- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов некоторых сложностей продолжения производства БПЛА Bayraktar-ТВ2 и Akinci

Практика вооруженных конфликтов и специальных операций последних пяти лет показывает значимость и эффективность легких и средних разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов, производство которых освоено в нескольких странах. Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий пристально наблюдают за применением турецкими военными разведывательно-ударных БПЛА типа Bayraktar-ТВ2 в Сирии, Ливии и в Азербайджане и сходятся во мнении, что турецкой компании Baykar Makina удалось создать действительно недорогой и вполне эффективный БПЛА с широким функционалом.

Упомянутый БПЛА способен вести разведку в дневное и ночное время, наносить удары при помощи ПТУР и корректируемых бомб малого калибра, а также подсвечивать лазерным целеуказателем объекты, предназначенные для поражения из:

– реактивных систем залпового огня типа ТRG-300 (калибр 300 мм);

– самоходных артиллерийских установок Т-155 «Фиртина» (калибр 155 мм). В отношении первой РСЗО достоверно известно, что это копия китайской системы WS-1, а САУ Т-155 «Фиртина» это пример военно-технического сотрудничества Анкары и Сеула.

Как известно, вмешательство турецкой стороны в вооруженный конфликт в Ливии или Сирии до сих пор не привлекало внимание европейской общественности, однако события в Нагорном Карабахе стали катализатором для очередного витка санкций со стороны ЕС в отношении оборонно-промышленного комплекса Турецкой Республики. Так, австрийская компания BRP-Rotax Gmbh& Co приняла решение о приостановке поставок авиационных поршневых двигателей модели Rotax-912 в Турцию, поскольку данные силовые установки применяются именно в БПЛА Bayraktar-ТВ2.

По данным китайских аналитиков, в настоящее время турецкие двигателестроители не обладают аналогичными разработками, а значит в ближайшее время производство Bayraktar-TB2 может быть приостановлено, что нарушит планы военно-политического руководства Турецкой Республики по перевооружении и дооснащению национальных ВС, а также силовых и специальных служб страны.  Китайские специалисты указывают, что аналогичные по размерам, мощности и массе двигатели можно приобрести в США, однако американские власти однозначно пресекут все попытки поставок таких двигателей в Турцию.

В данной ситуации единственным источником двигателей, которые необходимы компании Baykar Makina для продолжения серийного выпуска БПЛА Bayraktar-ТВ2 может стать только китайско-украинское совместное двигателестроительное предприятие, расположенное в г.Чунцин. Достоверно известно, что китайская сторона смогла переместить на новую производственную площадку оборудование для выпуска некоторых моделей двигателей, которые ранее выпускало Запорожское акционерное общество «Мотор Сич».

Кроме украино-китайского СП авиационные поршневые двигатели мощностью от 100 до 150 л.с. на территории КНР проектирует и выпускает компания Chonngqing Zongshen Aero Engine Manufacturing Co.,Ltd. Данная коммерческая организация осуществляет выпуск поршневых двигателей С08Н, С12Н, С20, С115НТ и С145 мощностью 8,12, 20, 115 и 145 л.с. соответственно.

Наиболее подходящим для турецкого БПЛА Bayraktar-ТВ2 является именно двигатель С115НТ — обладает схожими с Rotax-912 массо-габаритными характеристиками. Двигатель китайского производства обеспечивает максимальную мощность до 115 л.с. на высотах до 8000 м/

Для сравнения отметим, что в настоящее время лучший турбовинтовой двигатель выпускают в США, а именно TP331-10T (пр-во компании Honeywell), который устанавливают на разведывательно-ударный БПЛА MQ-9 Reaper. Указанный силовой агрегат способен работать на высоте до 16700 м, тогда как китайский турбовинтовой мотор WJ-9 позволяет выполнять полеты на  высотах не более 14000 м.

Китайские двигателестроители вполне могут поставлять в Турцию любое количество двигателей модели С115НТ или С145, однако разрешение на экспорт данных силовых установок полностью зависит от решения высшего военно-политического руководства КНР, которое не намерено оказывать официальной Анкаре посильную помощь в расширении зоны влияния на Ближнем Востоке и создания пояса нестабильности.

Одновременно с прекращением поставок двигателей Rotax-912 для БПЛА Bayraktar-ТВ2 специалистов компании Baykar Makina настигли проблемы с силовой установкой для более крупного разведывательно-ударного БПЛА Akinci, который при длине 12,7 м, размахе крыльев 20 м имеет максимальную взлетную массу 5500 кг. По замыслу разработчиков данный БПЛА должен поднимать полезную нагрузку массой 1350 кг, а именно 400 кг. во внутренних отсеках и 950 кг. на внешних точках подвески. Кроме того, БПЛА Akinci должен выполнять полеты продолжительностью 24 часа на высотах до 13000 м., т.е. рассматриваемому аппарату необходим достаточно мощный и экономичный турбовинтовой двигатель, разработку которого могут выполнить всего лишь компаний в мире.

По словам технического директора компании Baykar Makina, турецкие двигателестроители, как и коллеги из других стран Ближнего Востока столкнулись со схожей конструкторской проблемой – невозможность обеспечения необходимой и достаточно высокой мощности при небольших линейных размерах двигателя. По данным китайских источников, турецкая компания TEI на данный момент может предложить лишь двигатель PD-222 (максимальная мощность 222 л.с.), возможностей которого недостаточно для БПЛА Akinci.

Однако, руководство компании Baykar Makina возлагает большие надежды на сотрудничество с украинской компанией «Мотор Сич»,  с которой еще в августе 2019 г. подписано соглашение о создании совместного предприятия «Черноморский щит». Основная цель работы данного СП – создание нескольких моделей турбовинтовых двигателей разной мощности как для существующих, так и для перспективных разведывательно-ударных БПЛА турецкого производства.

В интересах программы серийного строительства БПЛА Akinci турецкая сторона намерена закупать у «Мотор Сич» турбовентиляторные двигатели модели АИ-450C2 мощностью 700 л.с.

По данным китайских специалистов, конструкторы  Запорожского машиностроительного конструкторского бюро «Прогресс» имени академика А.Г.Ивченко начали разработку серии двигателей AB-450C, C2, С3 (мощность 400,700 и 1000 л.с. соответственно) еще в 2012 г. благодаря финансовой поддержке из КНР.  В 2016 г. на данные двигатели был получен сертификат типа от Европейского агентства авиационной безопасности.

По оценкам китайских аналитиков, серийный выпуск моторов модели AИ-450 возможен только на площадке китайско-украинского СП в г.Чунцин, а значит развития БПЛА в Турции, фактически находится под контролем КНР.

Следует отметить, что единственным производителем авиационных двигателей схожих по мощности является немецкая компания RED Aircraft Gmbh, которая располагает таким надежным образцом современного поршневого авиационного двигателя как A03V-12 мощностью 500 л.с. В современной военно-политической обстановке немецкие двигателестроители также не смогут организовать поставки своей продукции в Турцию.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным утверждать, что военно-политическое руководство КНР обладает необходимыми рычагами давления на некоторые области оборонной промышленности Турции, что стало возможным благодаря экстенсивной программе ОПК КНР по сбору технологий и специалистов не территории бывших республик Советского Союза.