно-заправочных самолетов, рассматривается замена заправщиков «Боинг-707» на модернизированный «Боинг-767» или KC-46.

Специализированная авиация представлена самолетами ДРЛОУ «Боинг-707», G550 «Эйтам», разведывательными самолетами RC-12D, G550 «Шавит», самолеты БПА IAI-1124 «Си Скэн» выведены в резерв.

Изменения в вертолетном парке ВС Израиля на протяжении прогнозного периода будут преимущественно связаны с заменой вертолетов CH-53 на вертолеты CH-53K, CH-47 или конвертопланы V-22 в период до 2028–2030 гг. Сроки эксплуатации вертолетов UH-60 и AH-64 будут продлены до 2035 года. Кроме того, повышение боевых возможностей вертолетного парка будет осуществляться за счет обновления авиационного оборудования, а также развития средств взаимодействия с беспилотными летательными аппаратами.

В рассматриваемый период разработки принципиально новых БПЛА не ожидается. Количество существующих аппаратов в вооруженных силах и перечень решаемых ими задач будет неуклонно возрастать. Основными направлениями их развития останутся оснащение авиационными средствами поражения и организация совместного применения с пилотируемыми летательными аппаратами.