- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов некоторых аспектов военно-технического соревнования между Пакистаном и Индией

Как известно, 22 сентября 2020 г. на одном из полигонов Сухопутных войск Вооруженных сил Исламской Республики Пакистан состоялась официальная церемония принятия на вооружение основных боевых танков (ОБТ) третьего поколения VT-4, которые разработаны специалистами Китайской северной промышленной группы компаний (также известна как НОРИНКО ) для поставок на экспорт. Многие узлы и агрегаты данного ОБТ доработаны китайскими конструкторами и инженерами с учетом участия китайских военнослужащих в конкурсе «Танковый биатлон» Международных армейских игр.

Основное отличие данных танков от тех ОБТ, которые предприятия ОПК КНР изготавливают для нужд подразделений национальных ВС состоит в том, что, впервые, экипаж тяжелой бронемашины получил телеуправляемый модуль с зенитным пулеметом калибра 12,7 мм. Как известно, до сих пор экипажи большинства серийных танков третьего поколения вынуждены частично покидать забронированный объем башни с тем, чтобы вести огонь из зенитного пулемета.

В рамках данного мероприятия был проведен демонстрационный показ маневренных возможностей VT-4. Экипаж, состоящий из военнослужащих СВ ВС ИРП продемонстрировал высшему военному руководству страны возможности бронемашины третьего поколения, которую разработали конструкторы дружественного государства. Несколько танков выполнило преодоление классических типов препятствий на максимальной скорости, что доказывает надежность компонентов моторно-трансмиссионного отделения и ходовой части.

Следует отметить, что у пакистанских военнослужащих было время тщательно подготовиться к данному мероприятию, поскольку первая партия ОБТ VT-4 прибыла в Пакистан еще летом 2020 г. Представители Командования ВС ИРП смогли подробно ознакомится с компоновкой ОБТ китайского производства и получить отзывы от подчиненных. Согласно подписанного контракта ВС ИРИ получат 176 танков VT-4 при общей стоимости 860 млн долл. США, т.е. стоимость одного танка китайского производства составляет 4,88 млн долл. США – самый низкий показатель для ОБТ третьего поколения, представленных на мировом рынке ВВТ. После выполнения данного контракта возможно подписание опциона на 124 ОБТ VT-4.

По данным китайских источников, специалисты ОПК КНР ведут разработку новой модели силовой установки, а именно газотурбинного двигателя для ОБТ третьего поколения, поскольку, как показывают данные сравнительных испытаний, ГТД является более предпочтительным в случае ведения боевых действий в горах. Представляется возможным выделить несколько доводов китайских конструкторов, которые намерены в перспективе оснащать новые танки именно ГТД.

Во-первых, отсутствует необходимость  в предварительном подогреве масла для газотурбинного двигателя в отличие от турбированного дизельного двигателя.

Во-вторых, отсутствует опасность перегрева ГТД по причине снижения эффективности жидкостной системы охлаждения.

В-третьих, нет потери мощности по причине работы в условиях сниженного давления и уменьшения содержания кислорода в воздухе.

К основным минусам данного варианта силовой установки китайские специалисты относят сложность изготовления воздушных фильтров, предохраняющих двигатель от попадания пыли и других мелких частиц, которые выступают в качестве абразивного материала для трущихся частей двигателя. Кроме того, ГТД отличается высоким расходом топлива, что влечет за собой повышение требований к подразделениям тылового обеспечения, которые должны гарантировать своевременные поставки топлива для ОБТ.

Анализ публикаций в СМИ Индии позволяет утверждать, что специальные службы этого государства пристально наблюдают за контактами между военно-политическим руководством Пакистана и КНР по вопросу о поставках легких одномоторных истребителей поколения 3+ под обозначением «Цзянь-10СЕ». Индийские специалисты ожидают, что в ближайшее время Пекин и Исламабад подпишут контракт на поставку от 30 до 50 истребителей данной модели.

По данным китайских источников, пакистанские военные летчики впервые обратили внимание на данный самолет еще в 2009 г., однако официальный Исламабад сохранял сдержанность в вопросе приобретения данных самолетов. Как известно, в течение последних 10 лет выполняется совместная программа по строительству и совершенствованию другого легкого одномоторного истребителя JF-17, в разработке которого китайские авиастроители использовали наработки советских и американских конструкторов.

По оценкам китайских специалистов, официальный Исламабад не принимал решение о приобретении «Цзянь-10СЕ», поскольку покупка новых самолетов повлечет дополнительные расходы на подготовку наземного персонала и приобретение новых образцов техники и оборудования для обслуживания данных самолетов. Кроме того, военно-политическое руководство Пакистана занимало выжидательную позицию поскольку для выбора оптимального истребителя было необходимо определить какой из боевых самолетов приобретут ВВС Индии. Даже после выбора в пользу французского «Рафаль» оставалось слишком много проблемных моментов в военно-техническом сотрудничестве Франции и Индии, которые могли привести к отказу официального Нью-Дели от контракта на 36 истребителей.

Китайские аналитики отмечают, что ВВС Пакистана необходим качественно иной истребитель, поскольку в ближайшее время индийские военные могут заключить с военным подразделением корпорации «Боинг» контракт на поставку новейшей модификации истребителя F/A-18E/F Block III, первый образец которого выполняет программу летных испытаний.

Данные самолеты обеспечат ВВС Индии абсолютное превосходство над пакистанскими визави, поскольку они серьезно превосходят наличные истребители ВВС Пакистана по всем параметрам, что крайне важно для индийских пилотов, которым необходимо быть уверенными в надежности и эффективности своей техники.

В случае поставки  F/A-18E/F Block III для ВВС Индии специалисты ОПК КНР могут предложить пакистанским партнерам более тяжелую боевую машину, а именно истребитель-бомбардировщик «Цзянь-16», который по своим параметрам сопоставим с американским боевым самолетом. Конечно, стоимость «Цзянь-16» составляет около 85 млн долл. США, тогда как цена «Цзянь-10СЕ» находится на уровне 45 млн долл. США, т.е. нагрузка национального бюджета Пакистана в рамках поддержания боевых возможностей национальных ВС зависит от решений и действий официального Нью-Дели, который располагает значительно большими финансовыми ресурсами.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что военно-политическое руководство КНР продолжает оказывать всемерную поддержку ВС Пакистана по различным вопросам. Так, в свете обострения ситуации на индо-китайской и индо-пакистанской границы подразделения ВС ИРП получили новые бронежилеты шестого класса защиты, новую экипировку и другие предметы военного обихода.

Следует отметить, что пакистанские военные крайне заинтересованы в приобретении ротных и батальонных комплектов сборно-разборных  жилых модулей контейнерного типа, которые позволяют создать хорошие условия для военнослужащих, дислоцированных в высокогорных районах.