- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Министр национальной обороны Турции Х.Акар о ситуации в Ливии

По мере того, как все больше сторон, причастных к ливийским событиям, тем или иным образом озвучивают свою реакцию на итоги Форума ливийского политического урегулирования – первому значимому событию не военного характера в общественно-политической жизни страны, начиная с 2014 года, вполне закономерно было ожидать официальной реакции Турции – важнейшего союзника Триполитании ( в данном случае, мы не выделяем ПНС, как субъекта права, поскольку турецкое влияние распространяется и на Мисурату, и на западные районы, и далеко на юг, вплоть до Феццана). То ли по странному совпадению, то ли это становится модой сегодняшнего дня, озвучил эту реакцию министр национальной обороны Турции Хулуси Акар, который, как и его российский коллега, все чаще выступает на внешнеполитической арене, оттеснив на второй план штатных дипломатов.

19 ноября Х.Акар заявил, что его страна разделяет с Ливией 500 лет истории общей культуры, заявив, что  целью турецкого вмешательства в ее дела  является добиться независимости и суверенитета Ливии путем поддержки ПНС, которое он назвал законным и признанным Организацией Объединенных Наций. С этими утверждениями турецкого министра не поспоришь, разве что, в части целей и задач Турции в Ливии, но они, как мы уже ранее указывали в материалах, посвященных истории взаимоотношений этих двух стран, выглядят гораздо более обоснованными во всех смыслах, чем те, которые преследуют в Ливии некоторые другие внешние игроки.

В своем выступлении на Международной конференции в Ливии, организованной Фондом политических, экономических и социальных исследований SЕTAV, Х.Акар так разъяснил сближение с Триполи: «когда Правительство национального согласия запросило поддержки у пяти стран: Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Италии, Алжира, Турции и НАТО, то Турция была единственной, кто ответил».

На основе обращения от ПНС и заключенного с ним военного и морского соглашения Турция предоставляет поддержку в обучении, сотрудничестве и консультировании «законных правительственных» сил в Ливии, добавив, что эта поддержка изменила правила игры и помогла достичь баланса на местах и ​​предотвратить гуманитарную трагедию вокруг Триполи, — речь, по мнению министра обороны Турции, шла именно об этом.

Напомнив о соглашении Анкары и Москвы, объявивших в январе о прекращении огня в Ливии, что подготовило почву для Берлинской конференции, чтобы начать политический процесс, Х.Акар указал, что во время презентации результатов Берлинской конференции Халифа Хафтар неоднократно выходил из-за стола переговоров, и заявил: «Жестокая агрессивная кампания Хафтара имела ужасные последствия для Ливии:  силы Хафтара при поддержке групп наемников без разбора бомбили больницы, порты, аэропорты, школы, посольства, жилые районы и склады медикаментов. Они отключили воду и электричество в Триполи, даже когда мирные жители нуждались в медицинской помощи и страдали от эпидемии коронавируса. В конце марта, когда силы Хафтара начали отход из Триполи, они оставили после себя мины и взрывные устройства В рамках нашей гуманитарной помощи мы занялись организацией медицинского обслуживания, а также удалением мин и самодельных взрывных устройств,  некоторые из которых были спрятаны внутри игрушек».

Х.Акар отметил, что многие массовые захоронения были обнаружены в районах, очищенных от сил Хафтара, где  были найдены останки сотен людей, подчеркнув: «Некоторые страны заявляют, что они поддерживают политическое решение, но, к сожалению, они предоставляли Хафтару оружие и военную технику, и эта внешняя поддержка Хафтара была значительным препятствием на пути к миру и стабильности в Ливии».

По мнению Х.Акара, чтобы обеспечить мир и стабильность в Ливии, вся иностранная помощь Хафтару должна быть прекращена как можно скорее, поскольку ЛНА и иностранные наемники представляют серьезную угрозу безопасности, стабильности и дипломатическим усилиям,  при этом, Турция, как «и все мы согласны, считает, что у этой проблемы нет военного решения».

Что касается усилий Совместного военного комитета «5 + 5», он заявил: «Переговоры о постоянном и устойчивом прекращении огня начались с целью создания надлежащих условий для политического процесса под руководством Организации Объединенных Наций, и в этом контексте члены комитета подписали соглашение о прекращении огня 23 октября, в Женеве».

Касаясь результатов Форума в Тунисе под эгидой Миссии Организации Объединенных Наций по поддержке в Ливии, Х.Акар отметил: «Хотя были обсуждены некоторые важные пункты повестки дня, такие как «дорожная карта», мы понимаем, что Форум все еще нуждается в существенной поддержке и развитии озвученных решений и Турция надеется, что до тех пор, пока не будет назначен Президентский совет и премьер-министр, формат мероприятия будет задавать тон политическому процессу в Ливии и определять его рамки».

«Импульс, достигнутый в рамках механизмов ливийского диалога, приведет к ощутимым результатам и проложит путь к прочному и жизнеспособному решению. Поэтому мы будем продолжать поддерживать мирный процесс под руководством Организации Объединенных Наций, побуждая ключевых политических фигур приложить больше усилий для формирования единого правительства. Позвольте Хафтару и его сторонникам воспользоваться этой возможностью, и посмотрим, как это у них получится», — заявил глава оборонного ведомства Турции,  подчеркнув,  что «международное сообщество ценит усилия Турции по обеспечению мира и стабильности в Ливии, а поддержка им ПНС дает дипломатии возможность положить конец боевым действиям в стране и достичь прочного политического урегулирования конфликта».

По оценке Х.Акара, наиболее важным вопросом, которому Турция должна уделять приоритетное внимание в предстоящий период, является восстановление сектора безопасности «с учетом озабоченностей и потребностей ливийского народа», при этом он полагает, что «реформа сектора безопасности в Ливии, во многом, зависит от народной поддержки и политической воли, и без этого, реформы могут потерпеть неудачу. Ливии нужна регулярная и постоянная военная структура, чтобы проложить путь к переходу к регулярным вооруженным силам. В настоящее время нерегулярные вооруженные формирования в Ливии и ливийские военные проходят подготовку в Турции и мы считаем, что эта подготовка внесет важный вклад в наращивание потенциала Ливии, а также закрепляет другие международные усилия, направленные на восстановление стабильности в стране».

Министр выделил некоторые моменты в отчете, подготовленном SЕTAV о важности реформы сектора безопасности в Ливии. Среди них — необходимость того, чтобы реформа сектора безопасности была всеобъемлющей, чтобы охватить все аспекты нынешней ситуации с безопасностью в Ливии, а усилия по реформированию должны удовлетворять все слои ливийского общества, так как для успеха этих усилий необходимо создать атмосферу внутреннего мира и спокойствия.

Другие моменты включали четкое определение концепций безопасности, организации органов, отвечающих за безопасность, полномочий и ответственности по предотвращению несчастных случаев, происшествий и конфликтов в будущем, при этом авторы отчета считают что все шаги, которые будут предприняты в рамках реформы, должны быть транспарентными для ливийского народа, а сама реформа сектора безопасности должна быть «всеобъемлющей и беспристрастной по отношению ко всем сторонам в Ливии».

Х.Акар подтвердил, что Турция продолжает поддерживать ПНС и предоставляет поддержку всем основным и общественным услугам. Что касается достижения стабильности в Ливии, то эта  цель может быть достигнута только с помощью «многомерной стратегии, состоящей из всеобъемлющего сектора безопасности, эффективного государственного управления и соответствующих экономических, политических и социальных реформ».

Комментарии текущего момента турецким министром национальной обороны, кроме выражения, в общем, хорошо известных позиций и поддержки процессу, запущенному на Форуме в Тунисе, недвусмысленно обозначили внимание Анкары к процессу реформирования силовых структур и вооруженных сил Ливии. Х.Акар четко дал понять: Турция уже модерирует эту область, во всяком случае, в Триполитании, и не намерена уступать свои позиции по этом вопросе. Не трудно предположить, что схожая линия будет проводиться в Ливии Анкарой и по части формирования политической среды, с опорой, естественно на тех, кто ей «социально» близок.

Али ас-Саллаби — видный лидер «Братьев-мусульман» (запрещена в РФ), классифицированной как террористическая организация Палатой представителей, считающей себя единственной законной организацией власти в Киренаике, — призвал всех, кто занимает высокие посты в стране, таких как Акила Салех, Фаиз Саррадж, Халифа Хафтар и Халед аль-Мишри, «сделать шаг назад и дать согласие ливийцам на появление на политической сцене имен, далеких от конфликта и способных добиться национального примирения».

В эксклюзивном интервью каналу «Араби 21», связанному с Государством Катар, А.ас-Саллаби высказал точку зрения, что «личности, запачкавшие себя кровью или упустившие возможность достичь истинного и искреннего примирения, пока они занимают свои должности, не смогут найти решения в будущем». Он подчеркнул, что «немыслимо, чтобы восточный регион оставался монополией лица, которое эксплуатирует страдания населения, чтобы продолжить править в обстановке войны и конфликта, а также в интересах своих  работодателей за границей», заявив: «Голосование участников диалога более чем 60%  из которых выступили против кандидатур бывших руководителей и законодателей отражает желание ливийцев увидеть в политике новые имена».

Представитель «Братьев-мусульман» добавил: «Голосование участников диалога с таким большинством, несмотря на многочисленные попытки власть имущих продолжать свою деятельность, сводит на нет все манипуляции, предпринимаемые, чтобы попытаться получить поддержку избирателей».

А.ас-Саллаби подчеркнул, что «результаты диалога на данный момент показывают, что ливийцы могут прийти к решению, в котором они должны взять на себя ответственность перед Богом, а затем перед народом, хотя некоторые пропагандируют за международные силы, которые навязывают народу конкретные и ангажированные имена».

«Политическая элита будет продолжать преследовать свои узкие интересы, пока люди отсутствуют у власти, а их воля украдена. Но  я верю в способность ливийского народа преодолевать невзгоды и двигаться вперед к достойной жизни и стабильности, если Бог даст»,- сказал в заключении своего интервью Али ас-Саллаби.

Похоже, что руководство «Братьев-мусульман» может попробовать консолидировать свои позиции во власти на будущих выборах, открестившись от прежних союзников. Сыграть на факторе коррупции им будет легко, точно также как и на военных преступлениях и разного рода эксцессах, имевших место в ходе конфликта. А финансовая и административная поддержка со стороны Турции и Катара поможет провести аргументированную и хорошо обставленную избирательную компанию. Таким образом, среди будущих предвыборных блоков в Ливии можно будет увидеть «Братьев-мусульман», мисуратскую партию, ориентированную при всех союзных отношениях с теми же «Братьями-мусульманами», на максимальную автономию своего анклава, экс-джамахирийцев, которые, скорее всего, будут искать союза с другими влиятельными силами.