- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Конституция закрепляет неопределенность алжирской экономики

1 ноября в АНДР состоится общенациональный референдум по изменениям конституции. Они касаются и экономической сферы. Алжирские экономисты, проанализировав проект предлагаемых изменений, считают, что в результате положение в ней лишь ухудшится.

По их мнению, проект нового пересмотра Основного закона демонстрирует отсутствие ясности относительно обеспечения экономической стабильности, инвестиционной динамики, развития энергетики и сохранения социального характера государства.

Они отмечают, что организаторы референдума не скупятся на обещания сохранить социальный характер страны, при этом обещая достижение высоких экономических показателей, что, по их мнению, противоречит одно другому. Во всяком случае, внятно обоснование этого изложено не было.

Алжирские экономисты указывают, что подобные заявления носят общий характер и обещания в неопределенном времени. В качестве примера указывается, что в проекте конституции объявленного «Социального характера алжирского государства гарантируется обеспечение доступа к жилью», особенно для «обездоленных» категорий, «устранение всех диспропорций, поощрение социальной справедливости, гарантии транспарентности в управлении государственными делами, ликвидация региональных диспропорций в развитии, а также содействие созданию диверсифицированной экономики».

Главный вопрос, откуда взять на все это средства с учетом вышеизложенного. По мнению независимых алжирских экономистов, на все заявленные декларации у страны не хватит остающихся у нее накоплений.

Ведь что, к примеру, означает «ликвидация региональных диспропорций»? Речь идет о приближении по уровню жизни к вилайям центра и прибрежной полосы отсталых южных, юго-восточных и восточных регионов страны.

Сложность состоит в том, что если прибрежная полоса страны по уровню своего развития могла в лучшие годы отчасти сравниться с наименее развитыми европейскими государствами, то её горные и пустынные районы близки «классическим» африканским местностям.

Недовольство этим положением создает основы для продолжения и усиления народных протестов проживающих там представителей национальных меньшинств.

Чтобы выполнить данную декларацию, алжирским властям на практике необходимо сделать почти невозможное – не только вложить колоссальное количество денежных ресурсов на многие миллиарды долларов в развитие их инфраструктуры, что в нынешней безотрадной ситуации заметного сокращения доходов страны практически невозможно.

Это также подразумевает необходимость организации сотен тысяч рабочих мест для населения этих районов, что в текущих нестабильных условиях представляется еще менее возможным в силу общего сокращения занятости в стране, вызванном нынешним текущим экономическим положением в стране и мире, а также политикой ущемления частного бизнеса.

Особенно много насмешек в этой связи вызвало последнее по времени заявление советника президента Алжира по экономике и финансам Абдельазиза Хелафа, отметившего, что «проект поправок к конституции, вынесенный на референдум 1 ноября следующего года, предусматривает множество статей в пользу освобождения ресурсов народного хозяйства для ускорения динамики национального развития».

Однако по мнению алжирских экспертов, в Конституции нет четких и прямых подтверждений этого, поскольку «свобода экономического акта подчинена административному и/или юридическому решению».

В качестве примера указываются противоречия между статьями (23 и 61) проекта Конституции относительно свободы внешней торговли. С одной стороны, это гарантируется, но при этом Основной закон дает возможности и далее применять ограничение или уменьшение экспорта, что ощущается алжирским государством на протяжении последних лет.

То же самое наблюдается и в отношении инвестиций и предпринимательства (статья 61), которым, с одной стороны, гарантируется «свобода», но при этом они не защищены от многочисленных ограничений.

Также алжирских экспертов – экономистов неприятно коробит и «отсутствие упоминания валюты» в конституции. По их данным, ни в одной статье не упоминается, что алжирский динар является национальной валютой и что государство работает над укреплением его покупательной способности, отражающей благосостояние граждан».

Напротив, соответствующая статья 139 остается расплывчатой, даже слишком широкой, где упоминается, что парламент должен принимать законы по вопросам валютно-банковского режима, и не упоминается конкретная роль Банка Алжира.

По мнению алжирских специалистов, это создает возможность для «манипуляций» в данном вопросе и создается возможность ее девальвации уже в ближайшем будущем.

Также немало критики раздается относительно того, что в новом проекте конституции отсутствуют статьи по экономическому регулированию в кризисный момент. Это приводит к мысли, что в целом проект конституции остается плохо проработанным и даже весьма противоречивым во многих областях экономики.

Причем этим в плане практическом ничего нового это не несет, декларации останутся декларациями. Но когда они противоречат друг другу, возникает резонный вопрос о направлении движения страны в целом.

Можно ли ожидать, что в этом случае Алжиру удастся сохранить социальный характер своего устройства при действующих экономических ограничениях в кризисный период да еще при укреплении препятствующих экономическому развитию барьеров?

Создается риск того, что в итоге не получится ни того, ни другого.

И, главное, судя по данным коллизиям, в обозримом будущем не следует ожидать и давно перезревших реформ. Во всяком случае, декларации относительно намечающейся диверсификации национальной экономики явно не устраняют многочисленных регулирующих барьеров.

Напротив, создается опасность её дальнейшей бюрократизации, делающей ее непривлекательной для иностранных инвесторов в столь непростое время. В кризисных условиях это способно лишь добить её.

Что, в свою очередь, способно снова вытолкнуть на улицу окончательно разочарованных алжирцев, чьи ожидания на сохранение остатков социализма могут с высокой долей вероятности натолкнуться на суровые экономические реалии.