- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О составе делегаций от ИРА и «Талибана», участвующих в мирных переговорах по урегулированию афганского конфликта

За 47 лет (с 1973 года) афганское государство претерпело множество внутриполитических изменений, от королевства до народно-демократической республики, от республики до «исламского эмирата», от переходного исламского государства до исламской республики. Усредняя частоту смены режима в Афганистане, можно сказать, что за этот период его трансформации происходили чаще, чем раз в шесть лет. Меняющиеся религиозные, правовые и конституционные доктрины обеспечили условия, в которых политические элиты состязались в ожесточенной борьбе за власть. На сегодняшний день афганцы так и не смогли договориться об общей формуле государства, а постоянно меняющаяся стратегическая обстановка в регионе и в мире только способствует обострению внутренних конфликтов. Стремительные внутриполитические изменения, наблюдаемые в Афганистане с 1973 года, спровоцировали своего рода социальную революцию. Так, старые племенные элиты были вытеснены в 1978 году новыми, выросшими из государственной системы образования. Последовавшая за этим война породила новое поколение лидеров. Левая фракция помогла в 1973 году прийти к власти Мухаммеду Дауду, а затем захватила власть в результате Саурской революции 1978 года. Руководители базирующихся в Пакистане и Иране группировок афганских моджахедов, которые сопротивлялись советскому вторжению и поддерживающему его режиму, также вышли из разных частей одной образовательной системы. Примечательно, что в новой элите отсутствовали представители сельского духовенства, которое при этом оставалось неотъемлемой частью афганского общества. Оно участвовало в антисоветском джихаде на местном уровне, но не было широко представлено в национальном руководстве. В 1994 году, когда многие группировки моджахедов были изгнаны или уничтожены, радикальное исламистское движение «Талибан» (запрещено в РФ) возникло из представителей сельского духовенства в Кандагаре. Исламский Эмират Афганистан, созданный талибами в 1996 году, был первым национальным институтом в истории Афганистана, который поставил улемов (религиозных ученых), и, в частности, сельских улемов непосредственно во главе руководства.

На сегодняшний день делегации, участвующие в переговорах о межафганском мирном урегулировании в Дохе (Катар), включают в себя по 21 участника, большинство из которых являются представителями противоборствующих элит. Их статус иллюстрирует социальное происхождение политических сил, севших за стол переговоров. Согласно афганскому Министерству по вопросам мира в состав делегации Исламской Республики Афганистан (ИРА) входят 11 человек с университетскими дипломами иностранных учебных заведений (США, Великобритания, Швейцария, Пакистан, Индия, Иран и Турция). Остальные 10 получили ученые степени через государственную систему образования Афганистана. По крайней мере 5 из них получили высшее образование в области исламоведения на шариатском факультете Кабульского университета, в государственных медресе или международных университетах. В команду входят 6 пуштунов (4 из Восточного Афганистана, один из Кандагара и один из Гильменда), 6 таджиков, 4 хазарейца, 2 узбека и один белудж. В составе делегации также числятся 4 женщины, каждая из них представляет отдельную этническую группу. Что касается религиозной принадлежности участников, в правительственную делегацию входят 16 суннитов ханафитов и 5 шиитов. Некоторые из делегатов принадлежат к известным семьям, члены которых руководили сопротивлением советскому вторжению или режиму талибов. Члены команды общаются друг с другом и общественностью в основном на дари.

В свою очередь, лидеры «Талибана» в основном получали образование в медресе сельских или провинциальных районов Афганистана или в пакистанских медресе, связанных с движением Деобанди. Из представителей делегации «Талибана» только 2 получили светское высшее образование – один в военной академии в Индии, а другой на факультете журналистики Кабульского университета. Все, кроме одного, получили образование только в Афганистане и Пакистане. В состав делегации входят 11 пуштунов из Восточного Афганистана, 7 пуштунов из Южного Афганистана, один узбек, один туркмен и один таджик. Среди представителей группы присутствуют члены семей лидеров «Талибана» муллы Омара и Джалалуддина Хаккани. Делегация талибов не включает женщин, хазарейцев или шиитов. Большинство лидеров «Талибана» в первом поколении составляли сельские пуштуны из Южного Афганистана, принадлежавшие к племенам, не имевшим большого политического влияния при монархии или других режимах, включая Исламскую Республику. Талибы общаются друг с другом и общественностью в основном на пушту.

Таким образом, происхождение делегаций, участвующих в переговорах по мирному урегулированию, значительно различается по этническому и племенному составу, а также по вероисповеданию и характеру образования. В правительственной делегации объединились группы, которые временами вступали в конфликт до 2001 года, и даже сейчас, когда ее члены выступают за общее дело против «Талибана», их единство остается хрупким. Талибы, имеющие более однородное происхождение и подчиняющиеся единому религиозному авторитету, действуют более слаженно, но это еще не доказывает их способность отражать или интегрировать многообразие афганского общества. Члены конституционной коалиции ИРА и «Талибан» практически не взаимодействовали друг с другом в вопросах перемирия. Единственное, что их объединяет, это то, что большинство групп, из которых они вышли, имели ограниченный доступ или вообще не имели доступа к государственной власти до 1978 года и еще не пришли к общему знаменателю относительного того, каким образом она должна быть разделена.