- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О социально-экономической ситуации в Сомали в контексте пандемии COVID-19

C началом глобальной пандемии COVID-19 Сомали рассматривалось мировыми экспертами в качестве одной из уязвимых стран с точки зрения воздействия на социально-экономическую систему. Особенно в контексте традиционной слабости системы здравоохранения, по уровню которой Сомали находится на одном из последних мест в мире.

В частности, по международному индикатору готовности к чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения индекс Сомали составляет 6 из 100. На каждые 100 тысяч человек в Сомали приходится 2 медицинских сотрудника (мировой стандарт – 25 сотрудников). Менее 20% медицинских центров в стране имеют достаточное оборудование и медикаменты для того, чтобы справляться с эпидемией. На почти 13 млн населения Сомали располагает лишь 18 центрами для изоляции больных COVID-19 с 376 койко-местами.

Особое место занимает проблема временно переселенных лиц – их число сегодня достигло 2.6 млн человек, включая 630 тысяч новых переселенцев только в нынешнем году в результате наводнений, активизации конфликта и угроз безопасности. В контексте глобальной пандемии эта группа населения представляется наиболее уязвимой и требующей отдельного внимания гуманитарных организаций и доноров, особенно в части медицинской помощи и продовольственного обеспечения.

Еще один важный фактор воздействия COVID-19 связан с высокой степенью зависимости сомалийской экономики от импорта. В условиях глобального локдауна и нарушения работы систем поставок и логистики, а также замедления международной торговли, это обстоятельство несет серьезную угрозу экономической безопасности. С мая с.г. ритейлеры вынуждены поднимать цены на импортируемые в Сомали товары, что особенно негативно сказывается на бедном сельском населении и внутренне переселенных беженцах. Денежные поступления от сомалийских трудовых мигрантов, составляющие по оценкам Всемирного банка до 40% доходов домашних хозяйств в стране, с началом пандемии сократились вдвое. При этом, согласно прогнозам экономистов, номинальный ВВП в этой стране может сократиться в этом году на 11%, что существенно выше чем в других странах региона и в свою очередь приведет к замедлению экономического роста. А это спровоцирует падение уровня доходов и рост базовых потребностей населения.

На ситуацию с пандемией в Сомали также накладывается и проблема наводнений и самого массового за последние десятилетия нашествия саранчи. В частности, наводнениями сегодня затронуто 39 районов Сомали с охватом населения в 1.3 млн человек, что провоцирует массовую миграцию (более 500 тысяч человек) и рост инфекционных заболеваний – холеры и диареи.  В более долгосрочной перспективе, по оценкам местных экспертов, вышеобозначенные климатические катаклизмы приведут к сокращению урожая в нынешнем году на 15-25%. К концу 2020 года дополнительно 3.5 млн сомалийцев грозят столкнуться с проблемой продовольственной безопаcности, а число недоедающих детей растет на 13% ежемесячно.

Разумеется, в сложившихся условиях правительство Сомали предпринимает превентивные меры, особенно в секторе здравоохранения и продовольствия, чтобы смягчить последствия пандемии. Летом 2020 года правительство  временно отменила налоги на базовые виды товаров, чтобы смягчить рост цен и дефицит, особенно продовольствия, а также поддержать покупательскую способность многих сомалийцев, в особенности наемных работников и сотрудников с почасовой оплатой, без регулярного контракта. Кроме того, правительство смягчило ограничения на экспорт риса из других стран, в частности, Вьетнама.

Тем не менее, сомалийское правительство имеет действительно ограниченные возможности реагирования на пандемию. Ограничение международной торговли и сокращение импорта ведет неизбежно к дефициту жизненно важных товаров и подстегивает цены. К тому же отсутствие коммерческих рейсов и ограниченный доступ к районам, пострадавшим от наводнений (ввиду разрушения инфраструктуры)  осложняет гуманитарную ситуацию в стране и затрудняет гуманитарный доступ к нуждающимся.

С другой стороны, Сомали угрожают огромные потери от нереализованного экспортного потенциала. Это происходит ввиду ограничительных и защитных мер, которые на фоне пандемии принимают другие страны, являвшиеся традиционными потребителями экспортной продукции из Сомали. Известно, что одной из главных статей сомалийского экспорта является продукция животноводства. Например, весной 2020 года Саудовская Аравия наложила запрет на импорт животноводческой продукции из Сомали, что может привести по итогам года к 30-50-процентному сокращению экспорта сомалийского животноводства и сокращению рабочих мест в экспортоориентированных грузовых портах Сомалиленда и Пунтленда.

В части мер финансового и монетарного стимулирования, Центральный банк Сомали оказывает адресную поддержку малым и средним предприятиям через коммерческие банки (выделено 3-4 млн на предоставление им льготного кредитования). Также Центробанк Сомали изучает возможности облегчения режима и тарифов денежных переводов от трудовых мигрантов для нуждающегося населения.

В секторе здравоохранения первую медицинскую помощь получили около 300 тысяч человек, а по линии доноров в страну было поставлено 40 метрических тонн медикаментов, оборудования и больничные койки и 20 аппаратов для искусственной вентиляции легких.

Следует признать, что несмотря на все усилия местных властей и важную поддержку доноров, в Сомали по объективным причинам имеются существенные пробелы и уязвимые точки в системе здравоохранения. Это обстоятельство ограничивает реагирования властей на пандемию. Отсутствуют масштабные системы мониторинга и быстрого выявления,  ограничены возможности лабораторного тестирования коронавируса.  Имеется дефицит в средствах индивидуальной защиты и дополнительных центрах для изоляции больных коронавирусом, а лагеря для внутренних беженцев являются наиболее уязвимыми к массовому распространению вируса. С началом стихийных наводнений в стране наблюдается рост вынужденных массовых перемещений населения и их миграции в и без того переполненные лагеря для беженцев, что еще более повышает угрозу распространения COVID-19.

Думается, критически важным механизмом для защиты сомалийской экономики в условиях пандемии является поддержание и укрепления продовольственных цепочек. С одной стороны, с точки зрения производства важно обеспечить устойчивость для сохранения – в условиях коронавируса и карантина – как минимум прежних объемов экспортных поставок, особенно животноводческой продукции, от которых в значительной степени зависят национальные доходы. Спрос на внешних рынках постепенно восстанавливается, и Саудовская Аравия вновь возобновляет импорт сомалийской животноводческой продукции, поэтому здесь важно не упустить конкурентного преимущества и сохранить свои позиции на рынках за счет гарантированных и устойчивых поставок качественной продукции. С другой стороны, важно регулировать и внутренний спрос на продовольствие, чтобы в превентивном порядке избежать образования продовольственного дефицита и компенсировать его наращиванием внешних поставок. В частности, такие меры уже предпринимаются после открытия нового канала импорта риса из Вьетнама.

Наконец, важнейшей задачей сомалийских властей в условиях пандемии должна стать поддержка малых и средних предприятий за счет адресных финансовых и материальных мер стимулирования. Разумеется, правительству одному эта миссия непосильна. Такая работа должна вестись по линии международных финансовых институтов и организаций системы ООН. В частности, речь идет о выделении прямых денежных трансферов фермерам, создании новых рабочих мест и экономических возможностей в промышленном секторе,  инвестициях в местное производство масок и других средств медицинской защиты для создания новых рабочих мест и пр.