- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов некоторых аспектов программы развития ракетного вооружения в Турецкой Республике

По данным китайских специализированных военно-технических изданий, военно-политическое руководство Турецкой Республики санкционировало создание наступательного ракетного вооружения в начале 80-х гг. прошлого столетия в рамках «Проекта J» с целью повышения обороноспособности страны, а именно для расширения возможностей национальных ВС по отражению любой внешней агрессии. Китайские специалисты отмечают, что реальной целью  «Проекта J» было определено создание высокомобильного грунтового ракетного комплекса, который позволил бы турецкой стороне достичь паритета в военной силе с Грецией и приступить к переделу нефте- и газоносного шельфа Средиземного моря.

Достоверно известно, что официальная Анкара рассчитывала на содействие Соединенных Штатов Америки в процессе реализации «Проекта J», а именно турецкая оборонная компания МКЕК вела переговоры о приобретении ограниченной партии крупнокалиберной реактивной системы залпового огня М270 и конструкторско-технической документации для последующего воспроизводства данного образца вооружения в Турции. Однако, переговорный процесс потерпел фиаско, поскольку официальный Вашингтон принял решение о поставке РСЗО М270 для ВС Греции, а официальная Анкара вынужденно согласилась на военно-экономическую помощь и поставки сменно-запасных частей для истребителей F-16.

Следует отметить, что это не единственный пример того, какую политику официальный Вашингтон проводит в отношении второй по боеспособности страны-члена НАТО. Так, в октябре 2020 г. стало известно, что 6 малозаметных истребителей пятого поколения F-35, которые ОПК США ранее изготовил в интересах ВВС Турции будут поставлены для ВВС Греции, которые заказали всего 20 таких самолетов.

После полученного горького опыта в попытке приобрести РСЗО M-270 военно-политическое руководство Турецкой Республики обратило свое внимание на продукцию предприятий ОПК КНР. Достоверно известно, что на первом этапе было достигнуто понимание по поставкам РСЗО WS-1. Китайская сторона передала ВС ТР 24 пусковые установки с полным боекомплектом, а соответствующие предприятия ОПК Турции приобрели лицензию на самостоятельное изготовление 144 мобильных ПУ и другой техники, необходимой для выполнения боевых задач. В ВС ТР данной РСЗО присвоено обозначение TR-300 (боеприпасы имеют маркировку Т-300).

На втором этапе сотрудничества по ракетной тематике в рамках «Проекта J» Китайская экспортно-импортная корпорация высокоточного машиностроения (англ. аббревиатура CPMIEC) в 1998 г. подписала с турецкой компанией «Roketsan»  контракт на поставку 15 оперативно-тактических ракетных комплексов под обозначением В-611.

Данный ОТРК является экспортной версией аналогичного образца вооружения под обозначением «Восточный ветер-11» (основной ОТРК Ракетных войск НОАК до 2015 г.). Кроме 15 комплектов ОТРК китайская сторона поставила для ВС ТР дополнительно 200 ракет, а также передала конструкторско-техническую документацию и лицензию на производство боеприпасов. В Турции данный ОТРК получил обозначение J-600T Yildirim (диаметр корпуса ракеты составляет 600 мм).

Известно, что в Турции производство баллистических вычислителей, систем дистанционного управления и систем электропитания для ОТР В-611 осуществляет  компания Savronik, а сборку ракеты, изготовление пусковой установки выполняет компания Roketsan.

По данным китайских источников, в рамках первого испытательного пуска ОТР J-600T Yildirim, который состоялся в 2001 г. была зафиксирована дальность полета в 120 км. После этого турецкие специалисты приступили к дальнейшей работе над боеприпасом и в 2003 г. во время испытаний был выполнен пуск ракеты на дальность 152 км. В 2007 г. ОТРК J-600T Yildirim был впервые официально представлен вниманию широкой публике на параде.

Известно, что дивизион ОТРК J-600T Yildirim состоит из 6 пусковых установок, 6 транспортно-заряжающих машин, 6 транспортных машин  и одной машины управления. По данным китайских источников, дальнейшее совершенствование ОТРК J-600T Yildirim стало возможным только после того, как в 2012 г. Китайская экспортно-импортная корпорация высокоточного машиностроения подписала контракт на передачу нескольких ракет  модели В-611М и конструкторско-технической документации на обновленные боеприпасы, которые обладают дальностью пуска 260 км. Отметим, что основным отличием В-611М является размещение двух ракет на одной пусковой установке, т.е. боевые возможности одного дивизиона выросли в 2 раза по сравнению с моделью В-611.

Необходимо учитывать, что китайские конструкторы продолжили работать над данным боеприпасом и создали модификацию ракеты под обозначением В-611MR, которая способна на большей части траектории выполнять маневры уклонения от системы ПВО-ПРО вероятного противника на максимальной скорости без ущерба для дальности. К настоящему моменту в силу секретности информации  не представляется возможным установить факт передачи обновленного боеприпаса и технической документации к нему турецкой стороне.

По данным китайских обозревателей, ВС Турции неоднократно применяли ОТРК J-600T Yildirim для нанесения внезапных ударов по подразделения ВС Сирийской Арабской Республики  в мае 2019 г., а также по районам расположения сил самообороны куров на севере Ирака в марте 2020 г. В районах к северу от границы с САР турецкие военные дислоцируют не менее 30 ПУ ОТРК J-600T Yildirim.

По оценкам турецких военных, применение ОТРК оправдано в случае если эффективность оперативно-тактической авиации находится под вопросом в силу наличия у противника развитой системы ПВО.

Турецкие оружейники продолжили совершенствовать конструкцию ОТР J-600T Yildirim и за счет увеличения длины боеприпаса им удалось разместить больше топлива (суммарная масса ракеты достигал 2,5 тонн), что позволило увеличить дальность пуска до 370 км. Обновленная ракета получила обозначение BORA, а ОТРК присвоили обозначение KHAN.

По данным китайских источников, конструкторы ракетной техники нескольких предприятий ОПК ТР в настоящее время активно работают над проектами J-1000, J-3000, J-5000  по результатам которых должны быть созданы баллистические ракеты с дальностью пуска 1000, 3000 и 5000 км. соответственно. С появлением у турецких военных боеприпасов с дальностью пуска 1000 км позволит им держать под прицелом такие города, как: Афины, Будапешт, Белград, Багдад, Дамаск, Тель-Авив, Каир и Киев.

В дополнение к вышесказанному отметим, что китайские специалисты пристально наблюдают за развитием вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе и ожидают, что ВС Азербайджана в ближайшее время могут применить ОТРК турецкого производства по целям на территории Армении.

В качестве ответной меры ВС Армении могут применить тяжелые РСЗО китайского производства под обозначением WM-80. Представляется возможным утверждать, что китайские специалисты смогут получить дополнительные данные об эффективности J-600T Yildirim и WM-80 благодаря множеству источников, действующих по обе стороны конфликта.