- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Западные эксперты о военной стратегии Ирана и балансе сил в регионе. Часть 1

Чуть боле года назад над Ормузским проливом силы ПВО Корпус стражей исламской революции (КСИР) Ирана сбили разведывательный беспилотник США. Инцидент вызвал очередной всплеск напряженности между двумя странами, однако президент Д.Трамп, как утверждается, отменил ответный удар в последнюю минуту. Некоторые обозреватели увидели в этом эпизоде уверенность Тегерана в своей мощи, которая, несмотря на очевидную асимметрию, позволяет удерживать США от активных военных действий. В этой связи представляет интерес западная оценка военных возможностей Ирана, его военной стратегии, её целей и инструментов, а также влияния на баланс сил в регионе.

По мнению одних аналитиков, военная стратегия ИРИ носит агрессивный характер и, в конечном итоге, направлена на восстановление былой Персидской Империи. Другие представляют её как оборонительную. Эксперты же Международного института стратегических исследований (IISS) Хади Аджили (Hadi Ajili) и Махса Роухи (Mahsa Rouhi) считают, что ни одна из подобных характеристик не является точной. Хотя военная стратегия Ирана и «включает элементы передовой обороны, в первую очередь она сосредоточена на сдерживании».

Руководство Исламской Республики признает ограниченность боевых возможностей национальных вооруженных сил, ставшее следствием санкций после Исламской революции 1979 года и общего истощения экономики в результате ирано-иракской войны. Не имея достаточно сил, чтобы противостоять угрозам или вызовам напрямую, при формировании военного потенциала сдерживания Тегеран прибегает к нетрадиционным подходам и сосредотачивает внимание на слабых местах своих основных противников.

Иранцы полагают, что для президента США гибель американских военнослужащих имеет значительно более серьезные внутриполитические последствия, чем гибель иранских солдат для руководства ИРИ. Это соображение сформировало многоуровневую  стратегию по сдерживанию военных действий против Ирана, особенно американского вторжения, за счет формирования у агрессора отрицательного баланс затрат и выгод.

 

Исходная мотивация военной стратегии Ирана

По взглядам западных аналитиков на формирование военной стратегии ИРИ повлияли пять ключевых движущих сил.

Первая – это историческое недоверие и продолжающаяся конфронтация между Ираном и США, из-за которой вероятность смены иранского режима и военный конфликт по-прежнему сохраняют свою актуальность. Второй мотив – необходимость военной самообеспеченности: безопасность Ирана должна гарантироваться без иностранной поддержки. В-третьих, десятилетия санкций, привели к необходимости оптимизации военных расходов и разработке отечественных военных технологий. В-четвертых,  несопоставимость уровня угроз и имеющихся ресурсов, вынудили Иран принять стратегию асимметричной войны. Наконец, решающую роль в определении характера военной стратегии Ирана сыграло его геополитическое положение в регионе, изобилующем конкурирующими, а иногда и конфликтующими интересами, которые привели к сильному присутствию США.

Истоки недоверия между Ираном и Соединенными Штатами западные эксперты относят к 1953 году, когда правительства США и Великобритании по геополитическим причинам организовали переворот против премьер-министра Ирана Мохаммада Мосаддыка. С тех пор каждая сторона составила длинный список претензий. Иран включает в него поддержку США жестокого прозападного режима шаха Мохаммада Резы Пехлеви, а также президента Ирака Саддама Хусейна в ирано-иракской войне. Иранские лидеры обвиняют США в спонсировании различных действий по свержению режима и твердо убеждены в том, что в конечном итоге американская политика в отношении Ирана направлена на смену режима, чего Вашингтон мог бы достичь путем военного вторжения. Как результат, военная стратегия ИРИ разработана, чтобы, главным образом, сдержать военные действия и обеспечить решительный ответ на вторжение США или дестабилизацию режима.

Большое влияние на военную стратегию ИРИ оказала ирано-иракская война. Её следствием эксперты называют современную ракетную программу Ирана. После иракского вторжения в 1980 году Иран для ответа на интервенцию пытался закупить запас ракет «Скад-Б» у Советского Союза, но СССР отказал, поскольку в то время был союзником Ирака. Международные санкции не позволили Ирану закупать ракеты где-либо еще. Тем временем Советский Союз, США и страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) предоставляли Саддаму Хусейну современное военное оборудование и важную разведывательную информацию.

Во время войны Иран всё же приобрел ракеты «Скад-Б» сначала в Ливии и Сирии, а затем в Северной Корее. Сразу после войны лишенный каких-либо других источников Иран продолжил сотрудничество с КНДР. Кроме ракет он приобрел истребители и бронетехнику. Однако, его военные расходы были и остаются небольшими по сравнению со многими арабскими странами Персидского залива с гораздо меньшей территорией. В частности, в период с 2006 по 2015 годы в результате санкций военные расходы ИРИ сократились примерно на 30%. Даже после частичного их снятия в 2015-16 годах, военные расходы вернулись только к уровню 2009 года, составив около 3% ВВП, что намного ниже, чем 12% в 1970-е годы при шахе. Для сравнения, совокупные военные расходы стран ССАГПЗ в 2019 году оцениваются в 100 млрд долл. США против 17,4 млрд долл. США у Ирана.

Ирано-иракская война также отразила исторический конфликт между Ираном и его арабскими соседями. Еще до революции 1979 года главной угрозой для безопасности Ирана считался Ирак. По оценкам ЦРУ, во время войны страны Персидского залива оказали Саддаму Хусейну материально-техническую и финансовую помощь в размере 30-40 млрд долл. США. Если интервенция США в Ираке в 2003 году сняла напряженность между Ираном и Ираком, то трения Ирана со странами ССАГПЗ, особенно с Саудовской Аравией, только усилились.

Таким образом, подытоживают эксперты, Иран видит две основные угрозы своей безопасности: территориальное вторжение с участием сил США и опосредованную войну с региональными соседями в более широком масштабе. Военная стратегия Ирана призвана предотвратить обе эти угрозы.