- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О конференции «Новые тренды: международная система, внешняя политика, дипломатия» в университете Башкент (Анкара). Часть 2

19 ноября в частном анкарском Университете Башкент состоялась конференция под заголовком «Новые тренды: международная система, внешняя политика, дипломатия». Продолжаем обзор мероприятия.

Напомним, что мы закончили на той мысли, прозвучавшей на мероприятии, что европейские ценности, которые являлись для ЕС, одновременно, скрепой и гордостью, сегодня переживают не лучшие времена: из-за миграционных вопросов эти ценности все чаще оказываются под большим вопросом. И речь даже идет не только о мультикультурализме и о нахождении баланса между тем, с каким «ценностным и культурным багажом» иммигрант прибывает в ту или иную европейскую страну, и тем, какие европейские «коды» он должен приобрести по прибытии.

Речь уже зашла о самом праве человека на иммиграцию – которое приравнивается чуть ли не к неотъемлемым правам личности в современном мире. Во всяком случае, так было на протяжении второй половины двадцатого века и, в определенной степени, продолжается и сейчас. Но все чаще в этой связи возникают вопросы.

Тем трансформациям, которые в настоящее время переживает ЕС, свое выступление посвятил проф. д.н Хюсейн Багджи – преподаватель Факультета международных отношений Средневосточного технического университета ODTÜ в Анкаре.

Как указал докладчик, сегодня перед Германией остро стоит вопрос иммигрантов, и страна пытается их, тем или иным образом, «переварить». Франция и, в частности, президент Э.Макрон заняли «исламофобскую позицию», которая преподносится им в качестве «секуляризма». Что же до Администрации Дональда Трампа, то её позиция в отношении Европы заключается в размене безопасности в обмен на экономическое благополучие Европы. Соответственно, укрепление экономики ЕС «на штыках США» должно приводить к большему участию европейских стран в коллективной безопасности, в частности, по линии НАТО.

При этом, как отмечает докладчик, отношения между США и Германией складываются далеко не лучшим образом. Он напомнил, что на протяжении своего правления президент Д.Трамп так и не побывал в Германии (!). Так что, вполне возможно, что новый президент США Дж.Байден, после своего вступления в должность, начнет с того, что нормализует американо-европейскую повестку, начав, прежде всего, с проблемной Германии.

При том, что между Францией и Германией есть большая разница. Франция была и остается в своем сознании «большой империей». Что же до Германии, то она испытывает комплекс по отношению к США. И Германия пытается с этим комплексом разбираться с той целью, чтобы быть более влиятельной на международной арене.

Довольно любопытно, что турецкий докладчик проф. д.н. Хюсейн Багджи затронул и сильно муссируемую тему «исламофобии», которую, допустим, активно продвигает нынешнее турецкое руководство.

Мы не раз писали о том, что нынешние турецкие руководители пытаются приравнять так называемую «исламофобию» чуть ли не к антисемитизму. Правда, до сих пор, безуспешно. Так что, достаточно удивительно, что, когда такая точка зрения на вопрос является превалирующей (не говорим слово «доминирующей») в Турции, существуют и другие взгляды на этот вопрос среди турецких обозревателей.

В частности, как отметил проф. д.н. Хюсейн Багджи, европейский подход к приезжим мусульманам заключается в том, что у европейцев «есть право защищать собственную культуру» перед миграционным потоком, следующим в Европу.

От себя добавим, что, вообще говоря, надо понимать и ещё одну вещь: дело в том, что даже сирийские беженцы, которые являются мусульманами (то есть, дистанция до них от турок ближе, чем от тех же европейцев – И.С.), составляют для Турции немалую проблему. И речь даже не идет о тех расходах, которые страна несет на их пребывание на своей территории – о них надо говорить отдельно и нет уверенности в том, что они составляют такие космические цифры, которые приводятся турецким руководством. Речь идет о том, что 4 млн человек – это действительно для 80-миллионной Турции много. Особенно, при тех показателях рождаемости, которые есть у сирийских беженцев и есть в самой Турции. Где население, пусть и не как в Европе, начинает постепенно не стареть, так «взрослеть». Турция – не самая рождающая детей страна региона и не самая медианно-молодая страна в регионе.

Мы не раз писали о том, что программы по интеграции сирийцев в турецкое общество откровенно буксуют и в Турции образовалась именно что диаспора. Если, допустим, те же азербайджанцы отрицают, что у них есть диаспора в Турции по причине того, что они в Турции – «у себя дома». А, следовательно, ни о какой диаспоре речи идти не может.

Но вот что касается сирийских беженцев, то у них сейчас образуется в Турции и диаспора и, кроме того, создаются места компактного проживания. Даже самое поверхностное знакомство с настроениями, бытующими в турецком обществе указывает на то, что никаких особых восторгов турки не испытывают, сталкиваясь с новыми соседями. И это – самое маленькое, что можно сказать по этому поводу. Нет никакого «мусульманского братства».

Выразимся предельно ясно, пусть и не толерантно: для турок арабы – это отстающая нация, которая предала их в ходе Первой мировой войны, ударив в спину Османской Империи. Историческая память об этом «предательстве» в турках живет. А от этого рассчитывать хоть на какую-то симпатию сложно.

В отличие, допустим, от отношений между турками и выходцами из Центральной Азии. Но там наличествует совершенно другая проблема, которая заключается в том, что между турками и центрально-азиатскими народами отсутствует, со стороны турок, признание равенства. Это никто никогда не скажет на публике. Это никогда не будет продемонстрировано явно. Но это – то, что живет в турках подспудно. Но, что самое интересное, даже невысказанное, даже невербальное такое отношение к себе, которая проявляется в каких-то «микронных нюансах», не может укрыться от представителей центрально-азиатских республик. Невозможно укрыть от собеседника чувство собственного превосходства, если оно наличествует.

Все равно, твои партнёры чувствуют подобное отношение к себе и это будет сдерживающим фактором, который проявится в том, что сначала они будут искать и утверждать собственную идентичность, а потом уже на этом фундаменте строить отношения с Турцией. Это – весьма серьезный сдерживающий фактор в отношении политики Турции, направленной на «вековое пробуждение тюрок».

Однако, вернемся к тезисам докладчика, который говорит о том фундаментальном отличие в «расизме», который наблюдается между США и Европой. Как отметил проф. д.н. Хюсейн Багджи, расизм в США направлен против людей другого цвета кожи, против черных. А расизм в ЕС направлен против людей другой культуры. В ЕС – «расизм культурный».

Следующим докладчиком на конференции стал проф. д.н. Барыш Достер, преподаватель Факультета коммуникации Университета Мармара. Его выступление было посвящено месту и роли России в современном, стремительно меняющемся мире и, надо сказать, что его комплементарные оценки в адрес России – достаточно редкие для турецких экспертов. Главным победителем в условиях современного мира, в том же Нагорном Карабахе, для большинства турецких экспертов была и остается Турция вместе с «братским» Азербайджаном. Но, как мы покажем ниже, на этот вопрос может существовать в Турции и иная точка зрения, в том числе, в среде влиятельных политологов.

Начал проф. д.н. Барыш Достер с того, что отметил, что мир сейчас наблюдает укрепляющуюся Россию. Процесс пошел с Мюнхенской конференции по безопасности 2007 года и продолжается вплоть до настоящего времени.

Сегодняшняя Россия присутствует в качестве активного и влиятельного игрока в Ливии, Сирии, Грузии, Украине, в Нагорном Карабахе. Как отметил проф. д.н. Барыш Достер, да, действительно, конфликт в Нагорном Карабахе сейчас решился в пользу Азербайджана, однако, соглашение между Арменией и Азербайджаном было подписано под контролем России.

При этом, главной особенностью сегодняшней России, является то, что Россия может говорить сегодня со всеми игроками. У неё нет своего «лагеря», с чьими оппонентами у российской дипломатии затруднен диалог.

Как указал докладчик, турки должны хорошо знать Россию. В исторической памяти Турции есть Россия, с которой Турция воевала.

Вот какие особенности России Барыш Достер перечислил в своем докладе, посвященном нашей стране: огромная территория (1/6 часть мировой суши), вплоть до настоящего времени страна не использовала активно общественную дипломатию, однако, ситуация в наши дни постепенно начинает изменяться, впечатляющий интеллектуальный потенциал России и образовательный уровень населения.

Да, в технологическом плане, как указал докладчик, есть определенные особенности: Россия, к примеру, не производит бытовую технику или кухонные комбайны. Зато Россия — один из самых влиятельных игроков на мировом рынке вооружений, а также на мировом рынке энергоносителей – нефти и нефтепродуктов, а также природного газа. И с помощью них Россия проецирует свое влияние на внешний мир, безо всяких «кухонных комбайнов».

Достаточно любопытно и то, что даже поставка Турции систем С-400 со стороны России оказывается шагом, который приводит к расколу НАТО. Строительство АЭС «Аккую» является ещё одним стратегически важным шагом, который укрепляет российское влияние в Турции.

В этом смысле, Россия, согласно проф. д.н. Барышу Достеру, предстает не в образе «маляра», а образе «художника-мастера», которая точечными мазками и штрихами рисует задуманную себе картину. Согласимся это – достаточно контрастная оценка, по сравнению с теми, что звучат нередко и внутри самой России, по отношению к российской дипломатии.

При этом, как указывается Барышем Достером, в России живет сильная историческая память. На протяжении 100 лет страна пережила три кардинальных смены формации: была Российская Империя, был СССР и была Российская Федерация. Однако, в каждом из этих трех состояний, Россия, как отметил турецкий профессор, по-прежнему, остается Россией, которая сохраняет и региональные и геополитические амбиции.

Президента В.Путина, при этом, проф. д.н. Барыш Достер назвал «российской квинтэссенцией» и «блестящим дипломатом». С 2000-х годов, по его словам, после прихода ко власти президента В.Путина, Россия начала восстанавливать свое влияние, начав с ближнего зарубежья и создавая новые механизмы, включая ЕАЭС и ОДКБ. За истекший период, по словам турецкого докладчика, России удалось обеспечить свое влияние на новый постсоветский мир.

В 2007 году на Мюнхенской конференции по безопасности, президентом России В.Путиным, по сути, было сделано предупреждение Западу о том, что он чрезмерно приближается к российским границам. Игнорирование этого предупреждения привело к тому, что в 2008 году случилась война с Грузией. Как отметил проф. д.н. Барыш Достер, им также была предсказана и война на Украине. По его словам, с учетом динамики развития событий, война на Украине была, по сути, неизбежной. Что, собственно, и произошло в 2014 году, когда Россия вернула себе Крым и расколола Украину надвое.

Все это сопровождалось ростом влияния России в той же Турции, которое реализуется с помощью поставок в страну значительных объемов нефти и газа. Что же до региона, то здесь, по словам турецкого докладчика, ситуация выглядит следующим образом: в Сирии – Россия получила военные базы, в Ливии – Россия имеет веское слово. С Китаем Россия использует свои отношения, причем, использует их эффективно.

Россия умело пользуется таким инструментом, как свое постоянное членство в СБ ООН. Россия также сохраняет свою силу в качестве державы – держателя ядерного потенциала. Российская дипломатия умело пользуется своими отношениями с Китаем для решения собственных задач. Россия пользуется немалым влиянием на Германию, будучи её важным партнером.

На этом закончилась основная сессия выступлений и докладчикам были заданы вопросы. Приводим ниже некоторые характерные ремарки, сделанные докладчиками в ходе сессии «вопрос – ответ».

Говоря об отношениях между США и Турцией в новый период времени, профессор Мустафа Айдын указал на том, что предпринимались попытки строить отношения между двумя странами на базе отношений между двумя лидерами и результат этих попыток – налицо. При этом после окончания Холодной войны США и Турция никак не могли определить характер своих отношений, к которым пытались применить множество различных эпитетов – от «стратегическое партнерство», до «образцовое партнёрство». Но базис этого партнерства так и не удалось определить или создать. При этом, как отметил турецкий докладчик, сейчас вместе с Д. Байденом приходит команда, которая намного лучше знает и понимает Турцию. Вполне можно ожидать, что произойдет «переоценка» Турции.

Проф. д.н. Хусейн Багджи указал на противоречивость в отношениях между Турцией и Европой и на то, что эти противоречивые отношения будут продолжены и обозримой перспективе. Они будут колебаться в диапазоне «от любви до ненависти».

Проф. д.н. Барыш Достер указал на наличие структурных проблем в США и в ЕС. При этом говоря о том, как будут складываться отношения между Турцией и США, Барыш Достер задался другим вопросом: «Можно ли, в принципе, говорить о построении здоровых отношений между странами с несопоставимыми потенциалами»? Ведь совершенно очевидно, что наблюдается колоссальная разница между главной мировой державой США и региональной державой Турцией.

При этом, разумеется, американцы учитывают и мусульманский профиль Турции, и тот факт, что страна располагает второй по численности армией в НАТО, и то геополитическое положение, которое Турция занимает в регионе. Однако, невзирая на это, как отметил турецкий докладчик, разница между администрациями Д.Трампа и Дж Байдена для Турции будет как вкусовая разница между «Кока-колой» и «Пепси-колой».

Что же до Нагорного Карабаха, то как заметил докладчик, самой выигравшей стороной является именно Россия. При этом, как он подчеркнул, Россия в Нагорном Карабахе не решила проблему, она всех «сковала нерешенностью этого вопроса».

При этом, Турции был обозначен предел возможностей её действий на Южном Кавказе. Армения была «показательно наказана» за свои «заигрывания» с Западом. Азербайджан получил победу, но строго в определенных пределах. США и Франция вынуждены просить у России разъяснений по поводу произошедшего в Нагорном Карабахе.  На этом фоне, главной победившей стороной является именно Россия. Во всяком случае, по мнению турецкого докладчика.

Подводя черту под мероприятием Университета Башкент, отметим, что оно стало характерным свидетельством того, что в Турции нет единства мнений по поводу итогов конфликта в Нагорном Карабахе. Равно, как и нет единства по поводу того, куда идет современный мир. Определенные улучшения турецкие политологи связывают с приходом Дж.Байдена, невзирая на его обещания «наказать Турцию». Отношения с Европой, по-прежнему, остаются проблемными. Ну, а Россия сделала очередной сильный ход на Южном Кавказе, действуя предельно точечно и адресно.