- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ливия: внутренняя реакция на итоги Форума в Тунисе и его оценки европейскими дипломатами

Первая реакция на итоги состоявшегося  в Тунисе Форума ливийского политического урегулирования в самой Ливии была встречена с осторожным оптимизмом, если говорить о Триполитании, со сдержанным разочарованием – в Киренаике и индиферентно – в Феццане. Последнему это все равно, поскольку регион уже давно находится на фактическом самоуправлении и единственное, что его заботит, это выделение средств из центрального бюджета на его нужды. Все остальное, включая пребывание на его территории сил ЛНА или ПНС, никак не нарушает полномочия местных элит, которых обе стороны просто перекупали, в случае необходимости. Юго-запад Ливии, с административным центром в Гате, этакий «медвежий угол», где много лет правит один из героев ливийско-чадских войн, отставной генерал Али Кена, никогда не скрывавший, что является сторонником Джамахирии, являет пример нынешнего Феццана. Кто ему платит за лояльность, того он формально и признает.

Киренаика, единственное чем нашлась ответить на встречи в Гаммарте, так это аудиенцией, данной Х.Хафтаром в его штабе, в Ар-Раджме, для вождей местного племенного объединения «Хасавна». Речь шла о вкладе его членов в военные успехи ЛНА.  «Партия войны» там пока что сильна, и ее дальнейшая судьба далеко не предопределена.

В Триполитании рады, потому что прекращение огня для жителей столичного региона означает прекращение обстрелов и бомбежек со стороны ЛНА, которая, хоть и не практиковала их в массовом порядке, резонно опасаясь обвинений в геноциде мирного населения, но несколько болезненных ударов по городу нанесла. Теперь этого можно не опасаться.

Объявление в Тунисе «правил игры», сформулированных США для политического будущего Ливии запустило процесс интенсивных закулисных переговоров и торга всех со всеми. Идет активное формирование будущих альянсов, выяснение пристрастий и прощупывание позиций, начинается подготовка к предвыборной кампании. Вся эта ситуация очень похожа на иракскую, с той лишь разницей, что отсутствует конфессиональное размежевание и, численность населения меньше, плюс, не стоит проблема местного Курдистана, Феццан, как мы отмечали, на эту роль не претендует. Как в дальнейшем сработают в Ливии американские шаблоны покажет время, основная интрига, по нашему мнению, развернется вокруг Х.Хафтара: инкорпорировать его в будущую власть, на наш взгляд, невозможно, а вот предпочтет он уйти со сцены, или выберет иной путь, где вариантов не так много: либо возобновить войну с Триполи, либо попытаться отделиться от него, пока не ясно.

Еще одним отличием ситуации в Ливии и всего связанного с началом переговорного процесса от Ирака, является активное присутствие в нем европейского фактора. В значительной степени почву для Туниса готовили в Берлине и в Монтре и европейская дипломатия  принимала в этом самое активное участие, разумеется, координируя свою работу с США и с ООН. Мы уже приводили оценку итогов Форума в Тунисе главой итальянского МИДа. Какова реакция на них других членов ЕС?

Министр иностранных дел Испании, Аранча Гонсалес Лайя приветствовала результаты, достигнутые на Форуме в Тунисе в отношении проведения президентских выборов и выборов в законодательные органы Ливии 24 декабря 2021 года.

Она сказала в заявлении, распространенном испанским информационным агентством Europa Press, которое было переведено ливийским порталом «Оэа», что участники Форума для политического диалога «должны согласовать другие вопросы, касающиеся будущего Ливии».

Глава МИД Испании подчеркнула,  что правительство Испании призывает участников Форума поддерживать дух консенсуса для достижения соглашения о подготовке к выборам и остальных важных соглашений, отметив вклад  17 женщин-участниц в результаты Форума, когда те объявили о своих рекомендациях по повышению роли женщин в политической жизни Ливии.

В конце своего выступления министр выразила признательность исполняющей обязанности представителя генерального секретаря Организации Объединенных Наций в Ливии Стефани Уильямс за усилия и роль Миссии ООН в поиске политического решения, которое «будет способствовать достижению мира и стабильности в Ливии».

Посол Великобритании в Ливии, Николас Хобтон заявил, что «у Соединенного Королевства исторические отношения с Ливией и ее народом», подчеркнув, что его страна поддерживает усилия Ливии, предпринимаемые в эти дни, по обеспечению мирного процесса под руководством Миссии ООН, которая, в свою очередь, наметит лучшее будущее для ливийцев.

Н. Хобтон добавил в интервью телеканалу «Ливия», а затем и порталу «Оэа», что Соединенное Королевство проявляет «особый интерес» к работе, проводимой ливийскими сторонами по борьбе с терроризмом, наказанию торговцев людьми, которые эксплуатируют мигрантов и «вызывают трагедию в Средиземноморье».

Он подтвердил, что его страна решительно поддерживает ливийский политический диалог, и он был «исключительно воодушевлен» результатами диалога, который состоялся в Тунисе на прошлой неделе, заявив: «Королевство также поддерживает международные усилия, направленные на то, чтобы помочь ливийцам добиться лучшего будущего для них и их семей, и поддерживает усилия миссии ООН и совместного военного комитета 5 + 5 , который за последние недели  добился замечательных успехов на местах».

По оценке британского посла, продолжающийся политический диалог «объединяет все стороны из разных частей Ливии и представляет возможность, которую ливийский народ давно ждал, чтобы остановить насилие и конфликты, которые разделили страну и привели к гибели многих невинных людей», пояснив: «Вот почему Великобритания работает с Организацией Объединенных Наций и международным сообществом, чтобы подтвердить, что результаты диалога исходит от самого ливийского народа». Что касается попыток помешать переговорному процессу, он сказал: «У нас есть средства для предотвращения спойлеров, и международное сообщество без колебаний предотвратит их, потому что существующий процесс направлен на достижение решения кризиса». То же самое касается работы, проделанной совместным военным комитетом, который поддержал и обеспечил безопасность всех ливийских городов и единства их географических регионов.

Н.Хобтон подчеркнул, что Соединенное Королевство тесно сотрудничает с ливийскими партнерами, в том числе по военной проблематике, заявив: «Мы продолжим нашу поддержку военного комитета в его работе, и я был очень рад видеть результаты его встреч на прошлой неделе, в Сирте, что явилось убедительным свидетельством того, что они могут справиться с проблемой терроризма и вывести иностранных боевиков из страны, как можно скорее. Это важная работа, которую Соединенное Королевство будет стремиться поддержать вместе с международными партнерами и во взаимодействии с Организацией Объединенных Наций».

О влиянии выхода Великобритании из Европейского союза на ее внешнюю политику, особенно в Ливии, посол высказался так: «Соединенное Королевство остается очень важным и активным элементом в работе с партнерами на Ближнем Востоке и в Африке, и выход из ЕС не повлияет на это,  мы останемся со странами, которые поддерживают мирный процесс, работая с международными институтами и такими организациями, как ООН и и многими европейскими партнерами».

Далее Н.Хобтон продолжил: «Соединенное Королевство является частью политического процесса в Ливии. Похоже, что все страны согласны с важностью достижения стабильности в Ливии посредством политического диалога и поддержки военного комитета и его стремления установить мир и стабильность в стране, и как можно скорее закрепить достигнутое прекращение огня». Что касается возможности проведения выборов в назначенную дату 24 декабря следующего года, посол полагает, что одним из наиболее важных результатов переговоров в Тунисе было соглашение о проведении выборов в День независимости Ливии, пояснив свою позицию так: «Это соглашение дало время для проведения выборов, и одновременно с согласованием «дорожной карты» стало наиболее значимым результатом диалога».

Несколько иное видение происходящего и роли в нем иностранных держав, в том числе, европейских озвучил глава Партии перемен и личный посланник главы Президентского совета ПНС  для стран Арабского Магриба Джума аль-Кумати, заявивший в телефонном разговоре с программой «Специальное освещение» на канале «Ливия аль-Ахрар»,  что путь к прекращению ливийского кризиса «все еще долог и имеет проблемы и препятствия».

Большая часть ливийского кризиса обусловлена «сложностью внешней и международной сцены»,  конфликт и раскол в стране не стали бы связаны с таким насилием, «если бы не присутствие международных и региональных сторон, подпитывающих этот конфликт, поскольку они создали местные инструменты, которые они используют для направления политического будущего Ливии в определенном направлении», —  считает аль-Кумати, добавив: «Все эти партии или государства хотят формировать будущее Ливии по-своему, чтобы обеспечить свои узкие интересы».

«Стороны, участвовавшие в Берлинской конференции по разработке «дорожной карты» по ливийскому кризису, несут прямую ответственность за конфликт, осложнения и ливийский раскол, потому что «дорожная карта» была сверстана в Берлине без присутствия каких-либо ливийских сторон, тем более, что эти внешние силы несут ответственность за продолжение ливийского конфликта», — считает аль-Кумати. Если бы арабское и международное вмешательство в ливийские дела прекратилось, то проблемы Ливии разрешились в считанные недели. Ливийское общество, в значительной степени, гармонично, и местные стороны могут договориться, если страна избавится от негативного внешнего вмешательства, которое хотело, чтобы Ливия превратилась в болото конфликтов и боевых действий. Есть арабские страны, которые вообще не хотят, чтобы Ливия восстановилась, и те, которые опасаются, что ливийская модель добьется успеха и станет альтернативой  модели развития экономики на Ближнем Востоке.

«Есть также Египет, который мечтает стать гегемоном в регионе и хочет воспроизвести военную модель интервенции в Ливии, в дополнение к французскому вмешательству, и эти страны несут прямую ответственность за ливийский конфликт, поскольку когда они появились в Берлине, кризис, в основном, был уже разрешен. Поэтому доверие к международному сообществу и сторонам, вмешивающимся в ливийский кризис, всегда будет находиться под сомнением, пока не будет доказано обратное»,-  рассуждает политик, добавив: «Когда соглашение в Схирате было подписано в 2015 году в присутствии всех международных держав, участвовавших впоследствии, и в Берлинской конференции, в начале этого года, я очень хвалил его, но через несколько месяцев большинство этих же сторон начали препятствовать выполнению соглашению, а действия управляемых ими ливийских партий, нарушили более 80% условий соглашения».

Проведение выборов 24 декабря следующего года является настоящей проверкой доверия к международным сторонам, участвующим в ливийском деле. Сами ливийцы, изменяя баланс сил на местах, также могут навязывать определенную политику этим странам.

«Мы в Ливии осознаем масштабы контрреволюции, регионального и международного заговора, и мы знаем масштаб военного проекта с момента появления Хафтара на сцене в 2014 году. Теперь мы должны завершить политическое поражение этого проекта, так как он усиливается известными региональными и международными сторонами, а гражданско-демократический проект также усиливается сильными международными сторонами, такими как Турция, стратегический союзник Правительства национального согласия, чье вмешательство было фундаментальным и решающим, изменив баланс», — резюмировал аль-Кумати, отметив, что «у ливийцев появляется еще одна возможность со сменой американской администрации, особенно, с учетом того, что Трамп, в последние годы, очень снисходительно относился к военному проекту в Ливии. Благодаря этой смене американской администрации мы можем работать дипломатически, чтобы роль Америки в отражении заговоров стала более существенной».

События в Ливии порой принимают примечательный, иногда, забавный характер. Казалось бы, сколько говорилось о специфической позиции Франции по ливийскому кризису и хорошо известно, что симпатии Парижа, главным образом соотносились с парламентом в Тобруке и с ЛНА.

Однако, 18 ноября министр внутренних дел Правительства национального согласия, Фатхи Башага, один из фаворитов на пост будущего премьера, заявил, что он подписал во Франции меморандум о взаимопонимании с технологической компанией IDEMIA относительно «развития систем безопасности министерства».

Ф.Башага написал на своей странице в «Твиттере»: «Министерство внутренних дел ставит развитие своих систем безопасности своим главным приоритетом, поэтому сегодня мы подписали меморандум о взаимопонимании с компанией IDEMIA по разработке безопасной и здоровой биометрической системы для идентификации по лицу, глазам и отпечаткам пальцев, предназначенной для использования в охранных и гражданских целях. Такие системы также позволят нам обеспечить безопасность выборов и предотвратить фальсификации».

IDEMIA — многонациональная технологическая компания со штаб-квартирой в Курбевуа, Франция, которая предоставляет услуги безопасности, связанные с идентификацией, а также продает программно-аппаратные решения по распознаванию лиц и другие биометрические продукты и программное обеспечение частным компаниям и правительствам.

Одна из очень специфических компаний Франции, известного антагониста ПНС Ливии, может стать поставщиком последнему ключевых систем, которые будут определять ход и результаты будущих выборов, что это, просто коммерция или политика, на сегодня определенного ответа нет.