- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Реакция в Иране на убийство Мохсена Фахризаде

Почти все израильские газеты опубликовали в воскресенье 29 ноября фотографию ликвидированного в истекшую пятницу главы иранской национальной атомной и ракетной программы Мохсена Фахризаде Махабади.  62-летний ученый, по официальной версии, занимал пост главы Организации исследований и инноваций Министерства обороны. Его изобразили в центре мишени. Действительно, израильская внешняя разведка  «Моссад»  пыталась ликвидировать его в течение многих лет. И вот, написала в субботу крупнейшая и старейшая  иранская газета «Кейхан», на жизнь этого ныне «шахида» совершено фантастически дерзкое покушение на бульваре Мустафы Хомейни в г. Абсард Демавенд в тегеранском мегаполисе, когда из проезжавшего транспорта обстреляли автомашину, в которой он ехал с телохранителями. В ученого были попали 4 пули, раненого перевезли  вертолетом  в одну из тегеранских больниц, однако врачам не удалось его спасти. Как написала «Кейхан», Фахризаде  был единственным иранским ученым, имя которого назвал премьер-министр Б.Нетаньяху, демонстрируя на своей знаменитой пресс-конференции 1 мая 2018 г. переправленный в Израиль архив документов иранской атомной программы. Израильскому премьеру приписывают и слова о том, что «мы о нем еще услышим, запомните это имя». Газета Jerusalem Post несколько лет назад писала о том, что личность Фахризаде  в увязке с иранской атомной программой была установлена еще в 2003 г. инспекторами МАГАТЭ, проводившими исследования в различных регионах страны. Его имя в 2017 г. было внесено в санкционные списки против иранских физических лиц, составленные ООН.

Стоит упомянуть, что с пятницы 27 ноября поток публикаций об этом ученом активизировался, причем не совсем понятно, какой же действительно пост занимал Фахризаде. СМИ именуют его «отцом иранской атомной и ракетной программы». Утверждалось, что ученый  руководил всей иранской программой разработки ядерного оружия. Пресс-служба военного ведомства в сообщении о теракте определила должность погибшего как «глава Организации исследований и инноваций Министерства обороны». Однако международные СМИ пишут, что эта должность была официальным прикрытием, на самом деле он курировал реализацию национальной атомной программы во всех ее аспектах, включая ракетные  средства доставки атомного заряда.  Об этом ученом также пишут как о руководителе  специальной иранской программы под названием «Амад», которая касалась взрывчатых веществ и их транспортировки ракетной техникой, то есть по сути – ядерных боеголовок для реализации бомбовых ударов.  В таком контексте, весной 2018 г., Б.Нетаньяху назвал этого ученого «мозгом» всей иранской ядерной программы.  Его ликвидация представляет собой для исламского режима не только поражение в сфере разведки и информации, но и беспрецедентный удар по реализации национальной яжерной программы.  Только неделю назад Иран объявил о своих планах поднять уровень обогащения урана до 20%, нарушая тем самым взятые на себя венскими договоренностями – СВПД – обязательства, запрещающие, кстати, и установку и эксплуатацию центрифуг нового поколения, которые дают возможность обогащать уран со скоростями,  многократно превышающими разрешенные.

Как передал 29 ноября ТВ канал Iran International, Фахризаде – именно тот человек, который олицетворял собой военный аспект иранской ядерной программы, от которой ИРИ все эти годы решительно открещивалась. Именно поэтому, иранские СМИ, в том числе – популярный сайт Fars News  определяют д-ра Фахризаде  как одного из «руководителей военной промышленности, которые долгие годы неустанно трудился в этой важной сфере, снеся достойный вклад в развитие оборонного потенциалы страны. Его смерть, однако, не сможет остановить продвижение наших планов». Как пишет уже упомянутая газета «Кейхан», «Ликвидация сионистским режимом этого выдающегося ученого нашей страны, в очередной раз показывает, что это раковое образование прикладывает все усилия для того, чтобы остановить научный прогресс, и на этом пути они не они брезгуют никакими грязными акциями.  То, что произошло в Абсарде – лишь одно из сотен террористических злодеяний сионистского режима, чинимых на просторах вселенной, при защите и попустительстве США и стран Европы. Мы ответим око за око».  Иранские СМИ немедленно связали убийство ученого с Израилем, что вполне вписывается в донельзя демонизированный образ главного, наряду с США, врага, «неустанно плетущего нити заговоров  против исламского Ирана».  В последние годы в Иране сообщали, как минимум, о пяти  отечественных  специалистах, связанных с национальной ядерной программой, на которых были совершены покушения, и все акции по их ликвидации были приписаны Израилю.  Попытки найти авторов этих терактов  заканчивались неудачей, хотя в Иране не раз объявляли о поимке тех или иных лиц, которые под жестокими пытками «сознавались» в причастности к этим деяниям и брали на себя ответственность за них. Потом эти люди, как правило, бесследно исчезали.

Первыми отреагировали на гибель Фахризаде иранские силовики. Генерал КСИР Хосейн Дехкан, экс-министр обороны ИРИ, а ныне военный советник верховного лидера ИРИ аятоллы Али Хаменеи, пообещавший выдвинуть свою кандидатуру на пост иранского президента на намеченных на июнь 2021 г. выборах,  заверил, что исламский режим  самым решительным образом покарает Израиль. В своем аккаунте в сети Twitter,  генерал написал, что месть будет «жестокой и болезненной». По его словам,  «сионисты пытаются максимально усилить давление на Иран,  объявляя нам полномасштабную войну. Но реакция ИРИ будет такой, что заставит их раскаяться в этом».  Высказался и нынешний командующий КСИР генерал Хосейн Салами, заявивший, что  «мы уже отомстили Израилю, но он даже не подозревает, что именно мы сделали».     В субботу 28 ноября президент ИРИ Х.Роухани охарактеризовал убийство Мохсена Фахризаде как «ловушку сионистского заговора» с целью дестабилизации режима, и, не упомянув Израиль, призвал к «жесткому наказанию» причастных к теракту.  Апелляция Х.Роухани к заговору связана с появившимися в последнее время  сообщениями о планах «врагов» поднять и усилить давление путем санкций, а также реализовать бомбардировку атомных инфраструктур ИРИ со стороны США.  Вот почему президент связал ликвидацию Фахризаде  с попытками США интенсифицировать  давление на Иран в последние недели пребывания Д.Трампа в Белом доме. Ответ, заявил Х.Роухани, «будет вовремя и подобающим». При этом, отметил президент, убийство Фахризаде не приведет отставанию в реализации национальной  ядерной программы.

Реакция аятоллы Али Хаменеи  была более лаконичной, он потребовал сурового наказания причастных к теракту, не выделяя при этом Израиль. Местные СМИ интерпретировали его слова следующим образом – Хаменеи не хотел бы  необдуманного реагирования до полного выяснения всех обстоятельств, опасаясь  воспламенить весь регион.  Такая реакция вполне объяснима: в последние недели иранские лидеры  заявляют, что  их политикой по отношению к угрозам Д.Трампа будет  «стратегическое терпение» и ожидание завершения «эпохи Трампа». Очевидно, на таком фоне, трудно ожидать немедленной и жесткой реакции на ликвидацию Фахризаде.  Вероятнее всего, до смены президента в США возмездие вообще не последует, пишут оппозиционные иранские СМИ.

Парадоксальным образом, ликвидация Фахризаде обострила внимание к состоянию военного потенциала страны, возможностям местных силовиков противостоять внешним вызовам. В этом плане показательна демонстрация активистов консервативного лагеря, собравшихся у здания Высшего совета национальной безопасности в Тегеране, которые поднимали транспаранты с надписями о том, почему за  много месяцев, прошедших со времени ликвидацией американцами генерала  Касема Сулеймани, так и не совершено возмездие?  Этот вопрос переместился и на страницы иранских СМИ: ликвидация «отца иранской атомной и ракетной программы», ставит трудные вопросы, в том числе такой: «почему Иран, постоянно угрожая смертью своему заклятому врагу — сионистскому режиму, не может сберечь жизни тех, кто реализует важнейший государственный проект». Оппозиционные медиа убеждены в том, что силовые структуры и органы безопасности ИРИ абсолютно беспомощны, когда речь идет о поиске  тех, кто совершает теракты, но всегда ставят себе в заслугу «успешную» борьбу с демонстрантами и мятежными студентами. В последние годы можно насчитать достаточно много подрывных актов, нанесших в той или иной мере ущерб национальной ядерной программе, но ни в одном случае реальных следов исполнителей обнаружено не было.  В качестве примера можно привести вывоз из Ирана в Израиль  в 2018 г.  целого грузовика с секретными документами по ядерной программе. Возьмем недавний пример – подрыв летом нынешнего года цеха по монтажу центрифуг на заводе в Натанзе. Где пресловутая сила КСИР и его элитных подразделений? В Иране стало уже рутиной, называть в каждом случае известный адресат  диверсий – Израиль, но разве не Израиль не раз говорил, что не допустит овладения Ирана атомным оружием.  За все последние 12 лет, когда иранская  ядерная программа постоянно сталкивается с подобным «вредительством», иранские силовики не арестовали ни одного конкретного человека, причастного к подобным актам.