- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Судане и Южном Судане: сентябрь 2020 г.

1 сентября стало известно, что в Джубе было парафировано мирное соглашение между переходными властями Судана и несколькими повстанческими группировками, действующими в регионе Дарфура, штатах Южный Кордофан и Голубой Нил. Формально оно прекратило 17-летний конфликт, в ходе которого только в Дарфуре погибли несколько сотен тысяч человек. От суданских властей документ подписал вице-президент Суверенного совета Мухаммед Хамдан Дагло, обвиняемый в «жестокостях» в Дарфуре, где он командовал полувоенными Силами быстрой поддержки (СБП). На церемонии он был в военной форме. Бывшие враги – Дагло и главы повстанческих движений, объединенные в Революционном фронте Судана — обменялись рукопожатиями. В качестве свидетеля документ также подписал президент Южного Судана Сальва Киир. На церемонии также присутствовали глава Суверенного совета генерал Абдель Фаттах аль-Бурхан и премьер-министр Судана Абдалла Хамдок.

В мирном соглашении 8 протоколов – о безопасности, недвижимости, переходной юстиции, репарациях и компенсациях, развитии кочевого скотоводства, разделе природных ресурсов, разделе власти, возвращении беженцев.

Соглашение, в частности, предусматривает роспуск повстанческих движений. Их бойцы должны интегрироваться в регулярную армию. Последняя будет реорганизована с тем, чтобы в ней были представлены все категории суданцев.

При этом дата официального подписания соглашения не была объявлена.

Там же были парафированы несколько соглашений об экономическом развитии Судана между политиками и представителями ряда регионов. Отныне, как отметил глава повстанческого Движения за справедливость и равенство Джибриль Ибрагим, «главным вызовом становится реализация мирного соглашения», в том числе по его финансовой составляющей.

Ранее новые власти в Хартуме сделали одним из своих приоритетов достижение мирного соглашения с повстанцами. Понятно, что самая сложная работа по его реализации еще впереди. Тем более что в Джубе отсутствовали две повстанческих группы – Движение освобождения Судана Абдельвахида Нура и Народное движение освобождения Судана – Север (НДОС-С) Абдельазиза аль-Хилу. Обе являются сторонницами светского и федеративного государственного устройства Судана.

Обращаясь к двум последним, А.Хамдок сказал: «Большинство проблем было обсуждено на прошедших переговорах, и вы должны присоединиться к этому процессу с тем, чтобы мы пришли к всеобъемлющему миру».

Считается, что для реализации соглашения потребуется один год. Ранее несколько аналогичных соглашений провалились, и в частности, заключенные в 2006 и 2010 годах.

1 сентября, уже в Хартуме, А.Хамдок заявил, что подписанное в Джубе соглашение «создает новое суданское государство и исправляет несправедливости прошлого». «Мир остается мечтой суданцев. То, что было сделано в первой фазе, является огромным историческим достижением. Мы движемся в правильном направлении, и это поддерживает нашу решимость продолжать этот путь», — сказал премьер по возвращении в Хартум.

4 сентября А.Хамдок подписал в Аддис-Абебе сепаратное мирное соглашение с группировкой А.аль-Хилу, действующей в штатах Южный Кордофан и Голубой Нил. Согласно документу, НДОС-С останется при оружии вплоть до реализации его основного требования – включения в конституцию положения о разделении религии и государства. «Демократическое государство, где будут гарантированы права всех граждан, должно быть построено в Судане, а для этого Конституция должна базироваться на принципе разделения религии и государства», — отмечалось в совместном коммюнике по итогам 2-хдневных переговоров.

6 сентября было объявлено, что «окончательное подписание» мирного соглашения между правительством Судана и несколькими повстанческими группировками, парафированное в конце августа, состоится 2 октября в Джубе.

5 сентября суданские власти из-за рекордного наводнения объявили чрезвычайное положение на всей территории страны. К тому времени потоки воды привели к гибели сотни человек и разрушили свыше 100 тысяч жилищ. «Совет безопасности и обороны объявляет чрезвычайное положение на срок в три месяца на всей территории страны, отныне Судан считается зоной природной катастрофы», — отмечалось в коммюнике этой структуры. По данным министерства воды и ирригации Судана, уровень воды в Ниле превысил нулевую отметку на 17,57 метра, что является абсолютным рекордом за более чем 100 лет наблюдений. Наводнение затронуло 16 из 18 штатов Судана.

11 сентября правительство Судана ввело чрезвычайное экономическое положение с тем, чтобы противостоять падению курса суданского фунта и галопирующей инфляции. Всего за один год после падения режима О.аль-Башира стоимость одного доллара на «черном» рынке выросла с 50 до 240 суданских фунтов. Инфляция в августе составила 146%.

«Правительство решило ввести чрезвычайное экономическое положение с принятием мер, которые включают в себя принуждающие законы с тем, чтобы защитить экономику. Предусматривается также создание экстренных трибуналов», — заявила на пресс-конференции министр финансов Хеба Мухаммед Али. Она объяснила падение курса суданского фунта «экономическим саботажем, спекуляциями с золотом и контрабандой».

Продажа золота является первой экспортной позицией Судана. В 2018 г. в стране было произведено 93 тонны «желтого» металла. Однако Судан теряет значительные суммы от контрабанды золота. По словам министра финансов, главной задачей экстренных трибуналов будет борьба с этим явлением. Теперь контрабандисты вместо символического 1 месяца тюрьмы рискуют получать срок до 10 лет. В экономическом саботаже представители правительства обвинили сторонников прежнего режима.

Согласно прогнозам МВФ, Судан нуждается в ближайшие 5 лет в 13 млрд долларах, в том числе в 3 млрд в первый год. Эти средства необходимы на финансирование структурных реформ. Со своей стороны правительство Судана оценивает свои потребности в 8 млрд долларов на 3-летний переходный период.

16 сентября суданские спецслужбы объявили об аресте 41 человека, при которых было столько взрывчатки, что ей можно было бы заставить взлететь на воздух весь Хартум. Это был первый случай, когда переходные суданские власти столкнулись с очевидным заговором. И более того, смогли его предотвратить. Об этом сообщил на пресс-конференции в Хартуме генеральный прокурор Судана Тагельсирр аль-Хебр. Он ничего не сообщил ни об национальностях арестованных, ни о том, где они были арестованы. Единственное уточнение с его стороны  — «в ряде районов Хартума были устроены 12 блок-постов для того, чтобы арестовать участников террористических ячеек». Со своей стороны представитель СБП генерал Джамаль Джомаа сообщил, что арестам предшествовала слежка за подозреваемыми с 19 августа. При них были обнаружены 4 контейнера с веществом, напоминающим нитрат аммония.

27 сентября премьер-министр Судана А.Хамдок заявил, что нормализация отношений с Израилем возможна только через интенсивные дебаты и согласие на это между основными политическими партиями и гражданским обществом. По его словам, «речь идет о сложном и чувствительном вопросе, который требует глубокого обсуждения в нашем обществе».

Идея нормализации отношений с Израилем встретила разное отношение среди политических партий Судана, в гражданском обществе и даже в переходном правительстве. Категорически против нее вплоть до решения палестинского вопроса выступили Компартия Судана и партия «Умма» Садека аль-Махди. Напротив, ее поддержал Революционный фронт Судана, объединяющий несколько движений повстанцев в Дарфуре и на юге страны (Израиль помогал некоторым из них в борьбе против режима О.аль-Башира).

28 сентября Хартум сообщил о столкновении в Дарфуре между суданскими военными и не подписавшим мирное соглашение Движением освобождения Судана – фракция Абдельвахида Нура. По версии суданских военных, несмотря на действующий режим прекращения огня повстанцы атаковали их позиции в Балдонге в регионе Джебель Марра. Эта атака была отбита.

29 сентября суданские власти объявили об очень рискованном начинании – они вознамерились разоружить население путем изъятия незаконно приобретенного оружия, и это в стране, 30 лет жившей в условиях гражданской войны. По данным сайта GunPolicy.org  университета Сиднея, в 2017 г. на руках у суданцев было 2,76 млн единиц огнестрельного оружия, из них зарегистрированными были примерно 7 тысяч.

 

2 сентября Миссия ООН по поддержанию мира в Южном Судане (Minuss) сообщила о намерении развернуть свои подразделения в штате Центральный Экваториальный на юге страны с созданием там постоянной базы, где группы т.н. повстанцев за последнее время неоднократно атаковали гражданское население и сотрудников гуманитарных миссий. Предполагается, что новая база Minuss будет создана в г.Лобонок в 110 км на юго-восток от Джубы. В новой серии насилия обвиняют Национальный фронт спасения (НФС), созданный в 2017 г. отставным генералом Томасом Кирилло Свака с целью свержения режима С.Киира. НФС отказался подписывать мирное соглашение от сентября 2018 г., на основании которого позднее, в марте 2020 г., было сформировано правительство национального единства.

17 сентября на фоне резкого падения курса южносуданского фунта президент С.Киир снял с поста министра финансов и планирования Сальватора Гаранга Мабиордита. Тут же было названо имя его преемника – Асиан Диинг Асиан. Одновременно без каких-либо разъяснений были уволены со своих постов глава казначейства и директор Национальной нефтяной компании NilePet.

Недавно Мабиордит признал перед парламентской комиссией, что государство не в состоянии выплачивать зарплаты чиновникам из-за низких доходов от продажи нефти. За предыдущие 2 недели южносуданский фунт потерял на «черном» рынке 37% своей прежней стоимости.

Ранее ООН и организации по борьбе против коррупции неоднократно обвиняли руководителей Южного Судана в использовании нефтедолларов для финансирования гражданской войны и личного обогащения, и в частности, для приобретения недвижимости за рубежом.

В целом очевидна хрупкость относительного мира, установившегося сейчас как в Судане, так и в Южном Судане. В обеих странах у него есть очевидные противники. Поэтому можно предположить только одно – реализация обеих мирных соглашений будет сопровождаться множеством проблем.