- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов тенденций развития беспилотной техники турецкого производства

Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий «Авиационное знание» и «Вооружение» пристально изучают процесс формирования и развития в Турецкой Республике предприятий оборонно-промышленного комплекса, которые специализируются на разработке и производстве  разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов, которые выгодно отличаются от продукции ОПК США по стоимости. Как показывает практика вооруженных конфликтов, разведывательно-ударные БПЛА турецкого производства позволяют выполнить большое количество оперативных задач при отсутствии у противника полноценной системы ПВО, которая укомплектована грамотными военнослужащими.

В большинстве случаев БПЛА турецкого производства оснащены многоканальной системой связи и управления, что позволяет им выполнять боевые задачи в условиях применения противником простейшей или устаревшей техники/систем радиоэлектронной борьбы. Турецкие специалисты придерживаются подобного подхода к организации боевых полетов БПЛА  с начала разработки подобной техники, что указывает на четкое следование руководящим принципам, заложенных американскими теоретиками беспилотной боевой авиации.

БПЛА турецкого производства в большинстве своем оснащены недорогими и эффективными подвесными оптико-электронными системами разведки и наблюдения (ОЭСРН) иностранного производства, которые отличаются высокой стабильностью работы в любое время суток и в погодных условиях, характерных для Ближнего Востока, Северной Африки или Южного Кавказа.

Китайские аналитики указывают на серьезную зависимость предприятий ОПК Турции от поставок важнейших комплектующих из США, Канады и ЕС, а именно двигателей, оптико-электронных систем и бортовой радиоэлектроники. В последние три года турецкие специалисты в области авиационных двигателей прикладывают значительные усилия по созданию поршневых и турбовентиляторных силовых установок, необходимых для разных типов и моделей БПЛА.

Как известно, предприятия ОПК Турции работают над новой моделью разведывательно-ударного БПЛА «Байрактар ТВ3», а также ведется разработка более скоростных разведывательных дронов. Кроме того, ВВС ТР необходимы БПЛА стратегической разведки с большой продолжительностью полета и практическим потолком.

По данным китайских источников, предприятия ОПК Турции не планируют продолжать сотрудничество с украинской компанией «Мотор Сич», поскольку данное предприятие не располагает специалистами и новыми разработками в области авиационных двигателей. Представляется возможным ожидать срыва целого ряда проектов в областях боевого и военно-транспортного авиастроения в Турции, а значит и нарушения планов ОПК ТР на получение экспортной выручки от поставок военно-транспортных самолетов, вертолетов и БПЛА в страны Ближнего Востока и Африканского континента.

Как известно, значительная доля украинских специалистов переехала в КНР на постоянное место работы и жительства в нескольких городах, в которых расположены ключевые предприятия авиастроительной отрасли Поднебесной. В такой ситуации, официальный Пекин получил инструмент контроля и давления на ОПК Турции. Представляется возможным наблюдать процесс создания китайской стороной затруднений для официальной Анкары – справедливое возмездие за неоднократные трудности и осложнения, которые турецкая сторона создавала для КНР в процессе реализации ряда важных контрактов.

Анализ публикаций в китайских и зарубежных СМИ позволяет утверждать, что предприятия ОПК Турции значительно отстают от ОПК КНР в вопросе разработки авиационных двигателей и в современной ситуации не могут рассчитывать на поставки требуемых агрегатов из США, ЕС или РФ. Кроме того, на территории ТР отсутствуют предприятия, способные разрабатывать и производить в достаточном количестве современные высокопрочные композитные материалы и специальные лакокрасочные составы, снижающие радиолокационную и оптическую заметность БПЛА.

В свою очередь, предприятия ОПК КНР обладают одними из лучших разработок в области оптико-электронных систем разведки и наведения, которые позволяют БПЛА обеспечить высочайшую точность наведения даже для реактивных систем залпового огня. Достоверно известно, что новейшие ОЭСРН китайского производства, в составе которых находятся лазерный дальномер и лазерный целеуказатель позволяют поражать наземные стационарные цели с точностью до 1 м.

Следует отметить, что в  ближайшей перспективе ВМС Турции также начнут получать на вооружение беспилотную технику, а именно безэкипажные разведывательно-патрульные катера (БРПК), которые разрабатывает компания Meteksan Defense в рамках концепции ULAQ в сотрудничестве с судостроительным предприятием ARES.

По данным китайских источников, в рамках данной концепции уже разработан проект скоростного малозаметного разведывательного катера с легким вооружением. Корпус перспективного плавсредства будет выполнен из композитных материалов. Запас хода по топливу оценивается в 400 км. Максимальная скорость должна достигать 65 км/ч. Радиус боевого патрулирования может достигать 215 км.

Первый катер будет спущен на воду в декабре 2020 г. и при условии успешного выполнения программы испытаний (начало в первом квартале 2021г.), первый контракт с ВМС ТР будет подписан уже в четвертом квартале 2021 г.

Благодаря компактным размерам БРПК серии ULAQ (длина около 11 м.) будут размещать на крупных надводных кораблях, а именно на УДК проекта «Анатолия» и перспективных фрегатах проекта TF-2000. По замыслу турецких конструкторов, рассматриваемые катера будут вести разведку береговой линии, обеспечивать огневую поддержку силам морского десанта, а при оснащении соответствующей аппаратурой смогут ставить помехи или будут выступать в роли ложных целей для противокорабельных ракет вероятного противника.

Каждый БРПК будет оснащен механизированной пусковой установкой, рассчитанной на пуск четырех ракет калибра 70 мм. под обозначением  «Cirit» — легкая корректируемая ракета (наведение по лазерному лучу и в инфракрасном диапазоне) массой до 14 кг. Масса боевой части составляет 3 кг. Максимальная дальность пуска составляет 8 км.  Данный боеприпас предназначен для борьбы с небронированными надводными или береговыми целями и скоплениями живой силы противника.

БРПК будут вооружены двумя тяжелыми противотанковыми управляемыми ракетами типа L-UMTAS, наведение которых также осуществляется по лазерному лучу. Масса данной ракеты составляет 37,5 кг. Максимальная дальность пуска 8 км. Данный боеприпас это одна из немногих разработок специалистов турецкой компании Roketsan.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным согласится с оценками китайских специалистов в том, что военно-политическое руководство Турции обладает значительными амбициями и ставит перед конструкторами и инженерами предприятий национального ОПК достаточно сложные задачи. Решение таковых возможно при слаженной работе множества предприятий промышленности и содействии специальных служб, осуществляющих сбор документации или образцов аналогичных разработок за рубежом.