18 августа 2008 г. президент Исламской Республики Пакистан Первез Мушарраф в телеобращении к нации объявил о добровольном сложении президентских полномочий «в интересах нации и во имя спасения страны от дальнейшей дестабилизации».
С уходом П.Мушаррафа завершилась девятилетняя глава истории страны под названием «Генерал – президент П.Мушарраф», ознаменовав собой окончание очередного военного/ военно-гражданского этапа развития страны.
Четыре раза за шестидесятиоднолетнюю историю государства военные приходили к власти:
Государство Пакистан образовано в августе 1947 г. 17 января 1951 г. генерал Мухаммад Айюб-хан был назначен главнокомандующим армии Пакистана. 7 октября 1958 г., после введения в стране военного положения, генерал М. Айюб-хан был назначен главой администрации по осуществлению военного положения. Тремя неделями позже, 27 октября 1958 г., он принял на себя полномочия президента Пакистана и в то же время добровольно ушел в отставку с поста командующего армией. М. Айюб-хан выполнял обязанности президента страны вплоть до марта 1969 г., когда он был вынужден покинуть все посты и передать власть генералу Ага Мухаммад Яхья-хану.
В марте 1969 г. генерал А.М. Яхья-хан принял полномочия президента Пакистана, одновременно занимая пост командующего армией Пакистана и главного военного администратора. В декабре 1971 г. он покинул посты президента, главного военного администратора и главнокомандующего армией.
С декабря 1971 г. по август 1973 г. президентом Пакистана был Зульфикар Али Бхутто, председатель Пакистанской народной партии (ПНП). До 21 апреля 1972 г. он же, будучи гражданским лицом, являлся главным военным администратором. После принятия Конституции Пакистана 1973 г. с августа 1973 г. по июль 1977 г. З.А. Бхутто занимал пост премьер-министра страны.
5 июля 1977 г. в результате военного переворота власть в стране захватил начальник штаба армии, генерал Мухаммад Зия-уль-Хак, который стал главным военным администратором. В сентябре 1978 г. он принял на себя полномочия президента Пакистана и на этих постах находился до своей гибели 17 августа 1988 г.
С декабря 1988 г. по 12 октября 1999 г. пост премьер-министра попеременно занимали гражданские лица Беназир Бхутто и Наваз Шариф.
Первез Мушарраф пришел к власти в результате бескровного военного переворота 12 октября 1999 г., когда он находился в чине генерала, начальника штаба армии страны. 14 октября того же года в Пакистане было введено чрезвычайное положение, и генерал П. Мушарраф был объявлен главой исполнительной власти. В июне 2001 Мушарраф принял полномочия президента Пакистана. Они были подтверждены на Всенародном референдуме. После всеобщих выборов в сентябре 2002 г. чрезвычайное положение в стране было отменено. Все эти годы он одновременно занимал два ведущих поста в государстве – глава исполнительной власти и начальник штаба сухопутных сил страны. 28 ноября 2007г. генерал П. Мушарраф ушел в отставку с поста начальника штаба сухопутных войск Пакистана, назначив на эту должность генерала Ашфага Первеза Кияни /Ashfaq Parvez Kayani. 29 ноября П. Мушарраф принес присягу на верность Конституции в качестве гражданского президента на второй срок.
Бросая ретроспективный взгляд на историю Пакистана, возникает вопрос – действительно ли пакистанское общество обречено быть разделенным по социальному принципу – на военных и на гражданских; на попеременное существование при военных и гражданских администрациях? Уникальный пример в мировой новейшей истории! Строительство и развитие демократической системы в любой стране – вопрос исключительной сложности, требующий учета множества факторов – историю образования государства, этнические, религиозные, культурные мотивы и т.д. Но в примере Пакистана развитие демократических традиций и институтов идет не в русле борьбы политических оппонентов, а между гражданским электоратом в целом и частью самого государственного аппарата – армией, которая приходит к власти в условиях очередного экономического кризиса в стране, резкого обострения военной обстановки на границах или коллапса гражданских администраций.
Сценарий привычный – захват власти, введение военного или чрезвычайного положения. Но каждый генерал, придя к власти в Пакистане, в дальнейшем не «делился» ею с гражданскими правительствами, функционировавшими при его режиме, а переписывая Конституцию, наделял себя полномочиями главы исполнительной власти, т.е. президента. Однако осознание «недемократичности» длительного пребывания военных у власти, подталкивало каждого из них к разработке механизма передачи или последовательной трансформации военной власти в гражданскую. Так было при генералах М. Айюб-хане, Ага Мухаммад Яхья-хане, М.Зия-уль-Хаке.
Подобный вопрос встал и перед П.Мушаррафом уже, начиная с 2002 г. после отмены режима чрезвычайного положения в стране. Но основная тяжесть решения этого вопроса пришлась на прошлый, 2007 г. год. Осуществлению формулы — гражданский президент с военным бэкграундом П.Мушарраф и премьер-министр Беназир Бхутто, председатель массовой Пакистанской народной партии – помешала смерть последней в декабре 2007 г. К сотрудничеству с широким альянсом гражданских сил военные в лице П.Мушаррафа оказались не готовы. Он ввел режим чрезвычайного положения (3 ноября – 15 декабря 2007 г.) в Пакистане в ответ на непослушание третьей власти – судейского сообщества — признать итоги президентских выборов, и в результате лишь многократно приумножил число политических оппонентов.
Все последние девять лет опорой режима генерала-президента П.Мушаррафа были вооруженные силы. С ним считались. Армия была представлена в политике первым лицом государства, что также позволяло ему достаточно успешно развернуть компанию по борьбе против терроризма на пограничных с Афганистаном территориях Северо-Западной пограничной провинции/СЗПП. Начиная с конца сентября 2001 г. Пакистан стоит на передовой борьбы с исламским экстремизмом. Пакистанская армия принимала непосредственное участие в боевых действиях против боевиков «Аль-Каиды» и движения Талибан. Армия была брошена на решение внутренних конфликтов — именно ее спецподразделения штурмовали «Красную мечеть» в июле 2007, где укрывались религиозные экстремистские элементы.
П.Мушарраф значительно укрепил и расширил социальные позиции армии в современном пакистанском обществе. Еще 10 ноября 2007 г. правительство Пакистана одобрило поправку к Закону об армии от 1952 г., согласно которой ей ( армии) предоставлялись широкие полномочия. В ведение военных трибуналов передавались такие гражданские судебные дела, как измена родине, антиправительственная агитация, нападение на армейский персонал и т.д.
Армия имеет прочные позиции в экономике Пакистана, и не позволит их потеснить.
Гражданская оппозиция в лице политических партий – Пакистанской народной партии/ПНП и Пакистанской мусульманской лиги (Наваз Шарифа)/ПМЛ (Н) приняла участие во всеобщих парламентских выборах, но, одержав победу, в дальнейшем отказалась не только от сотрудничества с уже «гражданским» президентом, бывшим начальником штаба сухопутных сил, но начала яростное наступление на него. Много было личных претензий к П.Мушаррафу, прежде всего со стороны Наваз Шарифа, который сумел поднять против экс-президента депутатский корпус законодательных собраний всех четырех провинций Пакистана – Панджаба, Синда, Белуджистана и Северо-Западной пограничной провинции.
Представляется, что коалиционное правительство предпримет ряд шагов по ограничению влияния армии, будет проведена определенная реорганизация в высших эшелонах власти, Совете национальной безопасности и т.д.
Трения между гражданскими силами и армией могут возникнуть, в первую очередь, по вопросу расходования иностранной военной помощи, направляемой западными партнерами, прежде всего, США на борьбу с терроризмом.
Асиф Али Зардари, сопредседатель Пакистанской народной партии, неоднократно обвинял П.Мушаррафа, а также пакистанские службы безопасности в причастности к «исчезновению финансовых средств», получаемых Пакистаном от США и других союзников. «Мы говорим о 700 миллионах долларов исчезающих ежегодно», — заявлял он.
Но в целом, коалиционное правительство не сможет исключить армию из процесса принятия политических решений. Если сегодня коалиционное правительство Пакистана делает ставку на переговорный процесс с боевиками ряда пуштунских племен Северо-Западной пограничной провинции Пакистана, то в начале 2009 г., после церемонии инаугурации нового президента США, вероятно стартует новый этап борьбы с глобальным терроризмом на территории Афганистана, и на передние рубежи вновь будут брошены армейские подразделения Пакистана, роль армии в политических процессах страны вновь зазвучит.
Несмотря на перипетии внутриполитической жизни, борьба с терроризмом в приграничных районах с Афганистаном, является одной из приоритетных задач пакистанской армии. Именно этим объясняется молниеносный визит начальника штаба вооруженных сил Пакистана генерала А.Кияни в Кабул сразу же после краткой церемонии прощания с Первезом Мушаррафом после его отставки. Цель визита — проведение трехсторонних переговоров в столице Афганистана по вопросу о взаимодействии при проведении военных операций против боевиков в зоне пуштунских племен.
Сегодня встает вопрос – какую позицию займет армия, лично генерал А.Кияни по ключевым внешним и внутренним вопросам развития страны. Многие иностранные обозреватели утверждают, что армия сохранит свое влияние на политические процессы в Пакистане и после ухода президента П.Мушаррафа. И учитывая наличие глубоких разногласий внутри современной гражданской коалиции, которые могут спровоцировать мощные социальные конфликты, гарантом устойчивости структуры государственной власти в Пакистане является армия.