- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О турецкой программе истребителя 5-го поколения. Часть 1

Экспериментальный турецкий истребитель 5-го поколения (TF-X, Turkish Fighter-Experimental) – это одноместный двухмоторный всепогодный многоцелевой боевой самолет, предназначенный для завоевания превосходства в воздухе. Генеральным подрядчиком проекта выступает Турецкая аэрокосмическая компания (Turkish Aerospace Industries, TAI), технологическую поддержку оказывает английская BAE Systems. В настоящее время в TAI эту программу называют короче: Turkish Fighter (TF), — исключая литеру «X» и, тем самым, подчеркивая, что разработка более не является экспериментальной.

Эскизная часть проекта TF-X завершилась в декабре 2017 года, а полноразмерный макет истребителя впервые представили широкой публике 17 июня 2019 года во время Парижского авиасалона (PAS 2019). Согласно турецким источникам, его изготовление проходило в Германии и стоило заказчику 2,25 млн долл. США. Очередная демонстрация национального боевого самолета нового поколения (турецкая аббревиатура MMU) состоялась в сентябре того же года на фестивале «Технофест» в Стамбуле.

Программа MMU/TF-X приобрела для Анкары особую значимость после того, как правительство США приостановило поставки самолетов 5-го поколения F-35A для ВВС Турции. В настоящее время турецкие ВВС имеют около 30 самолетов F-4E и 238 истребителей F-16C/D, составляющих основу боевой авиации страны. Первые планировалось заменить американской машиной и вывести из эксплуатации в 2020 году. Теперь же, с высокой вероятностью, их списание следует ожидать не ранее 2025 года. Аналогично ситуация обстоит и с F-16C/D: начало их вывода из эксплуатации для замены на F-35A намечалось на 2030 год. В целом, планировалось закупить до 110 F-35A. По оценкам экспертов, после прекращения американо-турецкого сотрудничества по тематике самолета 5-го поколения объем заказа истребителя MMU/TF-X для ВВС Турции составит от 150 до 200 машин, которые в долгосрочной перспективе придут на смену устаревшим F-4E и F-16C/D.

По данным TAI, в воздушном бою истребитель MMU/TF-X сможет поражать противника новым оружием увеличенной дальности, применяемым на сверхзвуковой скорости, при «поддержке искусственного интеллекта и нейронных сетей». Планируется, что самолет будет обладать низкой радиолокационной и ИК-заметностью, высокой степенью ситуационной осведомленности, лучшей маневренностью, чем F-16, передовыми высокоточными системами вооружения, осуществляющими обмен данными между сенсорами и системой управления огнем.

Модель должна поддерживать устойчивую сверхзвуковую крейсерскую скорость (режим суперкруиза), оптимизировать распределение нагрузки на пилота и оценивать степень боевых повреждений. Возможность взаимодействия с другими летательными аппаратами, включая истребители 5-го поколения и беспилотные летательные аппараты, сделает турецкую разработку пригодной для современных совместных операций. Кроме того, машина должна быть устойчивой, простой в обслуживании, обеспечивать быструю подготовку к вылету, гарантировать рентабельность в течение всего жизненного цикла.

Общие тактико-технические характеристики перспективного истребителя Turkish Aerospace первоначально представила в спецификациях в декабре 2017 года. Официально их обнародовали на Парижском авиасалоне в июне 2019 года. Позднее, в декабре 2019 года в ходе конференции «Турецкая оборонная промышленность – диалоги MMU/TF-X»  уточненные данные привел заместитель генерального директора TAI, ответственный за программу MMU/TF-X, профессор Мустафа Чавкар (Mustafa CAVCAR). С опорой на указанные источники, очевидно, что истребитель получит следующие ТТХ: длина в интервале 19-21 м (60 футов), высота 6 м, размах крыла от 12 до 14 м (46 футов), площадь крыла от 60 до 70 кв. м (750 кв. футов), максимальная взлетная масса (MTOW) более 27 215 кг (60 000 фунтов).

На самолете планируется установить два турбореактивных двухконтурных двигателя (ТРДД) местного производства с тягой 12200 кгс (27000 фунтов). Прототипы будут оснащаться парой двигателей семейства F100 с тягой по 13400 кгс (29 500 фунтов) каждый. TF-X должен иметь максимальную скорость 1,8-2 Маха, практический потолок 16700 м (55 000 футов) и боевой радиус около 1100 км (600 морских миль).

Оценивая представленные характеристики, эксперты отмечают, что по своим размерам MMU/TF-X больше существующих истребителей 5-го поколения, включая американские F-22 Raptor и F-35 Lightning II, китайский J-20A/B Mighty Dragon и северокорейский KF-X. Тем не менее, общий дизайн турецкого макета напоминает конструкцию истребителя F-22 Raptor. К сходным чертам относят: фиксированные входные патрубки воздухозаборников, дверцы сброса давления воздуха в задней части фюзеляжа, управление вектором тяги и наклонное вертикальное оперение.

Подобно F-22 Raptor турецкий MMU/TF-X имеет внутренние отсеки для оружия. Подфюзеляжный оружейный отсек сможет вместить до четырех ракет класса «воздух-воздух» средней и большой дальности (BVR), а также боеприпасы и ракеты класса «воздух-земля» весом от 110 до 900 кг (от 250 до 2 000 фунтов). В каждом боковом отсеке, слева и справа от фюзеляжа, смогут разместиться две ракеты класса «воздух-воздух2 малой дальности (WVR). Представляя макет истребителя на Парижском авиасалоне президент и генеральный директор Turkish Aerospace Темел Котил (Temel KOTIL) в качестве примера вероятного оружия для TF-X упомянул ракеты большой дальности METEOR европейского концерна MBDA и некое перспективное оружие турецких производителей.

В состав усовершенствованного комплекта авионики самолета войдут: РЛС с АФАР собственной разработки из нитрида галлия (GaN), интегрированные вычислительный комплекс (компьютер миссии), система инфракрасного поиска и сопровождения (IRST, устанавливается перед кабиной), комплект РЭБ и электрооптическая система наведения (EOTS, по-турецки BEOS, с функционалом аналогичным  истребителю F-35).

Интеллектуальную кабину пилота планируется оборудовать, несколькими панорамными дисплеями с графическим интерфейсом, системами данных об окружающей обстановке, цифровыми картами, а также высокотехнологичными устройствами связи и системой прицела на шлеме пилота (HMDS). Функционал кабины также подразумевает распознавание голоса и голосовое управление, высококачественные аудиосистемы и синтетическое зрение.

 

Стратегия  и график выполнения программы

 

На период строительства турецкого истребителя 5-го поколения выбрана стратегия последовательного блочного развития. Данный подход предусматривает добавление новых эксплуатационных возможностей от блока к блоку, с одновременным повышением в составе конструкции элементов местного производства.

Первый прототип TF-X выйдет в конфигурации Block-0. Его выпуск запланирован на 18 марта 2023 года к 100-летию основания Турецкой  Республики. После наземных испытаний, начало которых назначено на 2023 год и которые продлятся около 2 лет, опытный самолет предполагается впервые поднять в воздух. Конфигурация Block-0 не предусматривает «стелс»-характеристик и установку некоторых из основных внутренних радиоэлектронных средств (например, РЛС с АФАР). Различные подсистемы на борту самолета, такие как силовая установка, интегрированная система отображения в кабине пилота и механизмы посадки планируется закупать за рубежом. Предполагается, что версия Block-0 будет иметь конфигурацию поколения 4+.

Версия Block-I, как ожидается, уже получит характеристики истребителя поколения 4++. Конфигурация самолета должна позволять решать задачи по завоеванию превосходства в воздухе. Планируется, что модель этой конфигурации в 2029 году поступит на вооружение ВВС Турции и позволит объявить о достижении первичной оперативной готовности (Initial Operation Capability, IOC).

В соответствии с графиком программы поставки MMU/TF-X в полной конфигурации истребителя 5-го поколения (Block-II) ожидаются к концу 2031 года. К этому же сроку ВВС Турции смогут доложить о достижении полной оперативной готовности (Full Operation Capability, FOC). Конфигурация многоцелевых моделей MMU/TF-X Block-II подразумевает наличие ТРДД, подсистем и авионики собственного производства и пригодность к поражению как воздушных, так и наземных целей.

Программу турецкого самолета 5-го поколения планируется выполнять в рамках трех этапов, из которых первый разбит на две стадии:

Назначение Turkish Aerospace генеральным подрядчиком на этапе инженерной разработки и предварительного проектирования программы MMU/TF-X проведено в соответствии с постановлением Исполнительного комитета оборонной промышленности (DIEC, высший орган по вопросам оборонных закупок в Турции) от апреля 2015 года. Контракт на предварительное проектирование (этап-I, стадия-I) между президентом оборонной промышленности (SSB) и TAI подписан 5 августа 2016 года. Соглашение о сотрудничестве между TAI и BAE Systems в рамках первого этапа на сумму 156 млн долл. США подписано 28 января 2017 года. Договор вступил в силу 25 августа 2017 года.

График реализации программы стартовал 17 сентября 2018 года после выбора компании TR Motor Power Systems (начала деятельность в апреле 2018 года) в качестве главного подрядчика и поставщика турбореактивных двухконтурных двигателей для  серийного самолета MMU/TF-X. В октябре 2018 года TAI выбрала ТРДД F110-GE-129 производства General Electric для установки на прототипы и начальные партии серийных самолетов. Месяцем позже, 8 ноября 2018 года, SSB подписал рамочное соглашение с TR Motor Power Systems о разработке ТРДД следующего поколения для использования на MMU/TF-X.

В рамках первого этапа программы помимо работ, непосредственно связанных с проектированием самолета, предусматривается широкий комплекс параллельных дополнительных мероприятий, направленных на получение недостающих инженерных возможностей. В том числе: разработка технологии производства ключевых сенсоров (таких как РЛС с АФАР, РЭБ и т.д.), создание испытательной инфраструктуры, отработка процессов сертификации. В результате предполагается, что турецкие оборонные и аэрокосмические предприятия получат широкие возможности для проектирования, разработки и производства реактивных истребителей нового поколения.

Общая стоимость этапа предварительного проектирования оценивается в пределах 1,3 млрд долл. США. Из этой суммы, как утверждает президент TAI Т. Котил,  около 300-400 млн долл. США будут выделены на инвестиции в инфраструктуру и около 1 млрд долл. США на привлечение инженерных кадров.

За этим последует девятилетний период (с 2022 по 2031 гг.) детального проектирования и квалификации, включающий критический анализ проекта (Critical Design Review, CDR), производство прототипов, квалификацию, последовательное достижение полной оперативной готовности. Стоимость проводимых работ оценивается в 7,3 млрд долл. США.

По данным инженеров TAI, участвующих в НИОКР по программе MMU/TF-X, в рамках этапа детального проектирования и квалификации (сентябрь 2022 г. – сентябрь 2028 г.) намечено изготовить в общей сложности семь прототипов турецкого истребителя (на PAS 2019 речь шла только о пяти прототипах). Из них один для наземных и шесть для летных испытаний. В дальнейшем планируется выпустить 12 самолетов TF-X для достижения первичной оперативной готовности (IOC) и еще 20 машин для выполнения требований полной оперативной готовности (FOC). Для целей испытаний, оценки и аттестации самолеты будут строиться в трех различных конфигурациях: Block-0, Block-I и BlockII.

Заключительный этап программы (серийное производство) оценивается еще в 14 млрд долл. США. В своем обращении во время саммита «Турция 2023», состоявшегося 30 ноября 2019 года, Т.Котил сообщил, что поставки TF-X для ВВС Турции начнутся в 2029 году и Turkish Aerospace сможет изготавливать 2 самолета в месяц с совокупной производственной мощностью 24 самолета в год. Соответственно на формирование авиационного парка емкостью 150-200 истребителей 5-го поколения потребуется от 6 до 8 лет.

Согласно первоначальным планам, производство первого прототипа MMU/TF-X предполагалось начать в 2020 году, но из-за задержек, обусловленных как внутренними, так и внешними факторами, высока вероятность их пересмотра и переноса на 2021 год или более поздний срок. Среди внутренних неблагоприятных причин специалисты называют последствия пандемии коронавируса, недостатки оборонной и аэрокосмической промышленности Турции, отсутствие у местных компаний достаточного количества опытных инженеров (как результат отъезда в последние годы сотен квалифицированных сотрудников из страны) и трудности с мотивацией на национальном уровне, испытываемые местными предприятиями и их персоналом.

Основной внешней причиной стало эмбарго, наложенное так называемыми «дружественными и союзными» странами. Оно привело к задержкам на несколько месяцев в закупке и поставке некоторых подсистем. Причем, правительства ряда европейских стран даже не разрешили своим компаниям получать документальные запросы, направляемые TAI, для закупки подсистем, планируемых к установке на прототипы в рамках программы MMU/TF-X.

Косвенно факт трансформации первичного планирования подтверждается высказываниями ответственных лиц программы MMU/TF-X. Так, во время своего выступления в июне на PAS 2019 президент TAI Т.Котил утверждал, что самолет будет выпущен в 2023 году, первый полет состоится в 2025 году, а истребитель следующего поколения поступит на вооружение ВВС Турции в 2028 году. Через месяц, в июле 2019 г. президент оборонной промышленности (SSB) Исмаил Демир (Ismail DEMIR) сообщил о желании перенести дату первого полета TF-X с 2026 на 2025 год. Он же 5 ноября 2019 года объявил об отмене 48-месячного периода предварительного проектирования и сокращении его до 36 месяцев в графике программы MMU/TF-X.

Однако, уже в декабре 2019 года, выступая на упомянутой конференции «Турецкая оборонная промышленность – диалоги MMU/TF-X» в Университете Чукурова  начальник авиационного отдела SSB Абдуррахман Шереф Кан (Abdurrahman Seref CAN) объявил, что текущий этап предварительного проектирования будет завершен в 2022 году. Первый прототип MMU/TF-X появится в 2023 году, а первый полет будет осуществлен в конце 2026 или в начале 2027 года. Кроме того, по его словам, по состоянию на декабрь 2019 года в разработке самолета принимали участие уже около 400 турецких инженеров различной аэрокосмической специализации. Их работу поддерживали около 90 специалистов BAE Systems, базирующихся в Анкаре.