- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов контракта на поставку малозаметных истребителей F-35A для ВВС ОАЭ. Часть 1

По информации китайских источников, президент США Дональд Трамп одобрил заключение контракта между компанией Lockheed Martin и ВВС Объединенных Арабских Эмиратов на поставку 50 малозаметных истребителей пятого поколения F-35A, общая стоимость которого составляет 10,4 млрд долл. США. Для китайских аналитиков совершенно очевидно, что Д.Трамп пытается выполнять обещания, данные руководителям американских  оружейных корпорации и компаний.

Достоверно известно, что именно «оружейное лобби» оказало Д.Трампу  финансовую и электоральную поддержку в рамках президентских выборов в 2016 г. Информация о крупном оружейном контракте позитивно влияет на котировки акций нескольких крупных оружейных компаний, что позволяет извлекать дополнительную прибыль от биржевых операций.

Следует отметить, что при такой стоимости контракта цена за один истребитель F-35A составляет около 200 млн долл. США, хотя  себестоимость его производства не превышает 80 млн долл. США, а американские военные приобретают данный самолет по цене менее 100 млн долл. США за единицу. Отчасти, столь высокую стоимость можно объяснить тем, что ВВС ОАЭ приобретают комплект авиационных средств поражения, оборудование для наземного обслуживание и подготовку персонала в военных учебных заведениях США.

Китайские специалисты отмечают, что военно-политическое руководство ОАЭ на протяжении последних семи лет обращалось к официальному Вашингтону с коммерческим предложением о покупке крупной партии малозаметных истребителей F-35A, однако Белый дом систематически откладывал данные просьбы в «долгий ящик», поскольку ключевым военно-политическим и военно-техническим партнером США на Ближнем Востоке является Израиль.

Представляется возможным утверждать, что обеспечение военной безопасности еврейского государства это первоочередная задача для официального Вашингтона и об этом свидетельствуют объемы военно-экономической помощи, которую оказывают США своему региональному союзнику. Так, только за восемь лет пребывания на посту президента США Барака Обамы Израиль  получил на нужды обороны 38 млрд долл. США.

Очевидно, что стоимость контракта между США и ОАЭ на поставку истребителей F-35A нельзя сравнивать с указанным объемом военно-финансовой помощи, поскольку  предприятия оборонно-промышленного комплекса Израиля включены во множество научно-исследовательских и опытно-конструкторских программ, выполняемых в интересах ВС США, т.е. очевидна определенная выгода и для Белого дома от ВТС с Израилем.

Положительное решение президента США Д.Трампа по перспективному контракту с ОАЭ на поставку малозаметных истребителей пятого поколения F-35A стало возможным только после того, как Израиль и ОАЭ подписали 24 октября 2020 г. соглашение о нормализации отношений и мерах взаимного доверия.

Подобное дипломатическое достижение очень важно для Израиля, поскольку оно позволяет успокоить общественное мнение, т.к. ВВС Израиля являются единственными обладателями F-35 на Ближнем Востоке и вполне ожидаемо, что поставка аналогичных самолетов в арабское государство вызовет волну недовольства в Израиле и может привести к усилению внутренней политической борьбы.

В данном аспекте китайские специалисты отмечают, что военно-политическое руководство Израиля согласилось с решением президента США Д.Трампа на поставку F-35А для ВВС ОАЭ поскольку в полной мере осознает отличия в техническом облике между теми истребителями, которые изготовлены в США и теми, что доукомплектованы специалистами оборонно-промышленного комплекса еврейского государства.

Представляется возможным согласится с оценками китайских аналитиков в вопросе о том, что США систематически устанавливают на экспортные варианты истребителей (для ВВС арабских государств) радиоэлектронное оборудование отличное (с заниженными характеристиками), от того, что установлено на самолетах ВВС США и ВВС Израиля соответственно.

Анализ публикаций в китайских специализированных военно-технических изданиях показывает, что предприятия ОПК Израиля выпускают значительную долю радиоэлектронных комплектующих для истребителя F-35I Adir, что обуславливает его расширенные возможности в сравнении с теми самолетами, сборка которых осуществляется в США, Европе и Японии.

Китайские специалисты полагают, что израильская модификация истребителя F-35I Adir обладает улучшенными характеристиками по оптическому и радиолокационному обнаружению воздушных и наземных целей, а кроме того, авиационные средства поражения класса «воздух-земля» израильского производства отличаются большей дальностью пуска, огневым могуществом и повышенной стойкостью к помехам. Существует высокая вероятность того, что израильские конструкторы размещают собственное оборудование радиоэлектронной борьбы на борту F-35I Adir, что позволяет данным самолетам оставаться недосягаемыми для большинства образцов зенитно-ракетного вооружения.

Обозреватели китайских военно-технических изданий отмечают, что военно-политическое руководство ОАЭ испытывало неопределенность в вопросе продолжения военно-технического сотрудничества США после того, как пост президента занял Д.Трамп. По данным китайских источников, в 2017 г. представители официального Абу-Даби начали переговорный процесс с Москвой на предмет поставки 50 истребителей  Су-35С.

В случае реализации данного контракта российские авиастроители не только зарабатывали финансовые средства на собственные нужды, но и получали дополнительный козырь в виде удачного контракта с традиционным покупателем боевых самолетов американского и французского производства. В современной ситуации китайские специалисты констатируют потерю весомого экспортного контракта для авиастроительного сектора ОПК РФ и снижение привлекательности российских истребителей Су-35С на международном рынке, что особенно важно в сложных экономических условиях. Китайские специалисты указывают на тот факт, что ОАЭ не смутила завышенная стоимость F-35A, а ведь Су-35С это самолет, который только по параметру радиолокационной заметности не является истребителем пятого поколения.

Подводя итог вышесказанному, китайские специалисты указывают, что с принятием F-35A на вооружение ВВС ОАЭ официальный Абу-Даби повысит свою обороноспособность, поскольку получит самолеты, которые представляют реальную угрозу для системы ПВО Исламской Республики Иран. С учетом возможности выполнения дозаправки в воздухе истребители F-35A смогут выполнять боевые задачи как в воздушном пространстве Аравийского полуострова, так и в небе над Ливией или Сирией в поддержку геополитических и геоэкономических интересов руководства ОАЭ.

В дополнение отметим, что для реализации тактико-технических характеристик F-35A необходимо подготовить профессиональных пилотов. Однако, как показывает практика вооруженного конфликта в Йемене, летчики оперативно-тактической авиации ВВС ОАЭ систематически совершают ошибки в рамках боевых вылетов, что приводит к потере самолета и попаданию в плен после удачного катапультирования.