- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израильские эксперты об убийстве иранского физика-ядерщика Мохсена Фахризаде

Известный иранский ученый-ядерщик,  д-р Мохсен Фахризаде, занимавшийся ядерной программой Исламской Республики, был убит  днем в пятницу, 27 ноября, в 90 км к востоку от Тегерана. Попытки врачей спасти его жизнь не удались. Иран подтвердил факт его смерти. Убитый — один из основателей и руководителей иранской ядерной программы.

Издание New York Times сообщило, со слов трех источников в правительстве и спецслужбах, что успешное покушение на руководителя военных ядерных программ Ирана — дело рук Израиля. Издание подчеркивает, что США могли быть проинформированы о предстоящей акции.

Военный обозреватель издания «Гаарец» Йоси Мельман считает, что убийство Фахризаде является оперативным, психологическим, а также профессиональным ударом по иранскому режиму. «Это — удар по верховному лидеру Али Хаменеи, и особенно — по Корпусу стражей исламской революции, а также тем, кто отвечает за ядерную программу Ирана»,— пишет эксперт.

Мельман утверждает, что Фахризаде был известен прежде всего тем, что руководил «оружейной группой» — заключительным и важным этапом в процессе создания ядерного оружия, разработкой боеголовок для ракет, как средства его доставки. «В свое время военная ядерная программа  «Имад» была разоблачена разведывательными организациями Израиля, ЦРУ и, в конечном итоге, МАГАТЭ. Иран, как обычно, отрицал, что работал над военной ядерной программой. Позже выяснилось, что программа «Имад» действительно была заморожена в 2003 году, но позднее возобновлена под эгидой Министерства обороны Ирана и получила название SPND».

Он пишет о том, что название программы SPND было объявлено премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху на пресс-конференции в конце апреля 2018 года, на которой он также показал фотографию Фахризаде. Сообщалось, что тот ушел в подполье, зная, что его разыскивают «Моссад» и другие спецслужбы.

«На той же пресс-конференции Нетаньяху сообщил о разведывательной операции в январе 2018 года, в ходе которой «Моссаду» удалось контрабандой вывезти ядерный архив из Тегерана и доставить его в Израиль. Операция и последовавшие за ней разоблачения дали толчок президенту США Дональду Трампу, который отказался от «ядерной сделки» с Ираном, а затем ввел более жесткие санкции против иранского режима и его высокопоставленных чиновников»,— пишет автор.

Мельман также отмечает, что  в день убийства Фахризаде Нетаньяху опубликовал видео, в котором рассказал о своих действиях за неделю, добавив: «Я не могу рассказать вам все». Трамп продолжал игнорировать спецслужбы и Пентагон, которые отказались комментировать убийство, и поделился в своем личном «Твиттере» двумя твитами, которые касались убийства и его значения.

По мнению эксперта заявления Нетаньяху и Трампа можно интерпретировать как психологическую войну в попытке обострить напряженность между Ираном, США и Израилем. Эта напряженность усилилась в последние недели на фоне сообщений, что президент США рассматривает возможность нападения на ядерные объекты Ирана перед тем, как покинуть Белый дом. Однако, как считает эксперт — шансы на это невелики.

Однако в заключении он  напоминает, что при всей важности достижения спецслужб, организовавших покушение — незаменимых людей нет. «То же верно и в отношении генерала-ядерщика, как бы важен он ни был. Фахризаде можно найти замену — не менее талантливого человека, чем он».

Израильский военный аналитик Рон Бен-Ишай считает, что ликвидацию Фахризаде можно приравнять к ликвидации генерала КСИР Касема Сулеймани в начале 2020 года. «Оба они были «тикающей бомбой» в широком смысле этого понятия — то есть людьми, державшими на мушке противников своей страны. Так же, как Сулеймани возглавлял диверсионные попытки Ирана по созданию террористической сети вокруг Израиля и по всему Ближнему Востоку, также Фахризаде возглавлял иранский ядерный проект»,— пишет Бен-Ишай.

Однако автор призывает не питать иллюзий. «Ликвидация Фахризаде не ликвидирует иранскую ядерную программу. У него были ученики и последователи. Они продолжат работать. Но ликвидация нанесла серьезный психологический удар по Корпусу стражей исламской революции и по ученым-ядерщикам»,— пишет автор, соглашаясь с Йоси Мельманом из «Гаарец» .

Вместе с тем, как утверждает Бен-Ишай, в руководстве Ирана бушует гнев и жажда мести. «Руководству придется решать – проявить терпение, чтобы дождаться дружественной администрации Байдена и добиться от нее снятия санкций, или поддаться эмоциям и предпринять акт возмездия – причем одновременно и за Фахризаде, и за Сулеймани. Поэтому следует готовиться к любому варианту развития событий».

Военный обозреватель «Едиот ахронот»  Алекс Фишман пишет о том, что руководящим принципом Израиля в борьбе против иранской ядерной программы является постоянная атака: инициатива, помехи иранским планам и попытка задержать продвижение Ирана любым способом. «Иранские планы по созданию ядерной бомбы нельзя уничтожить одним ударом. С другой стороны, в звеньях иранской цепочки по созданию бомбы нет пуленепробиваемых фрагментов. Эта война включает в себя атаки на ядерные объекты любыми путями — от экономического давления до кибернетических атак. Кроме того, неотъемлемой частью этого плана является атака на человеческий фактор — создателей, руководителей и помощников».

Анализируя нынешнюю ситуацию автор призывает израильское руководство вспомнить, почему секретные операции называются именно так, а не иначе. Когда Израиль решает провести тайные операции или же в случае операций, которые только приписываются еврейскому государству, речь идет о четком ступенчатом плане. Это начинается с идеи в организации, которая инициирует операцию – в ЦАХАЛе, ШАБАКе или «Моссаде», проходит серьезное обсуждение, сбор информации, проверка альтернатив, десятки обсуждений, которые проверяют все детали сценария и возможные последствия процесса.

«Однако, в последние два года безумие израильского руководства бахвалиться секретными операциями, которые не просто так называются секретными, начало наносить серьезный удар по имиджу страны. Израиль, который берет ответственность – прямо или намеками, за секретные операции, собственными руками практически заставляет врага реагировать. И эту безответственную политику необходимо прекратить, и немедленно»,— заключает Фишман.