- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О политике Израиля в условиях смены администраций в США. Часть 1

Проф. Эйтан Гильбоа – эксперт по американо-израильским отношениям в Бар-Иланском университете и старший научный сотрудник Центра стратегических исследований Бегин-Садат (BESA), автор книги «Американская общественность и Израиль в XXI веке», отмечает, что почти при всех сменах администраций США наблюдается как преемственность, так и изменения в американской внешней политике и американо-израильских отношениях. «Джо Байден проработал 36 лет в Сенате и 8 лет в Белом доме в качестве вице-президента при Бараке Обаме. Он не Обама – у него есть собственный послужной список и планы – и он надеется, как и любой новый президент, оставить свой след в американской истории. В силу возраста он, скорее всего, прослужит только один срок, и у него может не быть другой возможности начать новую политику или исправить ошибки и неудачи [предыдущего президента]»[i] [1].

Э.Гильбоа полагает, что при Байдене продолжится тенденция отказа США от роли «мирового полицейского», это может повлиять на ситуацию на Ближнем Востоке и отрицательно сказаться на национальной безопасности Израиля. «Присутствие США в регионе помогает Израилю справляться с угрозами; отсутствие американцев их увеличит».

Главными приоритетами Байдена станут внутренние проблемы. Он займется международными делами только тогда, когда на карту будут поставлены жизненно важные интересы национальной безопасности США. Если республиканцы продолжат контролировать Сенат, у них будет возможность блокировать антиизраильские резолюции или законы. Хотя вполне вероятно, что с целью сохранения единства Демократической партии и предотвращения внутренней оппозиции, Байдену придется назначить на должности в администрации некоторых прогрессивных однопартийцев, настроенных крайне антиизраильски. В целом Байден в Сенате известен своими произраильскими взглядами. Он уже заявил, что не будет мстить Нетаньяху за его тесный союз с республиканцами. Однако несколько ветеранов из администрации Обамы, претендующие на ключевые посты в сфере внешней политики и национальной безопасности при Байдене, к примеру, Сьюзан Райс и Ник Блинкен, могут быть менее снисходительными к Израилю.

Шмуэль Сандлер, старший научный сотрудник Центра стратегических исследований Бегин-Садат, профессор политических исследований Бар-Иланского университета и декан университетской системы региональных колледжей, полагает, что, ввиду преклонного возраста Байдена Израилю следует внимательно следить за ролью, которую он будет отводить своему вице-президенту. «Кандидатура Камалы Харрис на пост президента от демократов в начале праймериз 2020 года не оставляет сомнений в ее амбициях. Ее дружеское отношение к Израилю, как и у Байдена, хорошо известно. Однако радикальное крыло Демократической партии открыто враждебно еврейскому государству. Еще неизвестно, в какой степени Байден и Харрис позволят этому крылу диктовать политику США в отношении Израиля и региона». В Израиле смогут оценить тенденцию по первым назначениям Байдена: госсекретаря, представителя США в ООН, министра обороны и советника по национальной безопасности. «Учитывая выдающуюся роль посла Дэвида Фридмана в годы правления Трампа, – полагает Ш.Сандлер – назначение посла США в Израиле будет весьма значимым. То же самое касается замены Джареда Кушнера и выбора специального представителя на Ближнем Востоке»[ii] [2].

Э.Гильбоа отмечает, что восстановление Байденом тесного сотрудничества с ЕС и европейскими державами поставит Израиль в более трудное положение, потому что Европа выступает за примирение с Ираном и уступок ему в отношении ядерного оружия и критически относится к палестино-израильскими отношениям. Байден будет также сотрудничать с ООН и ее агентствами, тогда как Израиль останется один на один с их враждебностью.

При этом, полагает Э.Гильбоа, администрация Байдена обеспечит преемственность во всех двусторонних стратегических отношениях с Израилем, включая военную помощь, обмен разведывательными данными, сотрудничество в области безопасности, совместные военные маневры и разработку систем противоракетной обороны. Стратегическое сотрудничество было очень выгодным для обеих сторон. Байден не будет угрожать Израилю приостановлением военной помощи с целью добиться уступок для палестинцев, как того требовали радикальные прогрессивные демократы, но, вероятно, восстановит традиционный подход Демократической партии США к палестинцам. Это означает, что новый президент сохранит посольство США в Иерусалиме, но вновь откроет американское консульство в Восточном Иерусалиме и офис Организации освобождения Палестины (ООП) в Вашингтоне, закрытые Дональдом Трампом, и восстановит экономическую помощь Палестинской национальной администрации (ПНА) и Ближневосточному агентству ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР). Байден вернется к поддержке двугосударственного решения палестино-израильского конфликта, проигнорирует мирный план Трампа («сделку века») и выступит против любой аннексии или расширения еврейских поселений на Западном берегу р. Иордан.

По мнению Ш.Сандлера, можно предположить, что между администрацией Байдена и израильским правительством, возглавляемым правыми партиями, начнутся столкновения «в стиле Обамы». «Весьма вероятно, что Байден будет повторять мантру своего бывшего босса, согласно которой для того, чтобы быть другом Израиля, не требуется быть сторонником Ликуда»[iii] [3].

Э.Гильбоа считает, что администрация Байдена большее значение придаст правам человека в силу традиции в Демократической партии США и из-за растущего внутри нее влияния прогрессивно-радикального лагеря. По словам израильского профессора, палестинцам удалось «продать» миру свой конфликт с Израилем с точки зрения прав человека, а радикалы-демократы рассматривают государства Персидского залива как реакционные режимы и требуют, чтобы США отдалились от них. Такая политика может привести к трениям с Израилем и арабскими странами.

По мнению Э.Гильбоа, изменения произойду и в подходах США к Ирану. Байден объявил, что он начнет переговоры с Тегераном для достижения нового ядерного соглашения. Его мотивация заключается в том, чтобы показать, что сделка, подписанная Обамой в 2015 году (Совместный всеобъемлющий план действий), была правильной стратегией для прекращения иранской программы создания ядерного оружия, и что выход Трампа из СВПД и введение жестких санкций против Ирана были ошибочными и неэффективными мерами. Иран будет настаивать на отмене введенных Трампом санкций в качестве предварительного условия и на возвращении к первоначальному соглашению 2015 года. Такой подход может вызвать серьезные разногласия, как с Израилем, так и с суннитскими арабскими государствами.

В целом политика Байдена в отношении Ирана может вступить в противоречие с Авраамовыми соглашениями между Израилем, Бахрейном, ОАЭ и Суданом, тогда как Трамп планировал подключить к процессу нормализации другие страны, среди которых Оман, Марокко, возможно, Кувейт и даже Саудовская Аравия. Одной из причин создания такой коалиции была необходимость сдерживать Иран. Байден, по мнению Э.Гильбоа, не решится на расширение нового израильско-арабского стратегического альянса на основе соглашений о нормализации отношений, поскольку это противоречит его желанию заключить новую ядерную сделку с Ираном.

По мнению Эяля Зиссера, преподавателя истории Ближнего Востока в Тель-Авивском университете, наиболее значительный вклад Трампа в политику Израиля после его ухода будет заключаться в том, что он принудит израильское руководство вернуться к основополагающему принципу внешней и оборонной политики, согласно которому «Израиль может и должен полагаться только на самого себя». Вашингтон был и останется ближайшим другом и союзником Израиля, но именно президент Трамп открыто заявил, во что американцы верят глубоко в душе: США оказывают Израилю щедрую экономическую помощь, чтобы он мог защитить себя и не нуждался в американских солдатах для ведения боевых действий. «В самом деле, – заключает Э.Зиссер, – все мы знаем, что, когда наступит момент истины, Израилю придется полагаться только на самого себя и свои возможности»[iv] [4].

В целом, согласно относительно умеренной позиции вышеупомянутых экспертов, с приходом администрации Байдена израильскому руководству необходимо подготовиться к использованию имеющихся у них рычагов для отстаивания своих интересов в регионе и на международной арене и уже сейчас заняться подготовкой к решению обозначенных выше возможных проблем.

[i] [5] Biden and Israel: Continuity and Change // BESA. 12.11.2020 — https://besacenter.org/perspectives-papers/biden-israel-continuity-change/

[ii] [6] Biden and Israel: A Return to the Obama Era? // BESA. 11.11.2020 — https://besacenter.org/perspectives-papers/biden-israel-obama/

[iii] [7] Там же.

[iv] [8] Trump’s vital parting lesson to Israel // JNS. 17.11.2020 — https://www.jns.org/opinion/trumps-vital-parting-lesson-to-israel/