- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О турецкой программе истребителя 5-го поколения. Часть 2

Текущее состояние дел

Согласно турецким источникам, по состоянию на июль 2020 года инженерные разработки и предварительное проектирование по программе истребителя 5-го поколения (этап-I, стадия-I) активно продолжались.

В своем комментарии агентству Anatolian News 3 января 2020 года президент  Turkish Aerospace Т.Котил сообщил, что компания за последние 3 года наняла 2,5 тыс. инженеров и закупили два 10 000-ядерных «суперкомпьютера». Первый был приобретен еще в марте 2018 года. Эти «суперкомпьютеры» имеют достаточную вычислительную мощность для выполнения рабочего проекта истребителя TF-X и его подсистем.

Ведутся переговоры по тематике интегрированной системы отображения и HMDS для кабины пилота. С Советом по научно-техническим исследованиям Турции (TUBITAK) заключен контракт на разработку интегрированного процессора базового компьютера самолета. Компания Aselsan в рамках программы MMU/TF-X работает над несколькими интегрированными радиотехническими системами по проекту BÜRFİS. Проект BÜRFİS призван повысить уровень технологической готовности программы путем разработки собственных критически важных элементов:

К концу 2021 года ожидается готовность документации для предварительного анализа проекта (Preliminary Design Review, PDR).

Одновременно, для поддержки программы MMU/TF-X генеральный подрядчик создает в Анкаре новую инфраструктуру. В частности, между TUBITAK BILGEM и TAI 26 декабря 2019 года подписан контракт на строительство испытательного полигона для измерения эффективного радиолокационного рассеяния (Radar Cross Section Test Facility, далее – ЭПР) на малой и большой дальности. Комплекс сооружений, включая оборудованную безэховую камеру, планируется сдать в эксплуатацию в 2021 году. Договор на строительство испытательного комплекса для защиты бортового оборудования от молний  (Lightning Test Facility) подписан 6 февраля 2020 года. Готовность объекта ожидается в первой половине 2022 года.

На выставке IDEF 2019 в Стамбуле TAI подписала соглашение с Aiolos Engineering Corporation (Канада) на строительство в Турции дозвуковой аэродинамической трубы (Subsonic Wind-tunne). Руководство TAI надеется оборудовать одну из крупнейших дозвуковых аэродинамических труб в мире и приступить к её использованию в 2022 году.

Поскольку турецкий проект подразумевает наличие у самолета суперкрейсерских возможностей, требования к аэродинамике конструкции приобретают особое значение. По сообщению ответственного за проект MMU/TF-X профессора М.Чавкара, тесты в аэродинамической трубе начались с 2018 года. Всего планируется провести более 20 тыс. часов испытаний. Следует заметить, что по данным Американского института аэронавтики и астронавтики (American Institute of Aeronautics and Astronautics, AIAA) разработка современного военного самолета требует от 35 до 45 тыс. часов продувов в трубе. При проектировании F-35 общий объем тестирования в трубе составил 63 тыс. часов (AIAA 2009).

В связи с тем, что TAI пока не имеет собственного оборудования для исследований, а проверка аэродинамических свойств требует высочайшего качества измерений, турецкие разработчики активно используют потенциал партнеров из Великобритании. В частности, для этих целей задействуется аэродинамическая труба  BAE Systems, которая имеет низко- и высокоскоростной туннели. В последнем возможно проведение испытаний на скорости до 3,8 Маха, что делает его идеальным для исследований по программе MMU/TF-X. Кроме того, 19 июля 2018 года Turkish Aerospace подписала контракт с независимой научно-исследовательской компанией Aircraft Research Association, предоставляющей целый ряд специализированных услуг для мировой аэрокосмической промышленности. В отношении турецкого проекта её участие должно обеспечить требуемое качество измерений и снизить риски испытаний в аэродинамической трубе.

В рамках программы MMU/TF-X в аэрокосмической промышленной зоне Анкары TAI строит новый производственный комплекс, где, как утверждается, будут трудиться около 3 тыс. инженеров. Согласно открытым источникам, в составе комплекса 9 блоков, включая новое композитное здание, предназначенное для изготовления элементов конструкции будущего истребителя. Площадь строительства около 95 тыс. кв. м, из которых 63 тыс. кв. м – это внутренние помещения. Строительные работы планировалось завершить в июле 2020 года, а с сентября начать установку необходимого оборудования. Однако, пандемии коронавируса внесла свои корректировки. Между тем, по заверению генподрядчика, работы в новом композитном здании продолжаются, и производство самолета начнется в первые месяцы 2021 года.

Применительно к программе MMU/TF-X договор на разработки в области программного обеспечения (ПО) подписан между TAI и турецкой компанией Havelsan. О достигнутом соглашении 2 мая 2020 года объявил глава SSB И.Демир. Сотрудничество между TAI и Havelsan охватывает множество областей: встроенные тренажеры, тренажеры для подготовки летного и технического персонала, обслуживание и инженерную поддержку текущей эксплуатации самолета (виртуальные тестовые среды, моделирование, кибербезопасность). Как заявил в мае 2020 года председатель правления Havelsan Ахмет Хамди Аталай (Ahmet Hamdi Atalay), формирование соответствующей команды для программы MMU/TF-X уже началось.

Свою деятельность 7 июня 2020 года начала TR Airworthiness Services Inc. Предприятие является дочерней компанией TAI и в настоящее время направляет свою деятельность на получение соответствующих разрешительных документов от местных и международных авиационных органов с целью стать уполномоченной аудиторской организацией в области сертификации и летной годности. В итоге TR Airworthiness Services Inc. начнет предоставлять консультационные услуги по вопросам летной годности и сертификации в гражданской и военной авиации. В дальнейшем компания примет участие в военной сертификации турецкого истребителя 5-го поколения, а кроме того, окажет TAI техническую поддержку в отношении военной сертификации многоцелевого тяжелого боевого вертолета ATAK Mk-II и учебно-тренировочного самолета нового поколения HURKUS-B.

В беседе с изданием C4 Defense 30 декабря 2019 года президент и генеральный директор TAI Т.Котил заявил, что Turkish Aerospace и TUBITAK начали работу по изучению характера ЭПР самолета MMU/TF-X. Первым узлом, поступившим для практических исследований в TUBITAK стали воздухозаборники.

Как известно данный элемент относятся к одному из критических узлов конструкции современного самолета, влияющих на производительность двигателей на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях, а также при больших углах атаки. Геометрическая форма воздухозаборника также тесно связана с ЭПР самолета в целом.

При анализе планера макета MMU/TF-X первой деталью, привлекшей внимание экспертов, стало то, что его воздухозаборники зафиксированы, как у F-22. Кроме того, между фюзеляжем и воздухозаборниками имеется зазор шириной 9-12 см (3-4 дюйма), предназначенный для изоляции воздушного потока пограничного слоя. Подобно же F-22, в задней части фюзеляжа турецкого истребителя есть дверцы для сброса давления воздуха.

Современные самолеты 5-го поколения, такие как F-35 JSF, J-20 и FC-31, обычно оснащены безотключающимся сверхзвуковым воздухозаборником (Diverterless Supersonic Inlets, DSI). Воздухозаборники типа DSI имеют лучшую скрытность, чем их аналоги фиксированной формы и более эффективны. Вместе с тем, они имеют предел производительности, не позволяющий превышать скорости в 1,8 — 2,1 Маха. F-35 JSF –  это многоцелевой боевой самолет, который в первую очередь предназначен для нанесения ударов по наземным целям. От него не требуется полет на высоких скоростях, и он не имеет возможности суперкруиза. Максимальная скорость F-35 составляет 1,6 Маха.

С другой стороны, F-22 и TF-X являются истребителями превосходства в воздухе (для турецкого истребителя это основное предназначение), следовательно, для них полет на высокой скорости обязателен. По этой причине, утверждают эксперты, после установки на TF-X двух ТРДД собственной разработки самолет сможет превышать скоростные ограничения для DSI-воздухозаборников. Очевидно, что этот тип воздухозаборников для самолета MMU/TF-X не подходит. Причем, турецкий истребитель, как и F-22, который может достигать скорости в 1,5 Maха без использования форсажных камер, также должен обладать возможностью суперкруиза.

 

Турбореактивный двигатель местного производства

 

Временным решением для MMU/TF-X на период пока Турция не построит свой собственный турбореактивный двухконтурный двигатель (ТРДД) выбрано семейство двигателей F110 от General Electric (GE). Президент TAI Т.Котил в июне 2019 года сообщил о заказе 5 ТРДД у GE. Договор находятся в состоянии поставки.

Двигатели от истребителей F-16 (вероятно, версии F110-GE-129E) должны применяться на прототипах MMU/TF-X и использоваться для первых полетов. По оценкам экспертов, четыре двигателя будут установлены на первых двух прототипах турецких истребителей, а пятый останется в качестве запасного. Начиная с третьего прототипа, самолет планируется оснащать парой ТРДД собственной разработки. Проектирование нового турецкого ТРДД поручено национальному двигательному консорциуму TR Motor Power Systems. Предприятие сформировано при участии BMC Power (55%), Turkish Aerospace (35%) и SSB (10%).

Рамочное соглашение между SSB и TR Motor Power Systems на разработку ТРДД следующего поколения для истребителя MMU/TF-X подписано 8 ноября 2018 года. Выступая на церемонии подписания, президент SSB И.Демир подчеркнул, что конечной целью национальной разработки является исключить в отношении двигателя возможные ограничения со стороны зарубежных стран, которые могут касаться его использования и экспорта. Кроме того, гарантировать для Турции возможность контроля всех технологических процессов и прав интеллектуальной собственности (ИС). В ходе церемонии было отмечено, что процесс разработки займет не менее 10 лет. Анализ компьютерного изображения перспективного турецкого ТРДД, представленного участникам церемонии, показывает, что текущий дизайн с точки зрения внутренней конфигурации имеет ряд общих черт с семейством двигателей F110.

Так, по мнению специалистов, подобно моделям F110-GE-129 и -132, ТРДД турецкой разработки предполагается оснастить поворотными регулируемыми лопатками входного направляющего узла и лопастными дисками (blisks) вместо традиционных лопаток в трехступенчатой модульной вентиляторной секции. Последнее позволит улучшить рабочие характеристики двигателя и его ремонтопригодность. Двигатель также включает в себя одну турбину большой и одну малой мощности. Согласно источникам, с высокой вероятностью размеры и весовые характеристики  турбореактивных двигателей от TR Motor Power Systems будут сопоставимы с ТРДД  семейства F110.

Вместе с тем, производство собственного двигателя может стать для Турции одним из самых сложных вызовов в рамках программы MMU/TF-X. Отсутствие отечественных технологий двигателестроения и квалифицированных кадров заставило TAI искать поддержку на стороне. По результатам нескольких конкурсов во второй половины 2018 года для технической поддержки разработки ТРДД была выбрана компания Rolls-Royce, с которой начались предварительные переговоры. Однако в начале марта 2019 года руководство Rolls-Royce заявило о выходе из проекта из-за спора по вопросу интеллектуальной собственности. Компания также дала понять, что не желает делиться в полном объеме ИС с турецкой стороной. Перспективы разрешения возникших противоречий остаются не ясными.

Тем не менее, по словам генерального директора TR MotorPower Systems Османа Дура (Osman DUR) работы над отечественным ТРДД «продолжаются полным ходом». По состоянию на январь 2020 года в проекте участвовали около 80 инженеров. Первые пусковые испытания нового двигателя назначены на 2026-27 годы. С учетом того, что разработка и производство конечного продукта представляют собой два различных процесса, компания ведет активные переговоры с международными инженерными и проектными организациями, а также производителями оригинального оборудования. Прилагаются усилия по развитию сети местных поставщиков для отечественной авиационной промышленности.

Несмотря на то, что руководство Турции рассматривает программу MMU/TF-X, прежде всего, как базу для качественного подъема отечественной авиационной промышленности, ведется поиск международных партнеров по совместному развитию для сотрудничества с Turkish Aerospace. Глава SSB И.Демир в ноябре 2019 года подчеркнул, что заинтересованность в программе турецкого истребителя 5-го поколения проявили Азербайджан, Пакистан, Катар, Индонезия и Малайзия, которая  в этом отношении продемонстрировала наибольшую активность.

В частности, представление макета TF-X на PAS 2019 состоялось при участии командующего королевскими ВВС Малайзии генерала Тан Шри Банга. Кроме того, согласно публикациям Malaysia Flying Herald, страна чувствует необходимость присоединиться к программе MMU/TF-X, поскольку её соседи, Индонезия и Сингапур, намерены принять на вооружение самолеты следующего поколения IF-X и F-35. Первым шагом в присоединении к программе MMU/TF-X стало подписание в 2018 году меморандума о взаимопонимании между Turkish Aerospace и DefTech. Считается, что документ станет основой для приобретения Малайзией истребителей турецкого производства в следующие 10 лет. Малайзия планирует заменить ими свои F-18D и Су-30МКМ, которые подлежат снятию с вооружения в 2035 и 2042 годах соответственно. Малайзия также получила приглашение к участию в совместном производстве MMU/TF-X и турецкого легкого штурмовика HURJET.

 

Таким образом, проект MMU/TF-X, стартовавший на рубеже 2015 года как экспериментальное исследование, в силу обстоятельств перерос в общенациональную программу. Её цель – качественный технологический и организационный скачек авиационной промышленности Турции. В случае успешной реализации намеченного графика страна в относительно короткий срок сможет войти в число немногочисленных государств, таких как США, Россия и Китай, обладающих собственным потенциалом для проектирования и производства истребителей 5-го поколения.

Вместе с тем, вызовы, с которыми Турция столкнулась по ходу выполнения программы, имеют как объективные, так и политические причины. Эмбарго европейских государств на поставку комплектующих, а также отказ союзников из Великобритании полностью передать Турции технологию военного двигателестроения (возможно под давлением США) свидетельствуют о незаинтересованности союзников по НАТО в успехе турецкого проекта. Сможет ли Анкара решить возникшие проблемы самостоятельно, или обратится за внешней помощью (например, к России или Китаю) – покажет время.

Согласно турецким источникам, сегодня рассматривается возможность использования TF-X в составе ВВС Турции вплоть до 2070-х годов. Безусловно, обладание собственным истребителем 5-го поколения повысит боевые возможности турецких ВВС в регионе и уравняет их с конкурентами из Израиля, Саудовской Аравии и других стран, принявших на вооружение американские F-35. С другой стороны, поступление TF-X в войска в начале 2030 годов может совпасть с появлением серийных самолетов 6-го поколения, следовательно, в «гонке лидеров» Турция, скорее всего, останется в положении догоняющего.