- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О поставках США современного вооружения в ОАЭ

Администрация Трампа официально уведомила Конгресс США о своем намерении продать Объединенным Арабским Эмиратам десятки современных истребителей F-35, беспилотники Reaper, а также другую военную технику и боеприпасы. Госдепартамент объявил 10 ноября о сделке, которая включает в себя продажу 50 самолетов F-35, 18 беспилотных летательных аппаратов MQ-9 Reaper с боеприпасами, а также пакет боеприпасов стоимостью 10 млрд долларов для оружия класса «воздух-воздух» и «воздух-земля». Общая стоимость поставок составляет почти 23,4 млрд долларов. «Сегодня я поручил министерству официально уведомить Конгресс о нашем намерении санкционировать предлагаемую ОАЭ закупку нескольких передовых вооружений стоимостью 23,37 миллиарда долларов. Это признание наших углубляющихся отношений и потребности ОАЭ в передовых оборонных возможностях для сдерживания и защиты себя от повышенных угроз со стороны Ирана», — говорится в пресс-релизе госсекретаря Майка Помпео. Газета Washington Post сообщила, что в комплект боеприпасов входят тысячи бомб Mark 82, управляемые бомбы, ракеты и другое оружие. Неофициальное уведомление о сделке было направлено Конгрессу в прошлом месяце. Если американские законодатели выступят против сделки, у них есть 30 дней, чтобы подготовить резолюцию о блокировании продажи, хотя для преодоления президентского вето потребуется две трети Конгресса. Сообщения о планах Вашингтона продать Абу-Даби передовые истребители-невидимки впервые появились в августе, через несколько дней после того, как ОАЭ согласились нормализовать отношения с Израилем на переговорах при посредничестве США. До тех пор США не разрешали ни одной стране на Ближнем Востоке покупать F-35, кроме Израиля, из опасения, что военная техника нанесет ущерб качественному военному превосходству Израиля, или QME (QME — это оформленное законом требование США обеспечить Израилю сохранение военного превосходства в регионе). Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху неоднократно опровергал утверждения о том, что он одобрил продажу, а также поставки в ОАЭ современных беспилотных летательных аппаратов и другого вооружения. В свете предполагаемой продажи оружия министр обороны Израиля Бени Ганц дважды ездил в Вашингтон, а его американский коллега Марк Эспер, который был уволен Трампом 9 ноября, один раз ездил в Израиль более месяца назад. В ходе этих визитов два союзника наметили общие рамки для того, как США будут поддерживать военное преимущество Израиля в условиях начала продажи современных образцов вооружения арабским странам в формате поддержки тренда на их нормализацию отношений с еврейским государством. Ранее в этом месяце Катар также сделал официальный запрос на покупку истребителей F-35, что в случае реализации, может привести к напряжению отношений США с ОАЭ, Саудовской Аравией и Израилем. В понедельник 9 ноября Amnesty International призвала США прекратить продажу беспилотников ОАЭ, заявив, что они могут быть использованы  и привести к дальнейшим жертвам среди гражданского населения в Йемене и Ливии. «Поразительный факт, что правительство Соединенных Штатов продолжает свою непоколебимую поддержку предоставления оружия, которое может привести к еще большему разрушительному числу жертв среди гражданского населения Йемена… это должно потрясти до глубины души каждого человека, живущего в этой стране». «Соединенные Штаты должны решительно воздерживаться от поставок оружия, которое может быть использовано в конфликте, и не передавать оружие ОАЭ, иначе они рискуют стать соучастниками вероятных военных преступлений в Йемене», — сказал Филипп Нассиф, директор по пропаганде на Ближнем Востоке и в Северной Африке Amnesty International.
Как полагают американские эксперты, новая оружейная сделка между США и ОАЭ углубит оборонные связи Вашингтона с Абу-Даби, осложнив попытки России и Китая осуществить дальнейшие вторжения на оружейный рынок этой богатой арабской страны Персидского залива. Хотя региональная политика ОАЭ столкнется с более пристальным вниманием при избранном президенте США Джо Байдене, сделка с оружием вряд ли будет заморожена в полном формате после его вступления в должность в январе следующего года. По сравнению с Трампом Байден более критичен к соблюдению прав человека в арабских странах Персидского залива и их региональному поведению, что может повлиять на будущие продажи оружия в регион. Однако переходная команда Байдена еще не дала ясно понять, что она откажется от этой конкретной оружейной сделки с Абу-Даби. Это маловероятно, но очень вероятен сценарий, что Байден под давлением американских правозащитных организаций может принять решение изменить условия сделки, поскольку его администрация работает над трансформацией нынешнего подхода Вашингтона к ближневосточному досье. Сделка с ОАЭ по оружию может быть заблокирована только во время законодательной сессии в Вашингтоне при солидарном негативном голосовании обоих палат Конгресса, что маловероятно, учитывая нынешний контроль Республиканской партии над Сенатом. В рамках своего соглашения о нормализации отношений с ОАЭ Израиль отказался от своих возражений против расширенной продажи оружия Абу-Даби. Обещания будущей американской помощи и желание вознаградить арабские страны Персидского залива, стремящиеся нормализовать свои израильские связи, помогли убедить лидеров Израиля, несмотря на жесткую оппозицию со стороны израильских военных, не использовать свое все еще значительное влияние в Конгрессе США для срыва сделки. Сделки с оружием требуют значительного времени для завершения, а это означает, что именно администрация Байдена будет практически реализовывать ее после января 20121 года.
Соединенные Штаты могут использовать свои рычаги влияния с помощью продаж современного оружия, чтобы удержать ОАЭ от его покупки у Китая или России. Но поскольку Абу-Даби продолжает свою стратегию диверсификации поставщиков вооружений, правительство ОАЭ, вероятно, проверит на практической реализации этой сделки, определив насколько далеко оно может развить свои оборонные отношения с Москвой и Пекином без серьезных последствий со стороны США. Нынешняя незаинтересованность США в создании кризиса с Турцией из-за покупки в России ракетного комплекса С-400 возможно, только придаст смелости ОАЭ, чтобы проверить, насколько они могут диверсифицировать свою деятельность без прямых последствий со стороны Вашингтона. Когда в июле 2019 года Турция приняла поставку российского ракетного комплекса С-400, Вашингтон в отместку исключил Турцию из своей передовой программы F-35. Но администрация Трампа отложила введение широких санкций в отношении Анкары в соответствии с законом «О противодействии американским противникам через санкции» (CAATSA), поскольку она пытается договориться о решении проблемы С-400. Одновременно Соединенные Штаты также, вероятно, будут продолжать стремиться к экспорту своего оружия, чтобы поддержать свои политически и экономически важные оборонные компании. Соединенные Штаты выступают против передовых китайских и российских продаж оружия своим ключевым союзникам на Ближнем Востоке, опасаясь, что такие продажи ослабят влияние США в регионе и потенциально дадут Москве и Пекину «черный ход» для получения американских военных технологий.