- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Германская дипломатия и несостоявшаяся отставка премьер-министра ПНС Ливии Ф.Сарраджа

Глава правительства национального согласия Ливии Ф.Саррадж, в сентябре объявивший о своей отставке, передумал отказываться от полномочий после серии переговоров с зарубежными партнерами, в числе которых были представители ФРГ. Ранее, анонсировав планы передать власть до конца октября текущего года, глава ПНС подчеркивал, что решение принято им в том числе с учетом консультаций с внешними игроками. Любопытно при этом то, что, как предположил ряд германских обозревателей, в действительности имела место противоположная ситуация, т.е чрезмерное давление внешних сил в процессе мирного урегулирования. Пересмотр  позиции относительно исполнения обязанностей Ф.Саррадж связал с нежеланием создавать «политический вакуум» своим уходом, что в целом соответствует подходу Берлина.

По сообщениям германских источников, в телефонном разговоре министр иностранных дел ФРГ Х.Маас попросил главу ПНС остаться на посту, как минимум на время переговоров по ливийской проблематике, которые должны стартовать в Тунисе при посредничестве германской стороны в ноябре. Как отметил глава федерального внешнеполитического ведомства: «это было бы важно для обеспечения преемственности институциональной и исполнительной власти». Данное заявление можно считать логическим продолжением характеристик, прозвучавших из Берлина после швейцарского раунда переговоров по ливийскому конфликту в октябре, который дипломатия ФРГ сочла «прогрессом в деле перехода от военных действий к политическому решению конфликта».

Еще одной важно особенностью, прослеживающейся в оценках германской стороной хода переговорного процесса по ливийскому урегулированию, остается акцентирование внимания на роли ООН. Так, Х.Маас в своих недавних заявлениях вновь поблагодарил специального представителя генерального секретаря ООН по Ливии С.Уильямс, отметив, что Германия намерена и дальше поддерживать ее усилия. Министр при этом отдельно подчеркнул, что события развиваются в рамках т.н. Берлинского процесса, и, по его словам, «привели к первому решающему успеху», под которым он, судя по всему, подразумевал достигнутое в Швейцарии прекращение огня условия для которого были согласованы на Берлинской конференции в январе. Другими словами, дипломатия ФРГ, которую часто упрекают в том, что запущенный в начале текущего года ею процесс по сути не принес значительных результатов, наоборот пытается продемонстрировать, что любой прогресс в зоне противостояния в действительности является следствием ее усилий.

Впрочем, нерешенными остаются ряд проблем. Первая из них заключается в том, что в Берлине отдают  себе отчет, что отставка Ф.Сарраджа рано или поздно, но состоится. Об этом в частности свидетельствует еще сентябрьский твитт посла ФРГ в Ливии О.Овча, который написал: «решение Сарраджа заслуживает уважения, поскольку смена власти является вызовом для любой страны». И если в краткосрочной перспективе угрозу удалось купировать, то в долгосрочной его уход потенциально рискует нивелировать весь достигнутый прогресс. Сам Ф.Саррадж, как отмечают германские СМИ, считает, что обстановка в стране крайне накалена, причем не без участия внешних сил.

В дальнейшем, как полагают обозреватели, следует пристально следить за фигурой заместителя главы ПНС А.Миитыга. Он, судя по последним высказываниям, высоко оценивает роль Берлинского процесса, однако приоритетное значение в его достижениях отводит ООН, стараясь не говорить отдельно о ФРГ. При этом у него сложились отношения с представителями МИД России, что может повысить для Берлина значимость вовлеченности Москвы в ливийские дела в случае дальнейшего укрепления названной фигуры. Германии, однако, необходимо учитывать и тот факт, что А.Миитыга довольно критично отзывается о поддержке ЕС при решении проблемы беженцев, считая ее недостаточной, в том числе с финансовой точки зрения.

Вторую сложность продолжает представлять ситуация с соблюдением эмбарго на поставки вооружений в Ливию. И здесь имеют значение как сами факты, периодически всплывающие в СМИ, так и то, что Берлин старается избежать прямого указания на нарушителей. Объясняется это тем, что в таком случае стране потребуется обострить отношения с Москвой, роль которой для Берлина потенциально возрастает, а также с Анкарой. При этом именно Турция, как отмечают германские обозреватели, могла сыграть решающую роль в том, что Ф.Саррадж не сложил с себя полномочия, позволяя продолжать текущий процесс урегулирования без политических перестановок, что отвечает текущим интересам ФРГ.

В целом Германия продолжает занимать выжидательную позицию, связанную с необходимостью обеспечить баланс между различными группами интересов. В подобных условиях отставка Ф.Сарраджа рисковала бы стать слишком серьезным потрясением, угрожающим процессу урегулирования, который, как стараются доказать в Берлине, берет начало с одноименной конференции. Вместе с тем в будущем политические перестановки не исключены, причем основания для них есть с обеих сторон ливийского противостояния. В частности, немецкие источники неоднократно за последние полгода подчеркивали укрепляющиеся позиции спикера Палаты представителей в Тобруке Акилы Салеха, способного стать как минимум временной заменой командующего ЛНА Х.Хафтару, при этом более склонного к переговорам. В качестве своего рода приветственного жеста ЕС в октябре даже вывел Акилу Салеха из санкционного списка.