- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ливийский политический диалог в оценках посла США в Триполи Р.Норланда

Посол США в Ливии, один из архитекторов начавшегося между враждующими ливийскими сторонами, переговорного процесса, Ричард Норланд подтвердил утверждение своей страны об отказе от любой военной эскалации в Ливии, предупредив об опасности затягивания конфликта и его распространения, если «отказ от военных способов разрешения противоречий не будет соблюден». Дипломат рассматривает ливийский диалог под руководством ООН, как единственный путь, ведущий к «решению вопроса о суверенитете Ливии».

Р.Норланд  в своем интервью египетской газете «Аль-Ахбар», опубликованном на ее сайте 12 ноября, подчеркнул, что Вашингтон использует все свои дипломатические инструменты для «создания более стабильной и менее опасной ситуации и политического процесса, который приведет к решению в Ливии», пояснив, что «Вашингтон участвует на самом высоком уровне в диалоге со всеми сторонами разделенного конфликта, будь то ливийский или международный, с целью призвать к сдержанности и продвинуть политический процесс, который сохраняет суверенитет ливийского народа и защищает общие интересы Соединенных Штатов, наших союзников и наших партнеров».

В данном случае, признаем, что слова Р.Норланда отражают действительную роль США, сумевших заставить ливийцев начать переговоры. С этой точки зрения их вклад в обуздание военных действий куда как более весом, чем все «осуждаем» и «призываем», звучавшие со Смоленской площади. Вместе с тем, еще одной особенностью ливийского противостояния, объясняющей почему США удалось так быстро и эффективно организовать переговорный процесс, является то, что объективно, ситуация дозрела до этой точки: ливийцы были вымотаны, все, кто решил «половить рыбку в мутной воде» противостояния Триполи и Бенгази, окончательно запутались, оказавшись у линии прямого военного столкновения, грозившего обрушить все Восточное и Центральное Средиземноморье в войну, общая напряженность в регионе росла, поэтому дело было «за малым». Тем, кто бы смог, прежде всего, безальтернативно объяснить Восточной партии: хватит, давайте договаривайтесь. И та, с одной стороны, отдавая отчет в бесперспективности продолжения войны и невозможности в создавшейся ситуации захватить Триполи (справедливости ради, отметим, в Бенгази об этом вообще мало кто всерьез мечтал и в 2011 году, речь шла, максимум, о широкой автономии региона Барки, но, все-таки, в составе одной страны), а с другой, отдававшая отчет, что не сегодня-завтра, Х.Хафтар может попробовать стать единоличным  правителем Восточной Ливии, согласилась на переговоры. Еще раз подчеркнем: весь этот конфликт, с самого его начала на рубеже 2013-2014 гг. есть ни что иное, как междоусобица постджамахирийской элиты. Хафтар в этом раскладе был чуждым элементом, он много лет отсутствовал в стране и был практически забыт на родине. Задача перед ним ставилась совершенно другая: прекратить беспредел радикальных группировок и откровенных уголовников на востоке Ливии, где ситуация становилась попросту неуправляемой. Если триполийские, зинтанские и мисуратские «катибы» всегда находились в «зоне управляемости», те, кто орудовали в Бенгази, Дерне и Аль-Бейде, с какого-то момента, не подчинялись никому. Разрешили ему кураторы из Вашингтона затем устроить блицкриг на Триполи, к тому времени погрязший в собственных разборках, или это была его собственная инициатива, мы не беремся утверждать, но вмешательство Турции, ее приход в Триполитанию, решительный и зиждущийся, чтобы кто не говорил про неоосманские амбиции Р.Т.Эрдогана, на взаимовыгодных экономических и длительных культурных, этнических, религиозных связях, ливийских туркоманах, феномене «карагла», который ранее мы подробно описывали в материалах сайта Института Ближнего Востока, раз и навсегда лишил Х.Хафтара этой возможности. Не лично его, прежде всего, а тех кто стоял за его спиной, мотивируя, вооружая, снабжая деньгами и мечтая об установлении контроля над всей Ливией в собственных интересах —  ОАЭ, которые подрядили на войну в Ливии и РФ, и Египет. В этом смысле, рискнем предположить, самым сложным для Вашингтона было убедить ОАЭ умерить свой пыл. Что, в итоге, получилось. Поэтому, не удивительно, если вскоре появятся новости о том, что Dubai World Ports получит в управление, например, порт в Бенгази.

Р.Норланд выразил «оптимизм», поскольку «Ливия движется в правильном направлении через политический диалог» и указал, что сплочение ливийцев вокруг этого форума «позволит нам быстро увидеть большой прогресс», но, при этом, отметил, что «опыт показывает, что всегда могут быть факторы сложности».

Американский дипломат настоятельно призвал ливийцев отказаться от вооруженного конфликта, наладить политический диалог и проявить политическое мужество, высоко оценив в этом контексте позиции главы Президентского совета и премьер-министра Правительства национального согласия Фаиза Сарраджа и спикера  Палаты представителей (парламента) Акилы Салеха, озвученные в двух отдельных заявлениях в конце августа, где речь зашла о прекращении огня и возобновлении работы нефтяного сектора, а также о возвращении к переговорам во главе с ООН.

В то время как посол считает, что «политическая обстановка в Ливии улучшается», после «значительного» прогресса в диалоге, проведенном Организацией Объединенных Наций в Монтрё, и возобновления Форума политического диалога Ливии»,  он упомянул о продолжающихся страданиях ливийских граждан от таких проблем, как отключение электроэнергии и нехватка воды, ограниченная финансовая ликвидность,  распространение пандемии коронавируса, когда возобновление работы нефтяного сектора и достижение прогресса на политическом уровне рассматриваются как «важные шаги» для решения этих проблем и повышения уровня жизни ливийцев.

Что касается ситуации с безопасностью в Ливии, посол США расценил недавние переговоры, которые состоялись в египетском городе Хургада, как «очень важный шаг» в правильном направлении к деэскалации, высоко оценив в этом контексте роль Египта в содействии этим «важным» переговорам и  «в расширении политического диалога между Западом и Востоком в Ливии» сказав: «Вот почему я приезжаю в Каир, чтобы проконсультироваться о наилучших способах поддержки Ливийского форума политического диалога и следующих шагов к постоянному политическому урегулированию войны и конфликта в Ливии».

В Хургаде Р.Норланд в частности сказал: «В целом, вооруженный конфликт в Ливии сейчас намного меньше, чем он был несколько месяцев назад, но мы по-прежнему обеспокоены растущим присутствием иностранных сил, включая наемников, вооруженных групп и нарушителей границы, которые могут поставить под угрозу текущий прогресс на пути к мирному урегулированию в Ливии». Тем не менее, он выразил оптимизм после того, как «ливийские политические лидеры начали конструктивный диалог и их растущее стремление создать лучшее будущее для Ливии, свободное от иностранного военного вмешательства».

Посол считает, что «избавление от ополченцев, наемников и террористических групп является одной из важнейших задач для обеспечения стабильного будущего в Ливии», отметив, что «недавние столкновения, произошедшие между ополченцами, подтверждают необходимость непрерывной работы, без остановки, для создания единой армии под гражданским руководством». Он указал на необходимость «поддержать прилагаемые ливийцами усилия по сбору ополченцев со всей страны и их демобилизации», подчеркнув, что «этого трудно достичь, кроме как с помощью объединенных и сильных ливийских сил безопасности».

Лидеры по всей Ливии осознают «необходимость реформирования сектора безопасности, и я думаю, что это может быть достигнуто, и будет легче добиться этого, если ливийские лидеры смогут достичь единой исполнительной власти, которая работает на будущее» — добавил он, подчеркнув, что урегулирование ливийского конфликта навсегда устранит любые оправдания постоянному присутствию иностранных наемников.

Что касается кризиса с подачей электроэнергии в Ливии, Р.Норланд высказал такую точку зрения, что этот кризис возник в результате вооруженного конфликта, коррупции и принудительного закрытия нефтяного сектора, указав на работу его страны с ливийцами, Организацией Объединенных Наций и международным сообществом по поощрению целевых экономических реформ, повышению прозрачности и подотчетности, а также укреплению единых и независимых институтов, которые работают на благо всех ливийцев. Это включает в себя программы USAID, которые направлены на поддержку поставок электроэнергии во все части Ливии.

Решение проблемы отключений электроэнергии, по словам посла, требует восстановления доходов от нефти, улучшения в электроэнергетическом секторе, будь то в административном плане или инфраструктуре, а также инвестиций в политический процесс, который будет обсуждаться на форуме ливийского политического диалога.

Посол США считает, что возобновление добычи нефти по всей стране «способом, уважающим суверенитет Ливии, очень важно для стабильности экономической ситуации», и призвал все стороны отвергнуть попытки милитаризации или политизации энергетического сектора.

«Мы призываем к полному открытию нефтяного сектора и выводу сторонних вооруженных сил со всех нефтяных объектов, потому что таким образом Национальная нефтяная корпорация сможет продолжить свою работу в качестве неполитического предприятия и на благо всех ливийцев. Частичное возобновление добычи и экспорта нефти, является хорошим знаком, но это не так, предстоит еще больший путь в возвращении ливийских природных ресурсов и объектов инфраструктуры под ливийский контроль», — резюмировал дипломат.

Перечень актуальных проблем сегодняшней Ливии, затронутых Р.Норландом, как и упоминание вклада США в их решение, на наш взгляд, демонстрирует разницу между реальным потенциалом внешней политики и его практическим приложением в конкретной ситуации и демагогией, которой некоторые пытаются прикрыть отсутствие сколь ни будь осмысленного подхода к выстраиванию внешнеполитических отношений с Ливией, экономического базиса для сотрудничества, положительного багажа, опыта выстраивания отношений, всего того, что объясняет, почему кто-то выступает модератором процесса урегулирования, а кто-то, в лучшем случае, будет приглашен на него в качестве наблюдателя.