- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Иран и события в Нагорном Карабахе

Все последние обострения нагорно-карабахского  конфликта  — весной 2016 г., в июле нынешнего, и в эти осенние дни, вызывали и вызывают обеспокоенную реакцию Ирана, который имеет общую границу со всеми причастными к нему  сторонами — Арменией, Нагорным Карабахом и Азербайджаном. Во время обострения конфликта в 2016 г. в заявлении иранского МИДа говорилось: «Иран глубоко обеспокоен сообщениями о вооруженных столкновениях в Нагорном Карабахе, и призывает своих северных соседей к сдержанности и недопущению осложнения ситуации» Спикер иранского парламента Али Лариджани обратил тогда внимание на то, что уровень напряженности как в этом, так и в остальных региональных конфликтах, и без того достаточно высок, поэтому «новая война в регионе неприемлема». Точку зрения иранского президента Х.Роухани прояснил тогда в Twitter глава его офиса Х.Абуталеби, напомнивший, что два десятилетия назад усилия Ирана, направленные на установление мира между двумя соседними странами увенчались успехом. «Пока еще не поздно, эти усилия необходимо возобновить». Тем самым Иран, как и неоднократно в прошлом, недвусмысленно дал понять, что готов выполнить посреднические миссии для решения кризисной ситуации.

Кроме принципиальной позиции Ирана по прекращению очередной вспышки эскалации застарелого конфликта, Тегеран в 2016 г. беспокоило и то, что создалась угроза безопасности его границам и расположенным в приграничной зоне населенным пунктам. Как писали иранские СМИ, в расположенный на иранской территории, в провинции Восточный Азербайджан,  населенный пункт Ходаафарин попали три минометных снаряда, которые нанесли серьезный ущерб линии электропередач. Есть данные и о том, что весеннее обострение конфликта в зоне Нагорного Карабаха спровоцировало и обострение сепаратистской антииранской деятельности в примыкающих к государственной границе Ирана регионах с доминирующим азербайджаноязычным населением. Десятки местных жителей выразили готовность участвовать в боевых действиях на стороне Азербайджанской Республики. В их среде вновь нашли хождение лозунги  создания единого «Великого Азербайджана» путем присоединения к Азербайджанской Республике населенных преимущественно азербайджанским этносом четырех провинций северо-запада Ирана.

Представляется, что нынешнее противостояние в Нагорном Карабахе, начавшееся 27 сентября,  спровоцировано ужесточением позиций сторон, возможно, уставших от затянувшегося статус-кво. Требование нового лидера Армении Н.Пашиняна допустить к участию в переговорном процессе представителей Нагорно-Карабахской Республики, которая не признана никем в мире, даже – Арменией, скорее всего, усилило позиции «ястребов» в Азербайджане . Учтем и то, что Азербайджан, постоянно заявляющий, что «20% его территории находится под армянской оккупацией», фактически поневоле позиционирует себя проигравшей стороной конфликта, будучи по многим параметрам страной бОльшего масштаба, нежели Республика Армения. Внутреннее давление непременно подталкивает азербайджанское руководство решить кризисную проблему военным путем. Российский аналитик С.Маркедонов справедливо расценивает сентябрьско-октябрьскую и предшествующую ей июльскую  — обе в 2020 г., эскалации как закономерный результат «замораживания полноценного переговорного процесса» .

Среди импульсов, вызвавших сентябрьско-октябрьское противостояние, непременно отметим позицию Турции, перманентно поддерживающей,  особенно в последнее время,  жесткое решение карабахского кризиса. Несомненным катализатором последней по времени  военной активности на карабахском направлении  были раздававшиеся из Анкары неоднократные упреки в неэффективного идущего много лет мирного процесс, и прошедшие ранее совместные турецко-азербайджанские военные учения, а также последовавшие за ними антиармянские высказывания  президента Турции Р.Т.Эрдогана  на 75-й Сессии ГА ООН, когда он заявил, что Армения  «является самым большим препятствием на пути к прочному миру и стабильности на Южном Кавказе» . Как писала 7 октября  тегеранская газета «Эбтекар», турецкий президент является главным  подстрекателем нынешних военных действий в Нагорном Карабахе.

Иран беспокоит возможное распространение дестабилизации  на пограничные районы страны. Вот почему МИД ИРИ выступил с официальным заявлением, в котором предостерег противоборствующие стороны  от распространения боевых действий на иранскую территорию.  Как писали аналитики, непонятно что именно имели в виду в Тегеране и что именно может предпринять Иран  во избежание нежелательных действий. Официальный представитель иранского дипломатического ведомства С.Хатибзаде  в упомянутом заявлении написал, что «Иран не потерпит нарушения своего территориального суверенитета любой из сторон конфликта», и это предупреждение нужно рассматривать со всей серьезностью. По всей видимости, это предупреждение касается снарядов, разрывавшихся в последние дни в пограничных населенных пунктах и доставивших много волнений местным жителям. В деревне Ходаафарин  провинции Восточный Азербайджан и на этот раз  разорвалось 5 снарядов. Сообщивший об этом глава местного самоуправления не уточнил, из какой страны залетели снаряды, но отметил , что до десятка других снарядов взорвались и соседних селах. По его словам, в Иране внимательно отслеживают ситуацию в приграничных районах во избежание недоразумений. Имеются и жесткие реакции. Так, система противовоздушной обороны (ПВО) Ирана сбила азербайджанский истребитель, нарушивший воздушные границы страны. При этом СМИ подчеркивают, что иранские власти «предупреждали Алиева, что он получит проблемы, если будет игнорировать Иран» . Вот почему военный самолет, нарушивший  иранское воздушное пространство, был атакован без предупреждения и упал на территории страны. Судьба экипажа пока не известна.

Международные СМИ отмечают, что в этом конфликте Иран поддерживает Республику Армения, о чем свидетельствуют продолжающиеся поставки военных грузов на территорию этого государства, хотя Иран отрицает такие факты.  Проармянские симпатии иранского руководства стали и на этот раз причиной протестных актов жителей азербайджаноязычных провинций страны, не стихавших все дни после начала боевых действий  27 сентября. В конце сентября – начале октября 2020 г. в фарсиязычных  социальных сетях появились видеоклипы, запечатлевшие демонстрации в Тегеране, на которых раздавались  лозунги в поддержку Азербайджанской Республики (АР)  в ее военном противостоянии с Арменией и выражается солидарность с ее народом. На клипах видны и транспаранты на азербайджанском языке: «Карабах – наш, и навсегда всегда останется нашим», «Карабах – или смерть!».

Точно также совершенно неожиданно представители  религиозного лидера страны Али Хаменеи в провинциях страны с доминирующим азербайджаноязычным населением (Западный и Восточный Азербайджан, Зенджан и Ардебиль) официально высказались в поддержку победы Азербайджанской Республики в конфликтнее  с Арменией. По сообщению иранского официоза,  они опубликовали совместное заявление, в котором написали: «Вне всякого сомнения, Нагорный Карабах принадлежит Азербайджану, он оккупирован и должен быть возвращен  Азербайджанской Республике» Трудно понять, отражает ли это заявление точку зрения аятоллы Али Хаменеи. Как считают аналитики, прямая поддержка Азербайджанской Республики со стороны представителей Хаменеи направлена на внутреннюю аудиторию и призвана обуздать проазербайджанские протестные акты. Совершенно немотивированными в таком контексте являются массовые аресты гражданских активистов в пограничных провинциях, выступавших в поддержку Азербайджанской Республики.

Как видно из публикаций иранских СМИ, аятолла Хаменеи не раз выражался в поддержку своего стратегического партнера – Республики Армения.  Вот почему АР обвиняет иранское руководство в помощи этой христианской стране. При этом, общеизвестным фактом является то, что в своей позицию по отношению к военному противостоянию между АР и Арменией Иран провозгласил нейтралитет и потребовал  прекращения огня. Параллельно этому, официальный представитель иранского МИДа С. Хатибзаде декларировал, что политикой его страны в этом вопросе является содействие  в отношение облегчения переговорного процесса между обеими сторонами конфликта.

Подробно анализируя сложившуюся обстановку, официальные СМИ ИРИ информируют о том, что в ходе нынешнего осложнения обстановки в регионе противостояния, Азербайджан и Турция заявили о своей позиции противодействия прекращению огня  и продолжения боевых десйтвий до победы и освобождения Нагорного Карабаха от армянских войск. У ИРИ и РФ заметна своя позиция, они солидарны с Ереваном в стремлении приостановить военные действия.

6 октября свою позицию по этому вопросу высказал главный советник аятоллы Али Хаменеи по внешнеполитическим вопросам – Али-Акбар Велаяти. В течение 16 лет он занимал пост главы МИД ИРИ. В интервью праворадикальной газете «Кейхан» Велаяти заявил, что Армения должна  освободить все оккупированные  районы Азербайджанской Республики. Касаясь сути конфликта, Велаяти сказал, что одна из двух сторон захватила часть территории другой. В результате, 7 районов Азербайджана оккупированы Арменией. «По этому поводу выпущены 4 резолюции Совета Безопасности ООН, требующие прекращения оккупации Арменией азербайджанской территории,  вывода своих войск и возвращения к международно-признанным границам».  «Наши страны – члены ООН, и потому должны подчиняться ее решениям. Вот почему мы требуем возврата оккупированных районов Азербайджану».  Как считают аналитики,  такое заявление – показатель политического разброда в иранском руководстве, которое не может достаточно четко показать свои политические ориентиры, и определить, кого же оно поддерживает в нынешнем противостоянии.  По ряду признаков, Тегеран помогает в поставках вооружений  Еревану через посредничество России. Одновременно он устранился от поддержки Баку. Но как тогда расценивать заявление МИД ИРИ  о подготовке комплексного плана разрешения кризиса, на который, между тем,  в столицах обеих воюющих сторон  не обратили никакого внимания.  При его подготовке никаких консультаций с Арменией и Азербайджаном проведено не было. Однако 7 октября иранский  президент Х.Роухани еще раз  подтвердил актуальность выполнения Ираном посреднической миссии в урегулировании ситуации в рамках международного права, на основе международно-признанных границ Армении и Азербайджана.