Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили вокруг ядерной программы Ирана и в Ираке. 26 июля президент Ирана М. Ахмадинежад сообщил, что в настоящее время в стране действует до 6000 центрифуг для обогащения урана. Президент Ирака Дж. Талабани 23 июля наложи вето на принятый парламентом за день до этого закон о региональных выборах, проведение которых было запланированы на октябрь с. г.
На прошедшей неделе завершилась поездка по странам региона фактического кандидата в президенты США от Демократической партии Б. Обамы, в ходе которой он посетил Кувейт, Афганистан, Иран, Иорданию, Израиль и палестинские территории. Во время своего турне Обама сделал несколько важных заявлений и дал некоторые оценки событиям, происходящим на Ближнем и Среднем Востоке. Так, американский политик заявил о необходимости уделить приоритетное внимание Афганистану, назвав эту страну, наряду с Пакистаном, «центральным фронтом борьбы с терроризмом», а не Ираку, где, по его мнению, ситуация улучшается. В то же время в Багдаде Обама не говорил о конкретных сроках вывода войск США из Ирака, хотя ранее заявлял, что в случае избрания его президентом американские войска уйдут из этой страны в течение 16 месяцев. В Иерусалиме Б. Обама подтвердил «нерушимость исторических и особых отношений между США и Израи-лем», выступил против переговоров Израиля с ХАМАС до тех пор, пока исламисты не откажутся от насилия, а также дал негативную оценку ядерным амбициям Ирана, которые он считает угрозой стабильности в регионе и мире.
В столице ОАЭ Абу-Даби госсекретарь СШа К. Райс 21 июля провела переговоры с главами внешнеполитических ведомств Бахрейна, Египта, Иордании, Ирака, Катара, Кувейта, ОАЭ, Омана и Саудовской Аравии. Главной темой переговоров стали вопросы, связанные с иранской ядерной программой. Кроме того, обсуждалась ситуация на Ближнем Востоке, в Ливане, Ираке, Сирии и Афганистане.
Руководство Ирана продолжает настойчиво заявлять об отказе остановить работы, связанные с обогащением урана. Также заявлено, что Тегеран больше не будет оказывать содействие усилиям МАГАТЭ по прояснению вопросов о т. н. «предполагаемых исследованиях», которые не имеют прямой связи с ядерной программой ИРИ, но могут иметь отношение к попыткам создать ядерное оружие и средства его доставки. Иранцы считают, что проверка обоснованности подобного рода подозрений выходит за рамки мандата МАГАТЭ.
Председатель Комитета начальников штабов ВС США адмирал М. Муллен утверждает, что Иран упорно «продвигается в направлении созда-ния ядерного оружия и хочет иметь его в своем арсенале». В складывающейся ситуации адмирал полагает необходимым «определить, что мы должны сделать, чтобы не допустить этого». Соединенные Штаты и другие страны Запада предупреждают Иран, что если он в течение двух недель не даст ответа на пакет предложений «шестерки» международных посредников (Великобритания, Германия, КНР, РФ, США, Франция) и не сообщит о приостановке работ по обогащению урана, то в отношении Исламской республики будут приняты «карательные меры». Однако глава МИД России С. Лавров выступил против американских требований ввести жесткие временные сроки для предоставления Ираном ответа на предложения «шестерки». Главы внешнеполитических ведомств стран Евросоюза заявили 23 июля, что не поддержат военного удара против ИРИ и будут продолжать переговоры с Тегераном для решения ядерной проблемы политическим путем.
Отказ президента Ирака Дж. Талабани подписать новый закон о выборах в местные органы власти может серьезно осложнить внутриполитическую ситуацию в стране, привести не только к отсрочке региональных выборов, но и застопорить и без того очень трудно и крайне медленно идущий процесс национального примирения. В настоящее время представители различных иракских политических сил проводят экстренные консультации с целью достижения согласия по спорным вопросам в тексте закона с тем, чтобы вновь рассмотреть его в парламенте в самое ближайшее время.
На минувшей неделе премьер-министр Ирака Н. аль-Малики посетил с официальными визитами Германию и Италию. На переговорах с руко-водителями западноевропейских стран обсуждались главным образом вопросы укрепления безопасности, восстановления государственных ор-ганов и экономики Ирака. В Берлине и Риме обещали всемерную поддержку багдадским властям в решении этих проблем. Во время пребывания в Риме Н. аль-Малики посетил Ватикан, где встретился с папой Бенедиктом ХVI, обсудив с ним вопросы положения иракских христиан.
Президент курдской автономии М. Барзани выступил с предложением о размещении на ее территории на постоянной основе американских войск, где они могли бы находиться в безопасных условиях, одновременно оказывая воздействие на обстановку в Ираке и регионе. Вместе с тем, реализация этой идеи потребует значительных средств и времени (до 2-3 лет), т. к. на сегодняшний день в Иракском Курдистане отсутствует необходимая инфраструктура, в частности, нет военно-воздушных баз.
По информации исследовательской службы Конгресса США, американские расходы на ведение войны в Ираке приближаются к расходам на войну во Вьетнаме. По состоянию на середину июля 2008 г. Соединенные Штаты истратили на иракскую кампанию 648 млрд долларов, в то время как вьетнамская война обошлась американцам в 686 млрд долларов.
На прошедшей неделе президент Судана О. аль-Башир посетил западный регион страны Дарфур. Эта поездка, по замыслу хартумских властей, должна была продемонстрировать местному населению и международному сообществу то особое внимание, которое уделяет решению проблем Дарфура глава государства и правительство. Также поездка аль-Башира должна была показать необоснованность обвинений в военных преступлениях, которые выдвинули против него в Международном уголовном суде (МУС). В ходе посещения региона О. аль-Башир много говорил необходимости мира в Дарфуре, готовности властей вести диалог с представителями различных слоев местного населения – вождями племен, политиками, лидерами повстанцев. Президент обещал реализовать различные проекты по развитию региона. В то же время О. аль-Башир жестко заявил, что при решении дарфурских проблем «мы не нуждаемся в чьих-либо подсказках». Суданские власти также пригрозили выдворить из Дарфура совместный миротворческий контингент ООН и Африканского союза (ок. 9 тыс. чел.) в случае, если МУС официально предъявит обвинения О. аль-Баширу. Между тем обстановка в Дарфуре остается напряженной. Здесь не прекращаются вооруженные столкновения. Даже в дни нахождения там суданского президента правительственные войска подвергли бомбардировке одну из деревень.
Сложной остается обстановка в зоне палестино-израильского конфликта. После серии взрывов, произошедших 26 июля, в результате которых погибли 6 боевиков движения ХАМАС (в т. ч. один из руководящих работников) и ребенок, а 19 человек получили ранения, обострилась внутриполитическая ситуация в секторе Газа. Руководство ХАМАСа обвинило в происшедшем соперников из движения ФАТХ. Произведены массовые аресты (до 200 чел.) сторонников ФАТХа и разгромлено до 40 офисов, принадлежавших приверженцам этого движения. Ранее, 23 июля представитель ХАМАСа заявил, что движение не намерено считаться с М. Аббасом после того, как в январе 2009 г. истечет срок его пребывания на посту главы ПНА. Вместе с тем, М. Аббас 27 июля после переговоров в Каире с президентом АРЕ Х. Мубараком объявил о начале нового этапа межпалестинского диалога под эгидой Египта.
На прошедшей неделе серьезных нарушений перемирия в секторе Газа между ХАМАСом и Израилем отмечено не было. 23 июля в Иерусалиме произошел новый «бульдозерный» теракт: палестинец на тракторе наезжал на автомобили, в результате чего 11 человек получили ранения. На Западном берегу реки Иордан израильские военные проводили рейды против палестинских экстремистов.
Министр иностранных дел Сирии В. Муаллим впервые после начала в 2005 г. кризиса в двусторонних отношениях посетил с визитом Ливан. В Бейруте Муаллим встречался с президентом республики М. Сулейманом и подтвердил намерение руководства САР установить с Ливаном диплома-тические отношения и провести демаркацию сирийско-ливанской границы.
25-26 июля в Триполи – крупнейшем городе на севере Ливана вновь происходили столкновения между сторонниками парламентского боль-шинства и оппозицией, в ходе которых погибли 9 и получили ранения ок. 70 человек. К вечеру 26 июля армии и силам безопасности удалось стаби-лизировать обстановку в городе. Отметим, что новая вспышка вооруженного насилия в Триполи негативно отразилась на работе над проектом программного заявления недавно созданного в Ливане коалиционного правительства. По имеющейся информации, одним из главных противоречий между парламентским большинством и оппозицией при составлении этого документа остается вопрос о боевых формированиях шиитского движения «Хизбалла».
В Пентагоне заявили, что в текущем году США «не в состоянии отправить дополнительные боевые бригады в Афганистан» по причине загруженности военных в Ираке, который остается для министерства обороны приоритетным направлением деятельности. Одновременно сообщается, что решение о направлении новых войск для афганской группировки будет принимать уже новый хозяин Белого дома. Как известно, командование ВС США в Афганистане потребовало направить ему подкрепления в составе трех бригад (ок. 10 тыс. чел.) в связи со значительным усилением боевой и террористической активности антиправительственных вооруженных формирований в восточных и юж-ных районах страны.
Госсекретарь США К. Райс заявила, что власти Пакистана должны усилить свою деятельность по предотвращению перехода боевиками с па-кистанской территории в Афганистан. Вопрос о мерах борьбы с террористами и боевиками движения «Талибан» станет, по всей видимости, главным на переговорах премьер-министра Пакистана Ю. Р. Гилани в Вашингтоне в ходе его визита в США, начинающегося 27 июля.
Пакистан в последние годы значительно увеличил объем экспорта продукции военного назначения. Так, если в 2003-2005 гг. страна ежегодно продавала различные изделия оборонных предприятий на сумму ок. 100 млн долларов, то в 2007/2008 финансовом году эта цифра достигла 300 млн долларов. Главными покупателями пакистанской военной продукции являются страны Юго-Западной Азии, Африки и Ближнего Востока. По официальным данным, в экспорте вооружений в Пакистане задействованы 20 государственных и свыше 100 частных фирм.
Министр обороны Турции В. Гонул заявил о намерении закупить в Германии 6 неатомных подводных лодок пр. 214. Стоимость сделки оце-нивается в 4 млрд долларов. При этом Анкара отклонила предложения французских и испанских фирм. Доля турецких предприятий в постройке лодок составит до 80 проц. Первая подводная лодка должна вступить в строй в 2015 г.
Лидеры греческой и турецкой общин Кипра Д. Христофиас и М. А. Талат договорились начать 3 сентября очередной раунд переговоров о воссоединении острова
Радикальный исламистский деятель шейх Х. Д. Авейс возглавил одно из крупнейших в стране оппозиционных движений «Альянс за освобож-дение Сомали (АОС), руководство которого базируется в Эритрее. АОС выступает за установление в стране исламского правления, основанного на жестком соблюдении норм Шариата. Шейх Авейс сменил на посту руководителя движения умеренного деятеля Ш. Ахмеда, который в июне подписал мирное соглашение с временным правительством Сомали. Авейс сразу же после занятия руководящего поста в АОС заявил об отказе выполнять его условия до полного вывода с сомалийской территории эфиопских войск, а также выступил с угрозами применить силу против миротворцев ООН, если они будут развернуты в Сомали для поддержки правительства.
Приложение
Об итогах операций иракских силовиков в марте-июне 2008 года
В марте – июне 2008 г. армия и силы МВД Ирака при поддержке коалиционных сил (главным образом ВС США) провели крупные операции против боевиков шиитских и суннитских группировок в крупнейшем городе юга страны – Барсе и некоторых других районах этого региона, шиитском районе Багдада Садр-Сити и крупнейшем городе иракского севера – Мосуле. Операции проводились в рамках стратегического курса иракских властей на ликвидацию незаконных вооруженных формирований и террористических группировок с конечной целью стабилизации обстановки в стране, укрепления политических позиций и авторитета правительства во главе с Н. аль-Малики, шиитских исламистских сил, представленных Высшим исламским советом Ирака и партией «Ад-Даава». Во многом на юге и в Садр-Сити эти операции фактически представляли собой попытку силового устранения с политического поля соперников, а именно сторонников радикального шиитского лидера М. ас-Садра.
С 24 по 30 марта проводилась операция «Натиск кавалеристов» против шиитских боевиков в Басре и прилегающей к городу местности, которая переросла в широкомасштабное вооруженное противостояние, охватившее большую часть иракского юга и шиитские районы Багдада. Вооруженные столкновения иракской армии и полиции с боевиками «Армии Махди» и других шиитских вооруженных группировок происходили в городах Эль-Кут, Кербела, Эд-Дивания, Эн-Насирия, Эль-Махмудия, Хилла, Амара, Эс-Самава и Умм-Каср.
Операция в Басре осуществлялась под личным контролем Н. аль-Малики, где против боевиков «Армии Махди» и других шиитских вооруженных группировок были брошены 15 тыс. военнослужащих в составе шести бригад и 15 тыс. полицейских. Отметим, что как в Басре, так и в остальных операциях в составе иракских частей и подразделений действовали американские военные советники и инструкторы, оказывавшие непосредственную помощь иракцам в ходе боевых действий.
По утверждению американского военного командования, идея проведения операции в Басре принадлежала руководству Ирака, а ее планирование и подготовку иракцы осуществляли без чьей-либо помощи. Однако, как показало развитие событий, национальная армия и силы безопасности оказались не в состоянии самостоятельно эффективно действовать против боевиков, продемонстрировав свою слабость, низкий уровень подготовки и морального духа. В правительственных силах имело место массовое дезертирство (св. 1200 чел.), переход многих военнослужащих и полицейских в т. ч. некоторых старших офицеров на сторону «Армии Махди». Более 1300 солдат и офицеров командование уволило со службы за нежелание воевать с боевиками. За фактический провал операции со службы были уволены два генерала, командовавшие армейскими и полицейскими силами. Для оказания помощи иракцам к операции в Басре срочно и активно подключились американская и британская авиация, спецназ ВС США, британская артиллерия.
По итогам мартовских боев многие районы города остались под контролем «Армии Махди». Главным же успехом правительственных сил американцы считали установление контроля над портами Басра и Умм-Каср, которые ранее находились в руках боевиков местной шиитской исламистской партии «Аль-Фадыля».
30 марта руководитель «Армии Махди» М. ас-Садр не без подсказки из Тегерана приказал боевикам в Басре прекратить вооруженные действия и покинуть улицы города, но категорически отказался от разоружения своих формирований (одновременно приостановились бои и в багдадском Садр-Сити). И только после этого правительственные силы вошли в город. Однако лишь к 20 апреля они смогли установить контроль над всеми районами Басры. Кроме того, численность военных и полицейских, призванных обеспечивать порядок и безопасность в городе и прилегающих к нему районах была увеличена до 33 тыс. человек.
В июне в Амаре и провинции Майсан на юге страны, которые считались одним из оплотов сторонников М. ас-Садра, иракские правительственные силы при активной поддержке американских военных провели крупную операцию по зачистке региона от боевиков незаконных вооруженных формирований, в ходе которой были арестованы многие сторонники радикального имама. В то же время боевики «Армии Махди» не стали оказывать противнику вооруженное сопротивление и «растворились» серди жителей Амары.
6 апреля в багдадском районе Садр-Сити возобновились боевые действия иракских правительственных сил, поддерживаемых ВС США, против отрядов «Армии Махди». Вооруженное противоборство приняло ожесточенный характер, для подавления боевиков американцы широко использовали авиацию. Однако сломить сопротивление сторонников М. ас-Садра не удалось. И вновь, как и в Басре, в прекращении боевых действий сыграла свою роль посредническая деятельность Ирана. В итоге 11 мая вступило в силу соглашение о прекращении огня. Правительственные армия и силы безопасности получили беспрепятственный доступ в Садр-Сити, право задержания лиц, подозреваемых в «незаконной деятельности», а также право на изъятие незаконно хранящегося оружия и боеприпасов. В то же время и здесь речь не шла о расформировании отрядов «Армии Махди». После заключения перемирия в Садр-Сити вошли 10 тыс. военнослужащих правительственной армии, которые при поддержке американских боевых вертолетов провели операцию по зачистке района от вооруженных лиц. Причем боевики не оказали им сопротивления, уйдя с улиц. Постепенно ситуация в Садр-Сити стала стабилизироваться.
Премьер-министр Н. аль-Малики подчеркнул, что восстановление порядка в Садр-Сити, а ранее в Басре свидетельствует о том, что меры властей не направлены против какой-то одной религиозной конфессии.
В период с 10 по 24 мая иракские войска при поддержке ВС США провели в Мосуле и прилегающих к нему районах операцию «Рев льва» против боевиков иракского филиала «Аль-Каиды» и местных суннитских экстремистских вооруженных группировок. Считается, что именно провинция Найнава с центром в Мосуле оставалась главной опорной базой экстремистов и террористов в Ираке. Н. аль-Малики лично прибыл в Мосул для общего руководства операцией, к участию в которой были привлечены 19 пехотных, механизированных и танковых батальонов из состава 2-й и 9-й дивизий иракской армии, части Иракской национальной полиции (ИНП, выполняет функции внутренних войск). Причем 9-я дивизия и ИНП входят в состав национальных Сил быстрого реагирования. В качестве вспомогательных полицейских сил в Мосуле действовали отряды суннитских «Советов пробуждения». Всего в мероприятиях по зачистке Мосула и его окрестностей принимали участие 18,2 иракских военнослужащих и полицейских, которых поддерживали 1,9 тыс. американских военных. Управление силами, участвовавшими в операции, осуществлялось из специально созданного Оперативного центра провинции Найнава. Боевики оказали противнику слабое сопротивление, быстро рассредоточились, и большая их часть фактически ушла из-под удара. По официальным же заявлениям властей, итоги операции были объявлены успешными: число терактов и вооруженных нападений сократилось на 80-85 проц (?), а число лиц, задержанных по подозрению в причастности к незаконным вооруженным формированиям и террористическим группам, составило 1480 человек.
В целом проведенные операции продемонстрировали некоторый прогресс в состоянии иракской армии и, в меньшей степени, сил МВД. Вместе с тем, со всей очевидностью было подтверждено, что нынешний уровень боеспособности правительственных сил не позволяет им самостоятельно проводить масштабные операции против боевиков и террористов. Эксперты отмечают низкий уровень подготовки высшего командного состава, слабый уровень планирования и подготовки крупных операций, низкую техническую оснащенность войск и полиции, в целом слабую работу тыла. По-прежнему под вопросом остается лояльность многих военнослужащих и полицейских нынешней багдадской власти. В итоге, как считают американские военные, до сих пор нет ответа на главный вопрос: когда и как иракские армия и полиция смогут полностью заменить иностранные коалиционные силы в деле обеспечения безопасности и поддержания порядка на всей территории Ирака.
Также нет достаточных оснований утверждать, что проведенные в марте-июне с. г. операции привели к полной стабилизации обстановки на юге Ирака и багдадском Садр-Сити, где, хотя и с заметно меньшей интенсивностью, продолжают совершаться вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия. Что же касается Мосула, то здесь активность террористов и боевиков уменьшилась очень незначительно. И, что очень важно, противники американцев и багдадских властей, несмотря на понесенные потери, сумели сохранить значительную часть своих сил, выведя их из-под ударов.