- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Эксперт портала New Libya о ситуации в Ливии через неделю после завершения Форума в Тунисе

Неделя после окончания работы Форума по политическому урегулированию  в Тунисе стала насыщенной в плане обозначившихся перспектив мирного решения конфликта. Но, как реально обстоят дела? Анализ текущей ситуации на портале New Libya от политолога Р.Хананы позволяет взглянуть на «обратную сторону медали». По мнению эксперта, тот, кто считает, что в Ливии уже закончилась гражданская война, и что врата боевых действий «плотно закрыты», давая возможность для мирного урегулирования, основанного на результатах Берлинской конференции и Форума  Тунисе, сильно заблуждаются. Оружие по-прежнему поступает из России и Египта при финансировании ОАЭ силам, лояльным Халифе Хафтару, которые в значительной степени сосредоточены на линии Сирт — Аль-Джуфра, в то время как Турция продолжает вооружать и проводить подготовку сил, поддерживающих ПНС.

Несмотря на прогресс, достигнутый на заседаниях Совместного военного комитета («5 + 5»), как одного из трех берлинских треков, палец со спускового крючка пока никто не снял. Понятно, что если бы не сильное давление, оказываемое США на собеседников в Тунисе, было бы невозможно достичь консенсуса по многим конструктивным шагам, которые были предприняты, что не было бы гарантировано, если бы лоббирующей стороной была, например, Франция или Италия. Американское давление было заметным, будь то через исполняющую обязанности главы миссии ООН Стефани Уильямс, или через американских дипломатов, которые активно участвовали в работе Форума в Тунисе, а Организация Объединенных Наций, как модератор мероприятия запретила СМИ общаться с его участниками.

Было отмечено, что делегаты ООН самым решительным образом осудили убийство известного юриста и правозащитника Хананы аль-Бараси в Бенгази элементами, лояльными Хафтару, считая, что ее смерть «ясно демонстрирует угрозы и личный риск, которым подвергаются ливийские женщины из-за их некоторых высказываний».

В этой атмосфере стало понятно, что ключевым предложением брифинга С.Уильямс в Совете Безопасности ООН в прошлый четверг было ее заявление: «Ситуация все еще хрупкая, и нет времени для самоуспокоенности». Нет сомнений в том, что она является одним из наиболее осведомленных лиц о точности и чувствительности текущей военной ситуации в Ливии.

При кажущейся гладкости заседаний комитета «5 + 5», на которых были достигнуты соглашения, которые внушали оптимизм, особенно в Гадамесе и Сирте, обе стороны не начали отвод своих войск с фронтов. Силы ПНС по-прежнему дислоцируются в Абу-Курайне и Аль-Вашеке, а ООН наблюдала за прибытием военных грузов в аэропорты Аль-Утия и Мисурата. С другой стороны, силы, верные Хафтару, и поддерживающие их ополченцы продолжали создавать укрепления и военные пункты, оснащенные системами противовоздушной обороны, между Сиртом и Аль-Джуфрой, а также к северу от авиабазы. ООН могла убедиться в продолжении интенсивных полетов грузовых самолетов между аэропортом Бенина (Бенгази), Аль-Джуфрой (к югу от Сирта) и авиабазой Аль-Кардабия.

В то же время были зафиксированы положительные признаки, в том числе то, что комитет «5 + 5» открыл свою постоянную штаб-квартиру в знаменитом конференц-центре «Уагадугу», построенном при М.Каддафи. Десять членов комитета согласились вновь открыть прибрежную дорогу между Мисуратой и Сиртом с развертыванием объединенных сил безопасности, а также возобновить полеты между Триполи и Бенгази, что уже произошло.

Как считает, Р.Ханана, можно сказать, что эти индикаторы способствуют реализации самого важного решения, которое стало результатом семи дней интенсивных сессий Форума в Тунисе, а именно, проведения всеобщих выборов 24 декабря следующего года.

Глава Высшей избирательной комиссии, Имад аль-Сайех начал техническую подготовку к выборам, в то время, как глава ПНС Фаиз Саррадж пообещал выделить необходимые средства для организации избирательного процесса, что заставило С.Уильямс считать, что «среда теперь больше, чем когда бы то ни было, подходит для проведения всеобъемлющих и заслуживающих доверия выборов». Помимо определения даты выборов примерно через 12 месяцев, «дорожная карта» устанавливает четкие крайние сроки, которые требуют от соответствующих институтов произвести необходимые назначения на суверенные должности и утвердить механизмы новой исполнительной власти. В этом контексте С.Уильямс пообещала, в случае неудачи в этом процессе, снова вернуться к политическому форуму, чтобы «принять необходимые решения в соответствии с берлинскими выводами и резолюцией 2510 Совбеза ООН». Как можно убедиться, был создан неформальный механизм для наблюдения за выполнением «дорожной карты», «чтобы гарантировать, что выборы состоятся в необходимые сроки. Создание этого механизма направлено на то, чтобы отказаться от нового, открытого по датам, переходного периода, что коррелируется с требованием подавляющего большинства ливийского народа, который стремится провести общенациональные выборы».

По мнению Р.Хананы, ситуация пока не сильно продвинулась и по экономической и финансовой направлениям. С началом восстановления экономики, после возобновления притока нефти с месторождений в нефтяные порты на побережье Средиземного моря, для восстановления финансового баланса потребуется время. Хафтар использовал военный контроль над нефтяными месторождениями и портами как карту давления на всех, особенно на ПНС, прибегая к методу «осушения источников». Между тем, повседневные трудности сохраняются, в том числе отключение электричества и воды, отсутствие ликвидности в банках и накопление мусора, что усиливает гнев мирных жителей и делает возможной вспышку социальных протестных движений, подобных демонстрациям, разразившимся в Триполи летом.

Французский эксперт Фредерик Бобан подсчитал, что закрытие нефтяных портов привело к сокращению производства топлива в стране с 1 млн барреллей в день в конце 2019 года (до осады Триполи) до всего 100 тысяч баррелей в день, после блокады, что потребовало импорта бензина по завышенным ценам и истощило финансовый баланс. Поразительно, что страна станет свидетелем финансовой проверки двух отделений Центрального банка Ливии, впервые, с 2008 (!) года, и эти две одновременные проверки значительно повысят уровень прозрачности в управлении государственными средствами.

Переговоры по созданию постоянного экономического органа, который обеспечил бы справедливое и прозрачное распределение доходов от нефти, по-прежнему зависят от прогресса, достигнутого на политическом направлении. В соответствии с договоренностями о возобновлении добычи нефти Национальная нефтяная корпорация (ННК) резервирует поступления до достижения соглашения. В то время как внутриливийский экономический диалог выдвинул варианты государственной политики для улучшения управления главным национальным богатством, согласование состава этого органа остается проблемой, учитывая поляризацию между двумя исполнительными системами на востоке и западе. Сейчас добыча нефти вернулась к доблокадному уровню — 1,2 млн баррелей в день. Прогресс в создании постоянного и прозрачного экономического органа для управления доходами поможет поддержать это позитивное развитие на финансовом уровне после того, как власти в Киренаике ссылались на отсутствие справедливого распределения богатства, как повод для того, чтобы остановить добычу на месторождениях и их милитаризацию.

А что же предвыборная кампания? Источники среди участников Форума в Тунисе предполагают, что министр внутренних дел Фатхи Башага является одним из наиболее вероятных кандидатов на пост премьер-министра. По этой причине, недавно, он начал кампанию по связям с общественностью, не только в направлении восточного региона страны, во время своего визита в Бенгази, но и во время своих поездок в столицы, влияющие на ливийское досье: из Каира в Париж через Рим, Анкару, Доху и Ла-Валлетту. Европейские источники сообщили, что Башага пытался убедить европейцев в том, что ливийская элита теперь готова объявить о политическом соглашении, объединяющем всех ливийцев, подчеркивая, что все ищут единого политического руководства, которое «ведет страну к безопасности, вдали от каких-либо региональных или глобальных тенденций». Пока же, условия жизни в различных регионах Ливии ухудшаются, поскольку, по оценкам, 1,3 млн человек будут нуждаться в гуманитарной помощи в следующем году, что на 40% больше, в прошлый год.

Подводя итог, Р.Ханана делает вывод, что  «Ливию ожидают многочисленные испытания на пути к внутриполитическому соглашению». Сам по себе, Форум в Тунисе лишь приоткрыл дверь к выходу из многолетнего кризиса, но первые серьезные изменения в политической, экономической и военно-стратегической областях не следует ожидать раньше весны следующего года. Ливийские элиты раньше вряд ли смогут поделить вакансии и разделить будущие полномочия, ситуация с ценами на нефть тоже далека от безоблачной и совершенно непонятно, какие действия предпримет в Ливии Россия относительно своего военного контингента. Не ясна и позиция Х.Хафтара относительно образа будущей государственности и его места в ней. Как мы указывали ранее, сейчас в Ливии наступило время торга, но по меткому замечанию Р.Хананы, «пушки не только не убраны со своих мест, но даже не зачехлены».