- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О новой стратегии властей ОАЭ по восстановлению экономики после пандемии коронавируса

Будучи второй экономикой в регионе после Саудовской Аравии, власти ОАЭ активно ищут пути наиболее эффективного преодоления последствий коронавируса и извлечения максимальной выгоды из этого кризиса. Помимо экономического потенциала, ОАЭ благодаря стратегическому месторасположению играет ключевую роль в международной торговле в глобальном масштабе. Одновременно, не будем забывать, что Эмираты являются по сути нетто-импортером основных видов продовольственной продукции и в этом контексте сильно зависит от мировой торговли и цепочек поставок. Еще один важный фактор – эта страна второй после КСА хаб по размещению иностранцев, в первую очередь временных наемных работников, которые большей частью являются выходцами из бедных развивающихся стран. Все эти особенности социально-экономической структуры страны играют важную роль в выборе оптимальной стратегии выхода из пандемии.

В самом начале пандемии ОАЭ одной из первых стран в регионе удалось идентифицировать случаи заражения и принять быстрые и упредительные меры, которые не позволили пандемии принять массовый характер. Система здравоохранения страны также оказалась готова к реагированию на пандемию. Сейчас однако власти приходят к пониманию того, что назрели меры более стратегического и институционального характера для обеспечения инклюзивного экономического восстановления после пандемии. В июле 2020 года в стране был наначен новый кабинет министров, получивший четкий мандат начать работу на этом направлении. Уже в сентябре были намечены магистральные направления этой работы  — восстановление экономической активности, повышение качества доставки продукции, в том числе за счет цифровизации систем доставки, внедрение новых технологий и инноваций в сельское хозяйство, продовольственные системы и системы водной безопасности.

Главным вектором стратегии нового кабинета стал упор создание интегрированных подходов в сфере здравоохранения, включая профилактику, ментальную и психологическую поддержку и поощрение здорового образа жизни. В центре внимания самые уязвимые – пожилые люди, бедные трудовые мигранты, врачи, беременные женщины и кормящие матери, дети. Тем не менее, несмотря на эти меры и инвестиции, число коек-мест в стране составляет 1.3 на одну тысячу человек, что вдвое ниже среднемирового показателя (2.7). Особое внимание удаляется именно психологической поддержке самых уязвимых категорий. Также внедрены специальные протоколы по подготовке и предупреждению вируса в секторах с высоким риском – туризме, транспорте и спортивной отрасли.

Другим важным элементом новой стратегии является переход к т.н. «гибридному» образованию, которое подразумевает сочетание онлайн программ с традиционным форматом и делает упор на адресную поддержку учащихся. Без такого персонифицированного подхода, как показывают недавние исследования, школьники на онлайн обучении могут потерять до 30% всей годовой образовательной программы, что соответствует де-факто пропуску трех месяцев занятий в школе. Также в ОАЭ намерены запустить новые инструменты для измерения прогресса учащихся по итогам онлайн образования в средних и высших учебных заведениях. Это поможет своевременно выявить и устранить пробелы в онлайн образовании.

Еще одна важная проблема – обеспечить защиту более 4.2 млн работникам, особенно временных наемных сотрудников, которые заняты в отраслях высокого риска и наиболее пострадавших от пандемии. Речь идет о таких индустриях как туризм, строительство, гостиничный бизнес, авиация, ритейл. С начала пандемии сотни тысяч иностранных работников уже покинули ОАЭ либо подали заявления о репатриации. Отток дешевой рабочей силы может сильно ударить по экономике страны, и он продолжает нарастать, несмотря на упредительные меры властей. Новая стратегия нацелена по помощь самым уязвимым работникам с минимальной зарплатой и временными контрактами, а также работающим в неформальном секторе и строительстве – самых пока пострадавших от пандемии.

Помимо мер чрезвычайного и превентивного характера в секторе здравоохранения, образования и по поддержке трудовых мигрантов, новый кабинет министров намерен инвестировать и в поступательное экономическое развитие. Для этого правительство ОАЭ намерено инвестировать в обеспечение устойчивого роста, развитие зеленой экономики и зеленых технологий,  укрепление продовольственной безопасности, питания, устойчивого сельского хозяйства и производства. Наконец, новая стратегия охватит такие сферы как борьба с климатическими изменениями и управление отходами, а также меры по «декарбонизации» и внедрение новых экологических стандартов. Именно пандемия может стать важной отправной точкой для реального запуска всех вышеозначенных инициатив, которые назрели и уже давно обсуждаются в эмиратском обществе и экспертной среде.

Наконец, третьим важным элементом новой социально-экономической политики ОАЭ станет реализация целого блока инициатив в социальной сфере. Здесь речи идет о поддержке роли женщин в контексе пандемии, политике поддержки молодежи и их вовлечения в социальные проекты, международные инициативы и культурную дипломатию. Также в этот блок вопросов включена защита прав детей а также переоценка планов по урбанизации в свете последствий коронавируса.

Думается, анонсирование в октябре с.г. новой комплексной стратегии правительства по преодолению последствий пандемии коронавируса стало своевременным ходом. Накопленная усталость общества от пандемии и неопределенность в перспективах развития страны требовали от властей более четкой и далекоидущей стратегии  и ее коммуникации населению. Не менее актуальным является появление новой стратегии и на внешнем фронте. По приглашению председательствующей в этом году в «Группе двадцати» Саудовской Аравии, руководство ОАЭ впервые примет участие в саммите этого представительного форума в ноябре с.г. Поскольку COVID-19 будет очевидно в центре дискуссии «двадцатки», новая стратегия ОАЭ по преодолению последствий пандемии окажется весьма своевременной.