- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль: беспокойство по поводу иранской ядерной программы сохраняется

Израильский министр иностранных дел  Габи Ашкенази заявил в ходе заседания Комиссии во вопросам безопасности и внешней политики израильского Кнессета (парламента), что с приходом на президентский пост в США Джо Байдена велика вероятность того, что его страна вернется к членству в Совместном всеобъемлющем плане действий (СВПД), или ядерном соглашении, подписанном в июле 2015 г. между ИРИ и 6 странами-международными посредниками (Великобритания, Франция, США. Россия, Китай и Германия).  Это, считает глава МИД, создаст односторонние преимущества Тегерану, возродит экономические рычаги, которые позволят вывести страну из кризиса и дадут ей «второе дыхание».  По мнению аналитиков, в таком случае Израиль не сможет остановить продвижение иранской  атомной программы. Для того, чтобы этого не случилось, Иерусалим должен воспрепятствовать такой политике США,   с  тем, чтобы угрозы нуклеизации исламского режима минимизировались.

При этом сам иранский режим дает основание считать, что он продолжает интенсифицировать свое продвижение в этом направлении.  В последние дни появилась информация о том, что Иран последовательно увеличивает в разы запасы обогащенного урана, открыто заявляя об этом и явно нарушая те ограничения, которые вытекают из подписанного в июле 2015 г. соглашения СВПД.  Разумеется, это уже вызвало сильное беспокойство Международной Организации по атомной энергии (МАГАТЭ).  В этой связи Израиль не раз заявлял, что если усилия международного сообщества по обнулению ядерных амбиций Ирана не приведут к должным результатам,  и режим приблизится к входу в клуб стран-обладателей  этого вида неконвенционального оружия,  Израиль прибегнет к необходимым мерам для обеспечения собственной безопасности.  Обращаясь к членам Комиссии по  вопросам безопасности и внешней политики израильского Кнессета, Г.Ашкенази сказал, что если США решат вернуться в СВПД,  Израиль должен иметь рычаги воздействия на процесс корректировки этого договора и его подписания.  Он добавил, что Израиль приложит к этому максимально возможные усилия. Подготовка такого рода соглашения между США и иранским правительством, считает Г.Ашкенази, должно включать вопросы ракетной программы Ирана как объекта контроля. Нынешний глава МИД Израиля, который ранее занимал пост начальника Генштаба ЦАХАЛа и хорошо знает проблемы безопасности в увязке с иранскими реалиями, добавил на заседании  парламентской  Комиссии, что ракетная проблематика является важным компонентом ядерной программы и несет в себе явные угрозы безопасности.  «Иран вкладывает огромные инвестиции в реализацию этой программы, выйдя на уровень многих ведущих стран в сфере ракетостроения». В то же время, создав достаточно продвинутые  образцы ракетной техники, обладающей всеми необходимыми параметрами для  нанесения ударов по целям не только в регионе Ближнего Востока, но и Западной Европы и атлантического побережья США, Иран создает такого рода технику, копируя ее, как пишут СМИ, с ракет  морально устаревших модификаций производства Китая и Северной Кореи.

Пользуясь давно отработанной тактикой, Иран старается преуменьшить опасность своей ядерной программы  и не раскрывает полностью всех действий, выходящих  за пределы дозволенного со стороны СВПД. Дезавуируя все обвинения, он обратился в МАГАТЭ  с просьбой проинспектировать состояние национальных ядерных программ Израиля и Саудовской Аравии.  Однако Израиль не является членом МАГАТЭ, и не присоединился в Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).  Поэтому Агентство не может выполнить такую просьбу Тегерана. Иран не раз заявлял на различных международных форумах, что если Израиль имеет атомную бомбу,  почему другие страны лишены этого права. Еврейское государство обычно не отрицает и не подтверждает такие обвинения, но эксперты  говорят, что Израиль находится уже много лет в окружение вражески настроенных по отношению к нему стран,  постоянно подвергается угрозам своего уничтожения,  в основном – со стороны исламского режима в Иране, и поэтому он должен иметь адекватные средства защиты. Это не первая подобная просьба, исходящая от Ирана.

Но на этот раз она совпала с обвинениями МАГАТЭ в адрес Ирана в отношение нарушения им своих обязательств по договору СВПД. Это связано, как уже сказано выше,  со значительным превышением Ираном, в 12 раз,  количества обогащенного  урана, достигнувшего отметки в 2400 кг. Об этом сообщалось в конфиденциальном документе, распространенном среди членов организации Международным агентством по атомной энергии. Как написала в этой связи израильская газета «Исраэль гайом», подобный шаг Исламской Республики, как минимум, свидетельствует о том, что Тегеран действует без оглядки на мировое сообщество, и демонстрирует свое полное пренебрежение взятыми на себя еще 5 лет назад обязательствами, выйдя по сути из ядерного соглашения.  Одновременно с этим, Иран тщательно скрывает многие действия на атомном направлении, и до сих не позволяет инспекторам МАГАТЭ посещать объекты ядерной инфраструктуры, которые являются с их точки зрения подозрительными, и где нужно выяснить опасность радиоактивного заражения. В это же время, из Тегерана постоянно раздаются заверения в том, что Иран плодотворно сотрудничает с МАГАТЭ и готов и далее следовать его инструкциям. Конкретика, однако, не всегда подтверждает такие констатации.  Интернет-портал    newsru.co.il сообщил  на днях о том, что МАГАТЭ также заявило, что ждет от Тегерана объяснений по поводу обнаружения следов урана в двух местах за пределами Тегерана, в которых не должны были храниться радиоактивные вещества.

Как говорят в Иране, если в отношениях  с МАГАТЭ и появляются какие-то элементы недосказанности или противоречий, их можно урегулировать техническим путем, не придавая налета политизации.  Таким образом, Иран продолжает вести себя на этом направлении не всегда чисто и честно,  прибегая к дипломатическим путям разрешения тех или иных противоречий.  Уже несколько десятилетий Иран и МАГАТЭ пытаются избежать критики в вопросе инспекций иранских ядерных объектов, куда ИРИ с трудом позволяет проникать специалистам Агентства, а МАГАТЭ всякий раз пытается не придавать таким действиям ИРИ чрезмерно политизированной окраски. Много фактов о том, что на объектах в Иране инспекторам создают всяческие препятствия, усложняя выполнение ими профессиональных действий. При этом, не заботясь о международной реакции, Организация по атомной энергии Ирана подтверждает сообщения СМИ о том, что продолжается строительство упрятанного под землю завода по производству центрифуг нового поколения, и приближается время его пуска в эксплуатацию.  Как известно, несколько месяцев тому назад это производство было разрушено. Иранцы не скрывают от мирового сообщества и факт того, что вместо разрешенного венскими договоренностями обогащения урана до уровня 3,67% , его давно уже обогащают до 4,5%.  С  началом эксплуатации нового поколения центрифуг,  в Иране достаточно быстро достигнут уровня обогащения в 20%, а затем, говорят эксперты, поднимутся и к критическому уровню в 80-90%, обеспечив бомбы ядерным зарядом.  Информация о готовности ИРИ использовать технику обогащения урана с новыми, более мощными характеристиками, постоянно дезавуируется Организация по атомной энергии Ирана без всякого на то основания.

В Израиле надеются, что в случае  корректив в американской политике по отношению к иранской ядерной программе появится возможность взять эту программу под полный и всеобъемлющий контроль.