- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О военной доктрине Государства Израиль

Военно-политическое руководство Государства Израиль уделяет повышенное внимание развитию вооруженных сил, рассматривая их в качестве основного гаранта безопасности страны и надежного инструмента проведения своей политики, как в пределах государства, так и на международном уровне. Израильские вооруженные силы в настоящее время располагают разработанной военной доктриной, в целом отвечают современным требованиям, укомплектованы профессионально подготовленным личным составом.

Военная доктрина Израиля формировалась одновременно с созданием еврейского государства. Она постоянно обновлялась и совершенствовалась в соответствии с развитием политического курса руководства страны, требованиями региональной и международной обстановки, изменениями в соотношении баланса сил между Израилем и арабскими государствами, появлением более современных средств ведения вооруженной борьбы. Однако традиционно сохраняется ставка на оказание силового давления на потенциального противника.

Израильская военная доктрина представляет собой совокупность официально принятых взглядов военно-политического руководства на угрозы национальной безопасности государства, характер возможной войны, способы и формы ее ведения, военное строительство и подготовку страны к войне.

По мнению израильского военного командования, цель войны заключается в нанесении противостоящей стороне решительного военного поражения, уничтожении или максимальном ослаблении военного и экономического потенциала противника путем применения всех имеющихся средств ведения вооруженной борьбы, принуждении его к подписанию мирных договоренностей на условиях Израиля.

Правительство Государства Израиль в качестве своих основных противников рассматривает Исламскую Республику Иран, ливанскую шиитскую организацию «Хизбалла», движение исламского сопротивления ХАМАС. При этом принимается во внимание возможность ведения военных действий на южном операционном направлении против отрядов «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) и ряда формирований исламистских группировок, действующих на Синайском полуострове.

Основным военно-стратегическим союзником Израиля являются США, которые официально гарантируют его безопасность и ежегодно оказывают значительную военно-экономическую помощь. Израильтяне не имеют реальных союзников непосредственно в регионе Ближнего Востока. В настоящее время, несмотря на намерение международных посредников добиться продвижения в ближневосточном урегулировании, израильская военная доктрина по-прежнему строится с учетом наличия враждебного окружения арабских стран и носит характер «превентивного активного реагирования» на возможные кризисные ситуации. Ее главной составляющей является «стратегия устрашения», основанная на принципе «неизбежности наказания агрессора». Израильтяне считают, что успехи в прежних войнах против арабов и захват территорий противника явились «сдерживающим фактором», предостерегающим потенциальных противников от развязывания новых вооруженных конфликтов.

Израильское командование при разработке концепции применения вооруженных сил в региональных конфликтах учитывает незначительные размеры страны и отсутствие стратегической глубины, что приводит к необходимости немедленного переноса боевых действий на территорию противника. Ограниченность ресурсов, в первую очередь людских, практически исключает возможность ведения боевых действий в течение длительного времени и выдвигает необходимость быстрого разгрома противостоящей группировки противника.

Командование ВС Израиля считает основной формой ведения войны наступление путем проведения наземной операции с активным использованием авиации (на приморском направлении – воздушно-наземно-морской операции). При этом считается, что боевые действия должны носить скоротечный и решительный характер, сочетать широкий маневр войск и массированное применение высокоэффективных средств поражения на большую глубину. По мнению армейского руководства данная концепция, основанная на захвате и удержании инициативы, дезорганизации противника путем нанесения мощных ударов с различных направлений и лишении его группировки возможности восстановить свою боеспособность, приведет к успеху в ходе войны.

Военно-политическое руководство Израиля считает применение в войне оружия массового поражения крайним и наиболее мощным средством воздействия на противника. Однако его применение допускается в случае возникновения критической ситуации, когда цели не могут быть достигнуты при помощи обычных вооружений.

Израильская военная доктрина допускает возможность ведения превентивной войны или нанесения упреждающих ударов по важнейшим объектам в арабских странах в случае неизбежности возникновения вооруженной конфронтации или появления реальной угрозы безопасности Израиля. При этом наиболее вероятными могут быть следующие способы развязывания войны:

— внезапное наступление передовых группировок войск, заблаговременно созданных в мирное время;

— наступление после частичного мобилизационного развертывания
и ускоренного усиления передовых группировок войск;

— наступление после завершения всех мероприятий по мобилизационному развертыванию.

В ходе подготовительных мероприятий в войсках отрабатываются задачи по ведению боевых действий на двух основных операционных направлениях:

— северном – против Ливана и Сирии (рассматривается как основное);

— южном – против отрядов ХАМАСа, «Исламского джихада» и салафитских группировок, действующих в секторе Газа.

На данном этапе ситуация на границе с Египтом и Иорданией является наиболее стабильной. Угрозу безопасности еврейскому государству представляют подрывная деятельность палестинских организаций на Западном берегу р.Иордан и возможность распространение радикального исламизма с иорданской территории.

На восточном и южном направлении в основном отрабатываются действия подразделений и частей на случай проникновения на территорию Израиля боевиков террористических группировок с целью проведения диверсионных актов.

С учетом географического положение страны израильское командование уделяет значительное внимание ВВС как основному средству нанесения ударов по объектам инфраструктуры в глубине территории противника.

В сухопутных войсках усилия направлены на совершенствование бронетанковых (механизированных) и воздушно-десантных войск. Небольшим по численности, но хорошо оснащенным ВМС ставится задача по срыву планов использования корабельной группировки противника и нанесение ударов с морского направления. Израильские военные специалисты считают, что успех в современной войне достигается в результате согласованных действий всех видов вооруженных сил и родов войск. В связи с этим при планировании операций особое значение придается организации четкого взаимодействия между ними. Повышенные требования предъявляются к разведке, как основному виду боевого обеспечения.

Важным сдерживающим фактором считается поддержание постоянного качественного превосходства над вооруженными силами исламских государств, прежде всего Ирана, Сирии и Египта. Поэтому в Израиле осуществляется модернизация всех средств ведения войны. На современной технологической базе создаются новые виды вооружения и военной техники, прежде всего ракетной и бронетанковой, совершенствуются системы управления войсками и оружием, связи, разведки, в том числе с использованием космических средств, а также преобразуется организационно-штатная структура соединений и частей всех видов ВС. Однако, ведущая роль в достижении военно-технического превосходства над арабскими странами отводится сотрудничеству с Соединенными Штатами.

Основные положения военной доктрины Израиля выполняются на основе упомянутой концепции национальной безопасности государства «четыре вектора безопасности».

В целом военная доктрина Государства Израиль отвечает требованиям руководства страны по обеспечению национальной безопасности. С учетом изменения ситуации в регионе армейское командование пересматривает ее отдельные положения. При этом основное внимание обращается на возможность ведения боевых действий против вооруженных формирований, подобных боевым отрядам ливанской шиитской организации «Хизбалла» и движения исламского сопротивления ХАМАС, использующих тактику ведения партизанской войны и проведения спонтанных ракетных обстрелов.

Главное отличие ВС Израиля от армий других государств Ближнего Востока – это боеспособность, высокая степень боеготовности, отлаженная система мобилизационного развертывания и опыт ведения боевых действий. Израильтяне уступают им по количеству тактических, оперативно-тактических ракет и подвижных средств противовоздушной обороны, но имеют превосходство в ударной авиации, высокоточном оружии, средствах радиоэлектронной борьбы и управления войсками. По оценке западных военных специалистов, ВС Израиля являются наиболее боеспособными в Ближневосточном регионе и могут обеспечить надежную защиту своего государства.

В настоящее время ВС Израиля насчитывают 176,5 тыс. чел. и состоят из Сухопутных войск (133,0 тыс. чел.), ВВС (34 тыс. чел.) и Военно-морских сил (9,5 тыс. чел.). После отмобилизования резервов численность ВС может быть доведена до 621,5 тыс. человек. Общая численность военизированных формирований составляет до 40 тыс. человек. Планируется в течение пяти лет провести в вооруженных силах сокращения личного состава и довести ее численность до 174 тыс. человек.