- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Алжир готовится принять финансовый бюджет на 2021 г.

19 октября на рассмотрение Комитета по финансам и бюджету Национального собрания народных представителей (нижней палаты парламента) АНДР был представлен Законопроект о финансах 2021 г.

Предварительно президент Республики Абдельмаджид Теббун подчеркнул необходимость достижения гибкой формулы с учетом экономического баланса страны, он же дал указание избегать введения «ненужных» налогов, и продолжать облегчать нагрузку на граждан, чтобы сохранить рабочие места.

Между тем, в законопроекте в следующем году прогнозируется снижение валютных резервов страны до 46.84 млрд долларов (по разным данным, сейчас у Алжира осталось не более 76 млрд долларов).

Разработавшие данный документ специалисты прогнозируют, что это станет критической точкой падения финансовых ресурсов, после чего в следующие два года они превысят 50 млрд долларов.

Правда, представляется совершенно непонятным, каким образом этого можно добиться в условиях сохранения непростой ситуации в алжирской и мировой экономике при продолжающейся пандемии коронавируса и низких ценах на углеводороды.

Во всяком случае, у представлявшей соответствующий доклад Бесмы Азуар это получилось явно плохо. Показательно, что она занимает пост министра по связям с парламентом, тогда как по закону это должен делать министр финансов Аймен Бенабдеррахман. О причинах такой замены не сообщалось.

Между тем, по словам Бесмы Азуар – улучшение ситуации должно произойти в связи с получением АНДР в ближайшие два года профицитного бюджета.

Как известно, мнение аналитиков относительно восстановления стоимости на мировом рынке углеводородов, от реализация которых дает АНДР львиную долю поступлений, очень осторожное. Большинство из них полагает, что это произойдет отнюдь не в два ближайшие года, на что рассчитывают в Алжире, а в лучшем случае в следующие пять лет, поскольку влияние коронавирусной инфекции на мировую экономику сохранится еще неопределенное время. И понадобится определенный период на её последующее восстановление.

Впрочем, в Алжире рассчитывают сэкономить в ближайшие годы на разных «ненужных тратах». Например, известно, что члены финансово-бюджетной комиссии парламента сообщают о «невыделении финансовых ресурсов» по данному проекту в интересах компаний, переживающих трудный период из-за пандемии коронавируса.

Однако это напротив способно нанести мощный удар по алжирской экономике и добить значительную часть компаний страны. Ведь алжирский бизнес в целом находится в очень тяжелом положении, а многие предприятия рискуют обанкротиться.

Напомним, что алжирский экономический кризис начался отнюдь не с нынешней пандемией коронавируса, а 2014 г., когда произошло серьезное снижение стоимости углеводородов на мировом рынке.

Причем некоторые экономисты – эксперты утверждают, что нельзя говорить о оживлении экономики в отсутствие срочной финансовой помощи пострадавшим предприятиям. Кроме того, один член вышеупомянутой парламентской комиссии задался вопросом о полезности налоговых и таможенных стимулов и преимуществах, содержащихся в финансовом законопроекте 2021 г. для стартапов, «если вся экономическая ткань страдает и нуждается в помощи».

Иными словами, в переводе на русский язык сами представители парламента сомневаются относительно поддержки таких экономических нововведений. Ведь абсолютное большинство «стартапов», как известно, «не выстреливает» и в подобных условиях было бы разумным сосредоточиться на поддержке уже имеющегося бизнеса.

Особый предмет критики независимых алжирских экономистов – прогнозируемое увеличение дефицита. Так, по данным приближенных к власти алжирских экспертов, дефицит бюджета на 2021 год должен увеличиться до 13.75% ВВП (по независимым данным – до 17.6%) по сравнению с 10.4% на 2020 год. А это уже весьма тревожный по меркам экономистов западных стран знак, вызывающий вопросы о готовности руководства АНДР заполнить эту брешь и степени возможности алжирской экономики достойно выдержать нынешний кризис.

Впрочем, министр по связям с парламентом Басма Азуар утверждает, что проблема будет решена «на основе традиционных методов, постепенном улучшении налоговых поступлений и с использованием внутреннего долга».

Как рассчитывает руководство АНДР уже в 2021 г. увеличить рост национальной экономики на 3.98 % после снижения на 4.6% в 2020 году, а за 2022 — 2023 годы темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) должны составить 4 % ежегодно.

Однако заполнить на практике общую сумму дефицита бюджета на сумму свыше более 28 млрд долларов очень проблематично – так, например, предположительные доходы страны от экспорта углеводородов в 2021 г. составят около 23.21 млрд долларов. И в итоге возникают опасения, что дефицит бюджета в конце концов превысит золотовалютные резервы страны.

Впрочем, по официальным алжирским данным, в среднем три четверти этого роста должен обеспечить неуглеводородный сектор, но какой – не указано.

В интерпретации алжирских экономистов, это означает увеличение долговых обязательств страны (недаром докладчик подчеркнула, что эти меры отвечают рекомендациям МВФ) и одновременно дополнительный выпуск ничем не обеспеченных денег (недаром в своем выступлении Азуар предсказала дальнейшее понижение курса национальной валюты), чреватый ростом инфляции и удорожанием товаров для населения.

Но и это еще не все. Алжирские власти намерены продолжить курс прежнего президента АНДР А.Бутефлики по ограничению импорта в страну, чтобы уменьшить отток ее денежных средств. В 2021 г. они намерены заблокировать поступление в Алжир иностранных товаров на 14.4% от нынешнего объема. А восполнить возникшую нишу с угрозой дефицита продукции руководство АНДР намерено развитием собственных отраслей экономики. Однако возможно ли создать фактически на пустом месте в одночасье собственное производство, которое бы в достаточном объеме перекрыло потребности населения страны?…

В этой связи видный экономист международного уровня Абдельрахми Бессаха утверждает, что принятие подобного бюджета вызовет рост «дефицита, препятствующий росту нищеты, способствующий безработице и усиливающий государственный долг. При отсутствии глубоких реформ он продолжит нарастать и в последующие годы приведет к растрате остающихся скудных ресурсов страны».

Между тем, госпожа Азуар утверждает, что руководство АНДР не только не намерено снижать социальные расходы, но и стремится увеличить их на 4.3% по сравнению с 2020 г. Речь в том числе идет о продолжении субсидирования низкой стоимости товаров первой необходимости для незащищенных категорий населения.

Важный момент, что поскольку докладывал об этом не министр финансов, а его коллега по связям с парламентом, депутаты и прочие заинтересованные лица были лишены возможности задать все «профильные» вопросы, и поэтому до сих пор многие алжирцы гадают, каким именно образом изменится их финансово-экономическая жизнь в следующем году.

Как представляется, сделано это было неслучайно – представители Минфина сравнительно безболезненно провели «разведку боем» и теперь могут внести дополнительные коррективы.

Таким образом, даже для непосвященного человека становится очевидной «странность» принимаемого авантюристского, несбалансированного и, не отвечающего реалиям времени бюджета.

Причем по мнению алжирских экспертов, сами власти страны предполагают не разглашать все «силовые расходы» в 2020 г., особенно в свете ожидаемого изменения Конституции, позволяющие официально отправлять войска АНДР для участия в зарубежных конфликтах.

Впрочем, по данным алжирских экспертов, уровень таких расходов как минимум сопоставим с соответствующими тратами 2020 г.

Во всяком случае, ожидать резкого снижения столь гипертрофированных трат бюджета не следовало, поскольку влияние военных, несмотря на смерть былого лидера «партии милитаристов» генерала Ахмеда Гаида Салаха, не уменьшилось. Ведь ему удалось главное – фактически сместить на фоне протестов президента страны А.Бутефлику, постепенно и последовательно уменьшавшего влияние силовиков.

А они не желают умерить свои аппетиты даже в столь сложный момент.

Главное, что неверно принятые решения в 2020 г. рискуют больной отозваться в уже ближайшие годы. Алжирские власти рискуют потратить стремительно сокращающиеся у них ресурсы – денежные и самый главный – ресурс времени – на сохранение кормлений вместо проведения давно перезревших комплексных реформ. Которые при сохранении правящего режима страны представляются все менее возможными.