- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О формировании предвыборного пространства в свете решений Форума по ливийскому политическому урегулированию

Активизация переговорного процесса запущенная Форумом по ливийскому политическому урегулированию в Тунисе и его первые итоги отчетливо обозначили перспективу широкого участия самых различных общественно-политических сил в будущих выборах. Естественно, что на первое место будут выходить структуры уже оформленные, а в случае с Ливией, особенностью ее общественно-социального устройства и при, и после Джамахирии, является отсутствие политической традиции классического партийного строительства. Проистекающее из родоплеменной, по сути, феодальной безклассовой структуры общества, волей М.Каддафи перескочившего из нее в коммунизм по-ливийски.  Поэтому приоритет получат те, кто уже обладает минимальной организацией, административным и кадровым ресурсом, финансами, и пользуется поддержкой влиятельных внешних сил. Не удивительно, что, одними из фаворитов являются экс-джамахирийские сторонники. Их нынешнее состояние, состав, потенциал и взгляды на обустройство страны, конечно, заслуживают куда как более фундаментального и системного изучения, чем посылка двух российских экспертов, не имевших никакого опыта общения с ливийцами и, в итоге, вызвавших ряд вопросов к их деятельности, закончившихся арестом и следствием, имеется ввиду история с М.Шугалеем и его спутником. Одним из главных поводов для такого реакции местных властей стали их попытки контактов с сыном М.Каддафи Сейф аль-Исламом, чья персона связывается в Москве с влиятельной оппозицией, что, на самом деле, вовсе не так однозначно.  Джамахирийская оппозиция оказалась по большей части в эмиграции, но сумела сосредоточить внушительные ресурсы и сохранить влияние внутри страны, хотя в ней нет единства и присутствуют самые различные мнения насчет того, что стоит предпринять в Ливии, но вне рамок будущих выборов она не останется.

Кроме очень противоречивой фигуры Сейф аль-Ислама и слишком радикально проджамахирийски настроенной дочи ливийского лидера Айши на авансцену будущих предвыборных и выборных компаний в Ливии может выйти персона еще одного сына М.Каддафи – Саади. Он был куда как менее политизирован и не вызывает у многих ливийцев негатива, как его брат. Обстоятельства его деятельности во время событий 2011 года и ареста также разительно отличаются от истории Сейф аль-Ислама.  Имя Саади вновь появилось на слуху в связи с компанией по амнистии бывших сторонников Джамахирии, инициированной в эти дни омбудсменом Мифтахом аль-Шарифом.

В телефонном интервью спутниковому каналу «Аль-Джамахирия», текст которого оказался в распоряжении портала «Оэа» правозащитник рассказал, что «революционеры из Триполи» выделили достаточно обустроенные места для арестованных сторонников Джамахирии, хорошо с ними обращались и «оказывали им честь» и заключенные пользовались «самым большим вниманием в плане обеспечения их продуктами питания и лекарствами, единственное, что были ограничения на их посещения».

Он добавил, что активисты из Сирта, в том числе шейхи и знатные люди, предпринимают большие усилия, координируемые Социальным советом племен Сирта, во главе с шейхом Мофтахом Марзуком, которым был также сформирован комитет для наблюдения за содержанием заключенных и для отслеживания их дел, а также выяснения судьбы пропавших без вести. Речь идет об амнистии значительного числа сторонников Джамахирии.

М.аль-Шариф добавил, что «комитет вместе с шейхом Марзуком посетил прокуратуру и встретился с главой следственного управления и прокурором, и было достигнуто понимание относительно  справедливого судебного разбирательства, но разразившаяся война и нападение сил ЛНА на Триполи запутали ситуацию».

Обращаясь к досье ранее заключенного Саади Муаммара аль-Каддафи, омбудсмен подтвердил, что тот был оправдан по всем обвинениям, приписываемым ему, и в отношении него нет никаких дел, подчеркнув, что он встречался с директором Следственного управления и генеральным прокурором, и прямо спросил их, находился ли Саади под стражей до завершения каких-либо новых дел, и их ответ был «категорически отрицательным». После этого, правозащитник отправился на встречу с министром юстиции ПНС, Мухаммедом Ламлумом, который также подтвердил, что у Саади нет дел, по которым его можно было бы арестовать. Также, М.аль-Шариф встретился с министром внутренних дел ПНС Фатхи Башагой, который, в свою очередь, не подтвердил, что Саади содержится под стражей у его ведомства и пояснил что против него не  выдвинуто новых обвинений и в производстве не находится никаких дел.

Что касается обстоятельств нынешней вынужденной изоляции (по некоторым сведениям, инсценированной) Саади, который был задержан одной из силовых группировок, без официальных обвинений или приговоров против него, М.аль-Шариф сказал, что Организация Объединенных Наций не обращает на этот вопрос никакого внимания, подчеркнув, что надежда теперь существует после успеха заседаний комитета «5 + 5», членов которого он охарактеризовал как «патриотических людей», выразив надежду, что «скоро будет найдено решение по этому вопросу». Кроме того,  две недели назад  министра иностранных дел ПНС, посетили шейхи и старейшины племен Сирта потребовавшие открыть досье заключенных и как можно скорее освободить их. Следующим шагом Социального совета племен Сирта, шейхов и старейшин племен станет представление меморандума Организации Объединенных Наций и ее спецпредставителю в Ливии, а также  членам комитета «5 + 5» с требованием обратиться к прокурору, чтобы тот изучил дела заключенных и занялся их освобождением.

Кроме Саади, пояснил правозащитник, все еще находится в заключении бывший генерал-майор Наджи Харир, хотя некоторые из его  товарищей, которые были с ним в тюрьме, уже освобождены,  добавив, что Комитет по отслеживанию дел заключенных представит меморандум, содержащий три запроса, первый из которых касается освобождения Саади, который был арестован без предъявления обвинения или приговора,  второй — передать дела заключенных в судебные органы для принятия решения об оправдании или осуждении, а третий касается пропавших без вести, поскольку в Сирте насчитывается огромное количество пропавших без вести людей, чьи семьи и  жены находятся в тяжелых условиях даже с точки зрения шариата. Они не замужем, и не вдовы.

Совпавшие с опубликованием итогов Форума в Тунисе, наметившиеся шаги по возвращению Саади аль-Каддафи и его сторонников в нормальную политическую жизнь не случайны: так получилось, что видные деятели Джамахирии, уцелевшие в 2011 году, оказались в заключении как государственных органов, так и заложниками отдельных группировок, как тот же Сейф аль-Ислам у зинтанцев, а Мансур Дов – у мисуратцев. Абдалла Сенусси и Саади аль-Каддафи содержатся где-то в Триполи и в нынешней ситуации вокруг них ведется интенсивный торг: они являются носителями многих тайн, в том числе и финансового свойства, и многие были бы не прочь привлечь их на свою сторону в будущих выборах, хотя бы, для того, чтобы бросить вызов влиятельным мисуратским кланам, которых многие в Триполи терпят с трудом. Подключается и родоплеменной фактор, сиртские племена, воевавшие за Джамахирию,  племена Таверга, Тархуна, Бени Валид, Вершифанна, часть триполийцев и зинтанцев заинтересованы, чтобы их интересы представили бывшие видные сторонники Джамахирии. В случае с Саади на имидж последнего работает то, что он, по большей части, был вне политики, был популярным футбольным игроком и из всех детей М.Каддафи наименее «токсичен» для нынешней ливийской политической реальности. Речь, разумеется, не идет о возврате Джамахирии, а об инкорпорировании ее влиятельных сторонников в будущую матрицу власти. Тот же Сейф аль-Ислам «избыточен» для такого подхода, а вот Саади вполне годится.

Экс-джамахирийцы не единственные кто будет выходить на авансцену будущих выборов.

Зиад Дагим, член Палаты представителей, заседающий в Тобруке, и участник Форума в Тунисе, заявил, что ему поступали звонки, подтверждающие выбор кандидатуры члена международной организации «Братья-мусульмане» (запрещена в РФ) и близкого к катарскому режиму, Али ас-Саллаби для членства в новом Президентском совете в качестве представителя от региона Киренаика.

В интервью для эмиратской газеты «Аль-Айн», копию которого получили в информационном портале «Оэа», Дагим объяснил, что появление имени А.ас-Саллаби вызвало напряженность на Форуме в Тунисе и призывам к «разъяснению истины»,  добавив, что выдвижение кандидатуры А.ас-Саллаби должно происходить в соответствии с механизмом единой коллегии выборщиков для всего Форума, а не для каждого региона в отдельности, при этом необходимо, чтобы Барка выдвинула 6 рекомендаций по его кандидатуре.

Похоже, что включение имени А.ас-Саллаби в члены Президентского совета является политическим маневром «Братьев-мусульман», направленным на то, чтобы сорвать Форум и продолжить лидировать в Триполитании, тем более что, по мнению наблюдателей, А.ас-Саллаби не сможет получить требуемые  рекомендации представителей региона Киренаика.

«Братья-мусульмане», на сегодня, выступают в оппозиции договоренностям, достигнутым на Форуме.  Так, бывший политический советник Высшего совета «Братьев-мусульман», Салах аль-Бакуш подтвердил, Партия справедливости и строительства, политическое подразделение «Братьев-мусульман» в Ливии, не хочет, чтобы другие политические силы участвовали в диалоге в Тунисе.

С.аль-Бакуш заявил в интервью на спутниковом канале «Танасух»: «Стоит  ли доверять государству и парламенту в этот переломный момент, еще 18 месяцев? Когда каждому члену двух советов будет выплачиваться более четверти миллиона динаров за 18 месяцев, чтобы снова править нами после того, как они потерпели неудачу в течение последних пяти лет»?

Представитель «Братьев-мусульман» указал, что теперь необходимо обсудить, улучшит ли тунисский диалог ситуацию в стране или нет,  добавив, что ливийскому народу «все равно, кто кого винит», и он знает, что юридический мандат был выдан Палате представителей на  пять лет, а «они ничего не сделали, и это основная проблема». В конце он заключил: «К сожалению, сейчас снова ведутся дебаты по поводу повторения прежней ситуации».

Разумеется, «Братья-мусульмане», как и их турецкие спонсоры приложат все усилия для сохранения и наращивания своего политического ресурса в Триполитании и, особенно, в столице.

Утечки с Форума выявили тенденцию выдвинуть кандидатуру будущего премьер-министра из уроженцев «города-государства» Мисураты. В число предпочтительных кандидатов вошли:  Фатхи Башага, Ахмед Миитига, Мухаммед Абд аль-Латиф аль-Мунтасир, Абу аль-Касим Казит, Халед аль-Гвейль и Абдул Хамид аль-Дубейба (бывший при Джамахирии главой всего ЖКХ).

Член Комитета по диалогу, Абдул Хамид Дубейба, как уверяют противники мисуратской партии, уже пытался купить за деньги лояльность членов Форума, чтобы получить должность премьер-министра следующего переходного правительства, в дополнение к прибытию в Тунис бизнесмена Али Трики, посланника Халифы Хафтара, прибывшего поддержать выдвижение Ахмеда Мммтиги на пост премьер-министра. И это только то, что, как говорится, находится на поверхности процесса.

Если наметившийся облик политического урегулирования не претерпит кардинальных изменений, например, из-за смены администрации в Белом Доме, или возобновления, по какой-то из причин, боевых действий, то ливийская предвыборная кампания сулит стать ярким и запоминающимся событием. И если у внешних участников процесса имеется желание сформировать на ливийском политическом пространстве проводников своих интересов, настает самое время для отправки в Ливию своих эмиссаров. Ожидаемо и возвращение на родину из вынужденной эмиграции многих влиятельных сторонников Джамахирии, за средства и голоса которых развернется нешуточная борьба: недаром в Киренаике уже достаточно давно ведется кампания по фактической реабилитации М.Каддафи и его сыновей, а также членов семьи в эмиграции, в первую очередь, дочери Айши.  Само собой, что делается это, в основном, для того чтобы противопоставить себя, как регион, Триполитании, особенно чрезмерно усилившимся мисуратцам, тем не менее, сама эта тенденция достаточно показательна.

Наиболее невнятные перспективы в намечающемся процессе имеет фигура Х.Хафтара. В Триполитании ему не простят попытки штурма Триполи, в структуре будущей единой обновленной армии ему места тоже нет, даже пост министра обороны ему после недавнего статуса не будет достаточен. Единственный шанс фельдмаршала в этой ситуации это развязать новую войну и обрушить всю схему тунисского диалога.