- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О факторах, влияющих на процесс нормализации отношений Израиля с арабскими странами

Германия, Великобритания, Испания, Италия и Великобритания выразили обеспокоенность одобрением Израиля строительства 4,9 тыс. единиц жилья в поселениях на Западном берегу реки Иордан и считают, что оно нарушает международное право. Об этом говорится в распространенном 16 октября совместном заявлении МИД пяти стран. «Мы глубоко обеспокоены решение израильских властей ускорить строительство более 4,9 тыс. единиц жилья. Расширение поселений нарушает международное право и угрожает возможности решения проблемы на основе двух государств с целью установления справедливого и долгосрочного мира между израильтянами и палестинцами», — говорится в документе. В нем отмечается, что в свете «позитивного развития событий» в регионе, связанного с нормализацией отношений между Израилем, ОАЭ и Бахрейном, это «является контрпродуктивным шагом». МИД пяти стран сообщили, что во время прямых переговоров с израильским правительством было подчеркнуто, что решение по расширению поселений «подрывает усилия по укреплению доверия» между игроками в регионе. «В этой связи мы требуем немедленного прекращения строительства поселений, а также принудительных выселений и разрушения палестинских структур в Восточном Иерусалиме и на Западном берегу реки Иордан», — отмечается в заявлении. Германия, Великобритания, Испания, Италия и Великобритания призвали к полной реализации резолюции 2334 Совета Безопасности ООН и подчеркнули, что признают перемещение границ, установленных в 1967 году, только при условии, что они будут признаны всеми сторонами. «Мы призываем обе стороны не предпринимать односторонних шагов , но возобновить серьезный диалог, а также прямые переговоры», — отметили МИД. 15 октября израильская правозащитная организация «Шалом ахшав» («Мир – сейчас») сообщила, что Высший совет по планированию строительства Гражданской администрации Западного берега реки Иордан при израильском Минобороны утвердил планы по строительству 4 984 единиц жилья в еврейских поселениях в ходе двух заседаний 14 и 15 октября. Утверждение планов строительства стало первым с момента подписания соглашений о нормализации отношений еврейского государства с Объединенными Арабскими Эмиратами и Бахрейном в Вашингтоне месяц назад. В предыдущий раз израильская Гражданская администрация Западного берега продвигала планы возведения жилья в поселениях 27 февраля 2020 года. Тогда были одобрены к строительству 1 739 квартир и домов на одну семью для поселенцев, после чего в этой деятельности последовал перерыв на 8 месяцев. Продолжающееся строительство Израилем на Западном берегу реки Иордан считается одним из основных препятствий на пути урегулирования длящегося десятилетия палестино-израильского противостояния. В декабре 2016 года Совет Безопасности (СБ) ООН принял резолюцию 2334 с требованием к Израилю немедленно прекратить поселенческую деятельность на оккупированных палестинских территориях. Израиль тогда же заявил, что не будет выполнять положения этого документа СБ ООН. Как полагают американские эксперты, расширение поселений не замедлит темпов нормализации отношений Израиля с арабским миром, подрывая будущее палестинского государства. В этой связи они указывают на то, что, несмотря на дипломатическое осуждение со стороны ЕС, не последовало немедленного дипломатического отпора со стороны новых арабских союзников Израиля в Персидском заливе — ОАЭ и Бахрейна. В этой связи, в отсутствие каких-либо реальных последствий для продолжения процесса нормализации отношений с арабскими странами, Израиль сохранит свою долгосрочную стратегию расширения поселений, несмотря на международные протесты, направленные на то, чтобы обезопасить части Западного берега и подорвать будущее палестинское государство. Политические, экономические факторы и факторы безопасности, способствующие расширению поселений, не изменились достаточно существенно, чтобы повлиять на поселенческую политику нынешнего правительства единства. При этом, правое поселенческое движение Израиля является ключевым блоком нынешнего правительства, и оно по-прежнему разочаровано тем, что аннексия, обещанная в июле, до сих пор не осуществлена. Расширение поселений должно в некоторой степени компенсирует их недовольство отказом правительства на проведение частичной аннексии ЗБРИ. .При этом правительство национального  единства Израиля согласно с необходимостью долгосрочного присутствия в спорной долине реки Иордан, граничащей с Иорданией. В этой связи в Вашингтоне исходят из того, что государства, которые недавно нормализовали отношения с Израилем — а именно ОАЭ и Бахрейн, вряд ли снизят уровень своих отношений в условиях расширения поселений. Для арабов Персидского залива преимущества новых связей с Израилем перевешивают преимущества отстаивания палестинского дела, и поселения — в отличие от аннексии де-юре — не вызовут формального осуждения в столицах арабских государств Персидского залива. Нормализация принесла ОАЭ и Бахрейну заметный политический капитал в отношениях с Соединенными Штатами, их ключевом стратегическом союзнике, укрепив их отношения с Вашингтоном за пределами тесных связей, которые они имеют с президентом США Дональдом Трампом. Деловые связи между ОАЭ и Израилем продолжают углубляться: базирующиеся в ОАЭ компании стремятся инвестировать в израильские авиакомпании и порты, порт Хайфа принимает свои первые грузы из Дубая, а обе страны стремятся заключить налоговое соглашение.

Как полагают американские аналитики, другие государства, которые могли бы нормализовать отношения с Израилем, включая Судан, Катар, Марокко, Оман и Саудовскую Аравию, вряд ли пересмотрят свое решение только на основе расширения поселений. Официальная аннексия также более важна для этих государств, чем продолжение расширения поселений: дипломатические «красные линии» таким образом отодвигаются от темы поселений после общей нормализации. Палестинский вопрос остается популярным во многих странах арабского и мусульманского мира, но в последние годы он стал менее приоритетным, поскольку внутренние проблемы и региональное соперничество превалируют над палестинским вопросом. Многие арабские страны, включая Судан и Саудовскую Аравию, находятся под прямым давлением США, чтобы нормализовать ситуацию в обмен на определенные уступки США. В Судане Соединенные Штаты предлагают облегчение долгового бремени и исключение Судана из списка государств-спонсоров терроризма в обмен на нормализацию обстановки. В Саудовской Аравии Соединенные Штаты предлагают более глубокие сделки с оружием, потенциально включая передовую истребительную систему F-35, которая, как сообщается, была частью сделки по нормализации отношений между ОАЭ и Израилем. Министр финансов США Стивен Мнучин возглавит официальную делегацию в Израиль, Бахрейн и ОАЭ для поддержки экономического сотрудничества между странами в рамках «Авраамовых соглашений». Об этом говорится в опубликованном 17 октября сообщении американского финансового ведомства. По данным ведомства, поездка состоится с 17 по 20 октября. Отмечается, что делегация США вместе с израильскими официальными лицами впервые совершит прямой коммерческий рейс из Израиля в Бахрейн. Затем делегация отправится в Абу-Даби, где Мнучин примет участие в бизнес-саммите. Делегации США и Израиля вернутся в ОАЭ первым в истории коммерческим рейсом из ОАЭ в Тель-Авив, сообщили в Минфине США. В этой связи рискнем отметить, что это не совсем так. Пока, кроме ОАЭ и Бахрейна никто из перечисленных стран, несмотря на давление со стороны Вашингтона, нормализовать отношения с Израилем не торопится. К тому же США поторопились и постарались повлиять на Эр-Рияд, выпустив на информационную площадку своего давнего союзника принца  Бандара бен Султана, который должен был оправдать такой шаг иранской угрозой. Но не учли одного нюанса: сложных личных отношений между наследным принцем КСА Мухамедом бен Сальманом и бывшим руководителем УОР КСА и послом в США. Эффект от выступления принца Бандара вызвал обратный эффект и возродил в голове Мухаммеда бен Сальмана подозрения о возможном предательстве со стороны Вашингтона в пользу прежних своих предпочтений в саудовской элите. Нормализация отношений между Саудовской Аравией и Израилем возможна, но приоритетом на данном этапе остается запуск палестино-израильского переговорного процесса. Об этом, как передает 7 октября телеканал «Аль-Джазира», заявил находящийся с визитом в США министр иностранных дел королевства Фейсал бен Фархан Аль Сауд в интервью Вашингтонскому институту ближневосточной политики. «Нормализация с Израилем в конечном итоге возможна, и мы надеемся на разрешение кризиса в Персидском заливе, — сказал он. — Но на данном этапе первостепенной задачей является возвращение палестинцев и израильтян за стол переговоров». По словам главы саудовского внешнеполитического ведомства, «сейчас следует сосредоточить все внимание на том, чтобы усадить палестинцев и израильтян за стол переговоров». «В конце концов, единственное, что может привести к прочному миру и стабильности, — это соглашение между палестинцами и израильтянами, — подчеркнул он. — Если нам не удастся этого добиться, в регионе останется незаживающая рана». «Мы привержены миру, который является стратегической необходимостью всего региона, и нормализация отношений с Израилем — часть этого, — пояснил министр. — Это то, что было предусмотрено Арабской мирной инициативой 2002 года и что предлагала Саудовская Аравия еще в 1981 году, поэтому мы всегда думаем, что нормализация состоится, но вместе с тем мы должны получить палестинское государство и палестино-израильский мирный план». 14 октября госсекретарь США Майкл Помпео после переговоров с главой МИД КСА в рамках первого раунда двустороннего стратегического диалога выразил надежду на то, что Эр-Рияд рассмотрит возможность присоединения к так называемым «Авраамовым соглашениям» о нормализации отношений с Израилем, посредником которых выступают Соединенные Штаты. Но в данном случае надо отметить один факт: Белый дом на сегодня не смог продавить «парад» восстановления отношений со стороны всех стран, которые США первоначально включили в этот список в рамках шумного пропагандистского успеха накануне президентских выборов. Это отказался сделать даже Судан. В этой связи вновь подчеркнем, что ожидать какого-то прогресса до ноября маловероятно: основные арабские страны ждут итогов президентских выборов в США.