- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Цифровая Турция. Часть 4

Турецкий рынок и турецкая индустрия информационных технологий привлекают к себе не слишком большое внимание в среде отечественных экспертов. Возможно, причиной этого следует считать то, что Турция рассматривается в качестве страны, находящейся на периферии прорывных индустрий, включая IT. Достаточно любопытно, что вплоть до настоящего времени Турция, у российского населения, ассоциировалась, прежде всего, с недорогими потребительскими товарами и отдыхом по системе «все включено». При том, что Турция за последние годы сделала очевидные миру, в том числе, и российской публике, достаточно большие шаги в вопросе перехода к производству товаров с высокой добавленной стоимостью, который чем дальше, тем сложнее будет игнорировать.

Пытаясь следовать в ногу со временем, при Администрации президента Турции в 2018 году был организован Офис по цифровой трансформации.

В прошлой Части публикации (Часть 3 доступна по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=74467) мы приступили к рассмотрению некоторых инициатив-проектов, которые, к настоящему времени, были официально запущены в стране.

Прежде всего, повторим ещё раз наименования тех проектов, которые запущены при непосредственном участии Офиса по цифровой трансформации Администрации президента Турции: «Открытые данные» (AçıkVeri), «Цифровая Турция» (Dijital Türkiye), «Электронная переписка» (e-Yazışma), «Марафон идей» (Fikir Maratonu), HackZeugma, HackIstanbul, Kamu.Net, «Kaysis», «Одна остановка» (Tek Durak), «Турецкий проект мозга» (Türk Beyin Projesi), «Национальный словарь данных», «Кибер-кластер» (Siber Kümelenme), «81 кибер-герой» (по числу турецких провинций, 81 Siber Kahraman).

Продолжаем рассматривать турецкие инициативы в сфере IT-технологий.

«Открытые данные» (AçıkVeri):

Как сообщается Офисом по цифровой трансформации Турции: «Портал Открытых данных — это проект по обмену данными, который генерирует ценность из анонимных и конфиденциальных данных, которые будут представлены нашим гражданам и ученым».

Можно сказать, что портал Открытых данных – это попытка сбора Big Data, на фоне того, что у Турции нет своей собственной поисковой системы по аналогии с Google и Яндекс, и нет своей собственной социальной сети – как то, в частности, Facebook и ВКонтакте. Именно это является главными источниками Больших данных для тех стран-игроков, которые всерьез занимаются подобными вопросами.

Такие ограничения заметно снижают возможности Турции в условиях, когда обладание большими массивами регулярно обновляемой информации дает стране стратегическое преимущество.

В определенной степени, сбор необходимой информации можно осуществлять через операторов мобильной связи, через интернет-провайдеров и через платежные системы Master Card / Visa (в Турции нет своей собственной платежной системы, по аналогии, с пока ещё не получившим большого распространения российским «Миром» — И.С.).

В той мере, в какой те, кто оказывают услуги связи или расчетов, связаны законодательством в сфере обработки персональных данных и готовностью частных компаний к кооперации. Заметим, что на этом пути – множество законодательных и этических препятствий. Потому как понятно, что ни операторы связи, ни платежные системы в своей линейке продуктов не держат такой «товар», как «продажа Big Data», собранных ими по роду деятельности.

Впрочем, примером подобной кооперации можно считать, допустим, сотрудничество между платежной системой «Mastercard» и турецкими представителями индустрии гостеприимства, когда платежная система дает большой массив информации о том, туристы какой национальности сколько и на что тратят деньги в Турции рассчитываясь картами этой платежной системы. Впрочем, это – переработанные статистические данные, представленные в виде обобщенной статистики и очищенные от персональных данных. А, следовательно, ничего не нарушается и для такой деятельности специальных разрешений не требуется. Разумеется, что у компании – свой интерес к тому, чтобы реализовывать подобный проект.

Но, тем не менее, невзирая на наличие подобного рода точечных проектов, в немалой степени полезных для турецкой экономики, подчеркнем, что главных данных у Турции нет – они могут быть почерпнуты из того, что в Турции отсутствует: социальная сеть и поисковая система. Именно они могут дать большой массив информации, причем информации динамически меняющейся во времени.

Отсюда и желание Турции построить систему «Открытых данных». Как сообщает Офис по цифровым трансформациям Турции, собираемые для проекта данные: «нужны для развития искусственного интеллекта и инновационных технологий. Однако ограниченный доступ к необходимым данным препятствует развитию. В рамках проекта «Открытые данные» создается ценность из данных для развития искусственного интеллекта и инновационных технологий в нашей стране, путем обеспечения обмена всеми видами анонимных и конфиденциальных данных».

Цитируем Офис по цифровой трансформации касательно собираемых данных:

«Открытые данные определяется как данные, которые могут обрабатываться, использоваться и изменяться третьими сторонами. Открытые данные не подлежат никаким механизмам контроля или ограничениям.

Какие типы данных включены в концепцию Открытые данные и почему они должны быть открытыми — в настоящее время обсуждаются, и в этой области было проведено множество академических исследований.

Открытые данные обеспечивают возможность взаимодействия для отдельных лиц / организаций. Совместная работа позволяет повысить эффективность научных исследований и создать интерактивную экосистему.

Будет обеспечено взаимодействие между издателями, которые открыто представляют данные, и государственными учреждениями, а управление, ориентированное на экономический рост, будет установлено посредством эффективных, прозрачных и подотчетных государственных услуг.

Открытые данные смогут использоваться в различных университетских публикациях, в книгах, в результатах академических исследований и т.д. Они будут применяться в планировании, разработке политики, создании новых механизмов стимулирования, создании возможных новых форм сотрудничества и сокращении бюрократических процессов.

Анонимизация данных важна для Открытых данных. Анонимизация — это операции преобразования, выполняемые над полуописательными атрибутами моделями конфиденциальности, чтобы предотвратить раскрытие данных, содержащих идентификационную и конфиденциальную информацию.

Благодаря анонимизации затрудняется или предотвращается раскрытие идентификационной информации и конфиденциальных данных тех, кто участвует в сборе больших данных.

Наш Офис (Офис по цифровой трансформации – И.С.) осознает необходимость защиты и обеспечения конфиденциальности личных данных. Он использует подход разработки инновационных моделей конфиденциальности данных, особенно, таких технологий, как «Федеративное обучение» и «Дифференциальная конфиденциальность». Офис по цифровой трансформации при президенте Турции проложит свой путь для создания ценности из данных за счет обмена конфиденциальными данными через портал Открытые данные для использования данных в исследованиях и технологиях искусственного интеллекта».

Отметим, что краткий анализ того, что происходит в вопросе так называемых «открытых данных» в Турции показал, что главным сборщиком подобных данных пока является муниципалитет Стамбула.

Прочие структуры, в этом смысле, достаточно серьезно отстают. Надо отметить, что сама по себе эта идея не является очевидной – сложно представить себе «без обязаловки» сбор данных от организаций и частных лиц, которые потом превратятся в нечто имеющее ценность с точки зрения возможности эти данные, хотя бы, как-то интерпретировать, не говоря уже об использовании этих данных с целью машинного обучения чему бы то ни было имеющему практическое «народно-хозяйственное значение». Плюс к тому, не совсем понятно, какого рода данные ещё надо собирать в дополнение к тому, чем, допустим, занимается официальная статистика в лице Турецкого агентства по статистике (TÜİK). А чем не занимается Агентство по статистике – все есть в интернете у «операторов больших данных». Похоже, что, не создав собственного оператора, эту задачу не решить. Ну или же надо заниматься нелегальным сбором информации, причем, что характерно, на государственном уровне.

«Цифровая Турция» (Dijital Türkiye)

Про сайт электронного правительства Турции несколько слов мы уже сказали ранее. Тем не менее, следует отметить то, что с 2018 года этот проект реализуется в рамках общей стратегии по «цифровой трансформации» Турции. Уместно обратиться к тем достижениям, о которых на пути цифровизации государственных услуг говорит Офис по цифровой трансформации при администрации президента Турции.

Как отмечается Офисом, в рамках его миссии по подготовке дорожной карты цифровой трансформации и по созданию цифровой экосистемы, с целью предоставления на платформе «Цифровая Турция» услуг с высокой добавленной стоимостью, а также с целью предоставления интегрированных услуг высокого качества, осуществляется совместная работа с государственными учреждениями, с местными органами власти и с частным сектором.

Как отмечается Офисом по цифровой трансформации: «В результате нашей работы в сотрудничестве с соответствующими учреждениями с целью оцифровки государственных услуг, по состоянию на 21 сентября 2020 года, число пользователей платформы «Цифровая Турция» достигло 50,2 миллиона, а на цифровом портале Турции предоставляется 5171 услуга от 679 различных ведомств».

При этом, как сообщается Офисом по цифровой трансформации, целью является увеличение количества услуг с высокой добавленной стоимостью на платформе «Цифровая Турция», расширение объема этих услуг и обеспечение турецких граждан удобным интерфейсом. Как отмечается Офисом по цифровым трансформациям, к настоящему времени, составлен перечень услуг, подлежащих «оцифровке» и внесению на платформу «Цифровой Турции». Для этого перечня также подготовлен календарь работ.

«Электронная переписка» (e-Yazışma)

Как отмечается: «Проект электронной переписки, который был инициирован для обеспечения безопасности официальной переписки между государственными учреждениями и организациями в электронной среде, осуществляется под руководством нашего Офиса по цифровой трансформации».

В частности, в рамках проекта «Электронная переписка», официальная корреспонденция, которая будет передаваться между государственными учреждениями, и структура пакета, который будет содержать их метаданные и электронные подписи, определены, а также введен механизм шифрования, который обеспечит безопасную передачу документов между учреждениями. Также был разработан программный интерфейс (API), который все государственные учреждения и организации могут интегрировать в свои системы электронного документооборота. Первая версия этого программного интерфейса была опубликована в декабре 2011 года. Также разработано подробное техническое руководство по электронной переписке, в котором подробно описывается, как работает весь этот механизм.

2 февраля 2015 года в так называемой «Официальной газете» было опубликовано Положение о процедурах и принципах, применяемых в официальной переписке за №29255. Таким образом, была подготовлена правовая основа для электронной переписки в стране. Это Положение сделало обязательным исполнение регламента электронной переписки для государственных ведомств и организаций.

В Техническом руководстве по электронной переписке, подготовленном в рамках этой области, дается общая информация об исследованиях интеграции между учреждениями и подробно объясняется дизайн пакета электронной корреспонденции, разработанный в рамках проекта. Чтобы удовлетворить дополнительные потребности, возникающие в процессе электронной переписки, версия интерфейса API v1.1 была опубликована в марте 2014 года, v1.2 — в мае 2015 года, v1.3 — в феврале 2016 года и v2.0 — в августе 2020 года.

Помимо обновлений предыдущей версии, в разработанной версии v2.0 были внесены радикальные изменения в структуру пакета электронной переписки. Основные особенности пакета электронной корреспонденции в опубликованной версии v2.0 заключаются в следующем:

Стало возможным использовать идентификационные коды учреждений и идентификационные коды единиц как для отправляющих, так и для принимающих учреждений.

Kamu.Net

Это – ещё один проект, направленный на то, чтобы обеспечить более безопасную коммуникацию между государственными учреждениями Турции (от слова «kamu» — то есть «государственный», то есть, название проекта читается как «государственная.сеть»).

Как отмечается, Kamu.Net – это сеть, созданная для снижения рисков в сфере кибербезопасности, которая осуществляет обмен данными между государственными учреждениями и организациями через виртуальную сеть, закрытую для Интернета и, таким образом, более безопасную.

Офис по цифровой трансформации Турции начал работу над сквозным шифрованием сети, чтобы обеспечить передачу данных, совместно используемых в сети KamuNet, на уровне безопасности, совместимом с ее конфиденциальностью.

В рамках проекта, используются «местные и национальные» устройства шифрования, а также местные алгоритмы шифрования. Через это поставлена задача обеспечения самого высокого уровня безопасности.

Как отмечается Офисом по цифровой трансформации через обеспечение безопасности сети Kamu.Net достигаются и косвенные выгоды, которые включают: увеличение возможности мгновенного реагирования с помощью центральной инфраструктуры управления в чрезвычайных ситуациях, мониторинг непрерывности обслуживания, получение статистики и отчетности о случаях использования сети.

Kaysis

Kaysis – это интегрированная система управления данными из единого центра, наряду с системой государственных услуг. Она включает в себя сведения об организационной структуре государственных учреждений и ведомств, предоставляемых услугах, контактные данные, сведения о руководящем составе организаций и проч. Можно сказать, что эта система дает целостное представление об административном устройстве Турецкой Республики и о том, как функционируют его отдельные органы.

В частности, через реализацию проекта, достигаются следующие цели: