- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Иранские лидеры и СМИ об итогах президентских выборов в США

В Иране последних дней оживленно комментируется  важная для нынешнего этапа развития страны новость – поражение на президентских выборах действующего президента  республиканца Д.Трампа и победа его соперника от демократической партии Дж.Байдена. В предшествовавших этому заявлениях иранских лидеров не раз звучала фраза о том, что для Тегерана не имеет никакого значения, кто придет к власти в результате президентских выборов в США, и президент Х.Роухани в своих высказываниях проводил мысль о том, что все равно врагом Ирана будет любой, кто займет Овальный кабинет в Белом доме, однако, раздающиеся сразу же после объявления о победе Д.Байдена реакции позволяют вынести мнение о том, что  в ИРИ многие весьма довольны грядущими  изменениями  в руководстве Америкой.  Тот же Х.Роухани, выступая 8 ноября на заседании Экономического совета при правительстве,  расценил победу Байдена как конструктивный процесс, несущий благо Ирану. Он попросил нового главу американской администрации компенсировать те потери, которые принесла Ирану эпоха Трампа, учесть «ошибки прошлого» и извлечь из них урок.  Иран, сказал президент, останется верен всем своим обязательствам.

Высказавшийся по поводу президентских выборов в США верховный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи традиционно напомнил тем, кто еще этого не знает, что «дни  США  сочтены, и скоро этой страны не будет». Пятничный имам Мешхеда, аятолла Ахмад Алам-оль-Хода сказал, что  поражение республиканцев и победа демократов в США «не означают, что у нас должно что-то измениться. Эти две партии как две стороны одной медали – никакой разницы. То, что для нас на самом деле важно и может решить проблемы, это то, как мы поддерживаем нашего лидера и нашу Исламскую Республику». Свое удовлетворение проигрышем Трампа в выборах  высказали секретарь Высшего совета национальной безопасности, экс-министр обороны ИРИ адмирал в отставке Али Шамхани и первый вице-президент страны Эсхаг Джахангири.  А.Шамхани написал в сообщении в своем аккаунте в Twitter, что большинство населения США не согласны с той политикой «грабежа и разбоя», которую взял на вооружение уходящий американский президент. Э.Джахангири выразил надежду, что приход Байдена изменит  «разрушительную» политику Трампа. Глава иранского МИДа М.Дж.Зариф заявил в интервью местным СМИ, что  «Трамп уйдет через 70 дней. Но мы останемся здесь навсегда. Мы протягиваем руку нашим соседям для диалога  с целью разрешения разногласий. Только вместе мы сможем построить лучшее будущее для всех».

Иранские СМИ уже назвали победу Байдена победой надежды.  Между тем, сразу же после появления имени Байдена в заголовках мировых СМИ как победителя президентской гонки, иранские политики, аналитики, журналисты принялись  внимательно читать его многочисленные интервью во время предвыборной кампании и сразу после голосования.  Как пишут центральные СМИ ИРИ, отношение Байдена к иранской реальности вряд ли будет радикально отличаться от того, что проводил в жизнь Трамп.  И Хаменеи, и близкий к нему Корпус стражей исламской революции  (КСИР) убеждены, что даже при новом президенте США будет достаточно трудно добиться полного снятия наложенных на Иран экономических санкций.  СМИ напоминают, что Байден был вице-президентом при Обаме, когда на Иран были наложены самые жесткие санкции в эпоху до подписания венских договоренностей – СВПД. Одновременно, предупреждают иранские СМИ, Байден, безусловно, не допустит повторения «не совсем верных шагов Обамы на пути достижения ядерного соглашения», ибо он способен учиться на ошибках. Тем более, что он уже озвучивал свои мысли о том, что, как и его предшественник Д.Трамп, Дж.Байден будет стремиться к полному закрытию для Ирана пути в клуб ядерных государств, как он не раз заявлял и в ходе предвыборной кампании.

Три года назад, во время своего визита в Иерусалим, Байден декларировал такое видение политики по отношению к ядерному досье Ирана как суть своего подхода к взаимодействию Исламской Республикой Иран. При этом, Байден исповедует дипломатический путь в решении иранской ядерной программы, стараясь всячески дистанцироваться от ее военной опции.  Однако, он же заявлял и то, что в решении иранского ядерного кризиса можно использовать все возможные способы воздействия на Тегеран, в том числе и вооруженный, который может быть использован в самом крайнем случае. Однако СМИ задаются вопросом, ограничится ли Байден лишь ядерной проблематикой, или обратит свое внимание и на ракетную программу ИРИ, вызывающую в последнее время обеспокоенность многих политиков. Дело в том, что во время подписания соглашения СВПД в 2015 г. ракетная программа выскользнула из круга обсуждаемых проблем, а к настоящему времени приобрела сравнимую с атомной значимость, угрожая не только стабильности Ближнего Востока, но в Западной Европы, и даже восточного побережья США.

СМИ обратили внимание на то, что Байден не раз высказывался по поводу  внутренней жизни Ирана, касаясь, например, репрессий иранского режима против своего собственного народа, и не раз публично осуждал такие злодеяния, приводившие к многочисленным жертвам.  Байден, пишут иранские СМИ, многократно выступал в защиту брошенной в тюрьму известной правозащитницы Насрин Сотудэ. В отличие от Трампа, он не поддерживает задачу демонтажа нынешнего иранского режима. Жесткость его подхода к иранским реалиям показывает и тот факт, что Байден был в числе тех американских политиков, кто публично приветствовал точечное уничтожение генерала Касема Сулеймани, сказав, что его руки обагрены кровью сотен невинно убиенных, в том числе – десятков американских военнослужащих, и с его ликвидацией совершилось ожидаемое возмездие. Как сказал тогда, почти два года назад, нынешний победитель американской президентской гонки, никто в США не скорбит по этому поводу, потому что «генерал заслужил такой участи».

События последних дней имели и экономические последствия.  Финансовые аналитики сообщают  о стабилизации курса доллара по отношению к иранской национальной валюте, что демонстрирует положительные ожидания в иранском обществе накануне прихода Байдена в Белый дом.  С другой стороны, такая тенденция свидетельствует   о надежде на снятие американских санкций или их некоторое ослабление.  В то же время, отмеченное падение курсов акций на тегеранской бирже говорит о низком доверии населения к экономической политике нынешнего иранского правительства.