- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Турция: о форуме TRT World. Часть 1

Пять лет назад, в 2015 году, свое полноформатное вещание начал турецкий канал TRT World – англоязычная телекомпания в структуре государственно теле- и радиовещательной компании Турции TRT.

Задача перед турецким телеканалом была поставлена достаточно понятная и амбициозная – создать свой собственный аналог мировым глобальным СМИ, включая BBC, CNN, Al Jazeera и Russia Today.

Пока воздержимся от оценок охватов аудитории турецкого глобального канала – он переживает рост и на фоне того, что 5 лет назад его не было, а сегодня он есть, любой успех смотрится огромным. Мы же ограничимся тем, что отметим из личного опыта, что к работе на TRT World привлечена серьезная команда журналистов, включая ведущих и корреспондентов из числа носителей языка. У TRT World — большая собственная студия в Стамбуле и немалые финансовые возможности. Бюджет телекомпании не разглашается, но о нем, все же, скажем чуть позже.

Однако, по всей видимости, одним из лучших индикаторов того, что работа проводится в нужном направлении является жесткая критика со стороны США. И это работает не только в случае России. Заметим, что, к слову сказать, это работает и в отношении Турции ровно таким же образом. Надо сказать, что по уровню своей «популярности» в США, конечно, Реджеп Тайип Эрдоган – не ровня Владимиру Путину, но играют они, точно, в одной «лиге». И весьма любопытно, что ровно таким же образом, как в России, и в Турции рассматривается критика в адрес той или иной инициативы: из серии, что, если это вызывает раздражение на Западе, то инициатива является «правильной и нужной».

В качестве яркого примера западной реакции на работу турецкого телеканала TRT World, отметим, что в 2019 году в американской газете «Вашингтон пост» вышла статья авторства Стивена Сталински под заголовком «Этот турецкий телеканал является пропагандистским рычагом Эрдогана. Американские эксперты должны перестать на нем появляться».

Для справки: Стивен Сталински является исполнительным директором Ближневосточного института медиа-исследований и автором книги «Американский предатель: взлет и падение прирожденного лидера Аль-Каиды в США Адама Гадана».

Про американский взгляд на Russia Today отечественная публика хорошо осведомлена и про то давление, которое, к примеру, на телеканал оказывается в США по всем направлениям, включая бойкотирование со стороны экспертов.

Про турецкий взгляд на свой собственный ресурс TRT World мы на сайте ИБВ будем ещё говорить и не раз, но хотелось бы присмотреться к риторике одного из влиятельных американских экспертов в адрес телеканала, который едва ли известен широкой российской публике. Запуск тестового вещания TRT на русском и контентное наполнение этого ресурса – это отдельный разговор. Мы говорим про международное вещание TRT World.

Позволим себе процитировать американского автора:

«К настоящему времени, уже многие американцы знают, что международная телекомпания RT является пропагандистским орудием режима президента России Владимира Путина. Но они могут быть менее знакомы с TRT World, англоязычной международной телевизионной сетью, которая является пропагандистским подразделением режима президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана».

Как мы говорили, неудивительно появление в одном предложении Russia Today и Владимира Путина с TRT World и Реджепом Тайипом Эрдоганом, которых пытаются всеми силами демонизировать.

Далее: «В течение нескольких недель после вторжения Турции в северо-восточную Сирию, получившего название (операция – И.С.) «Источник мира», (канал – И.С.) TRT World непрерывно освещал это событие с энтузиазмом, включая политиков и знаменитостей, восхваляющих военное наступление, мирных жителей Турции, демонстрирующих свой патриотизм, турецких меньшинств и сирийских беженцев, поддерживающих вторжение и многочисленных правительственных чиновников, продвигающих эту политику».

Вообще говоря, достаточно странно слышать такой комментарий: вряд ли бы турецкий государственный телеканал, а не оппозиционный канал, кои в Турции тоже имеются, стал бы осуждать или даже критиковать турецкую операцию. Более того, во время военных операций ВС Турции, вообще, не слишком приняты критические стрелы – они оставляются до «разбора полетов». В военное время, вообще-то говоря, критика скорее не принята, поскольку легко можно быть обвиненным (имеется в виду обвиненным общественным мнением – прим.) в национальном предательстве.

Но ситуацию американский журналист видит несколько иначе: «В то же время, по данным Комитета по защите журналистов, турецкое правительство запретило внутреннюю публикацию критических новостных сообщений и комментариев о военной операции. В середине октября (2019 года – И.С.) министр внутренних дел (Сулейман Сойлу – И.С.) объявил, что правительство приняло «необходимые меры» против 500 человек, задержав 121, которые «оскорбили операцию» «Источник мира» в социальных сетях, назвав ее вторжением. По сообщению Министерства (внутренних дел Турции – И.С.), два журналиста были арестованы за публикации в социальных сетях, освобождены условно и лишены права выезда за границу».

Вот как характеризует возможности телевизионного канала американский эксперт:

«TRT World сильно помогает турецким методам заставить замолчать критиков внутри страны, тратя миллионы на PR за рубежом. Запущенный в 2015 году, канал вещает 24 часа в сутки, семь дней в неделю, его штаб-квартира находится в Стамбуле, а вещательные центры — в Лондоне, Вашингтоне и Сингапуре. (Канал) TRT World заявляет, что его спутниковая, кабельная и цифровая связь обслуживает 260 млн домохозяйств в 190 странах. Он широко доступен в США, в том числе в кабельных службах, таких как: Comcast, Cox и Verizon».

Вот какие претензии у американского журналиста к создаваемому со стороны TRT World контенту:

«Контент, который TRT World производит и распространяет, в том числе, среди своих 2,1 миллиона подписчиков в Facebook, в значительной степени направлен на то, чтобы изменить восприятие международной англоязычной аудитории в пользу целей внутренней и внешней политики правительства Эрдогана. Хотя бюджет TRT World не разглашается, в 2016 году Financial Times сообщила, что отраслевые аналитики оценили его годовые текущие расходы в 77–155 миллионов долларов».

На самом деле, доводы американского эксперта можно было бы принять, если бы он выдвигал претензии по поводу того, что турецкий телеканал пытается менять восприятие англоязычной аудитории американской внешней и, в особенности, внутренней политики.

В этом смысле, не секретом уже является тот специфичный, выразимся мягко, подбор экспертов, которым отметился канала «TRT на русском» и тот контент, который в тестовом формате создается на их Telegram-канале на русском языке. При запуске подобного канала можно было бы ожидать, что канал будет распространять, в первую очередь, информацию, касающуюся того, что связано с Турцией и с её политикой, экономикой, туризмом, культурой и прочее. То есть, продвигать ту самую турецкую повестку.

Однако, можно заметить, что контент включает также и вопросы внутренней политики Российской Федерации и продвигается там нередко оппозиционная российским властям точка зрения. Что, впрочем, перекликается с тем, что журналисты издания – это либо украинцы, или россияне, находящиеся в оппозиции к российской власти.

Это – действительно, может вызывать в иностранном государстве серьезные вопросы. В данном случае, у России к Турции. Но отнюдь не то, что государственная служба вещания проводит турецкую линию, освещая внешнюю и внутреннюю политику своей собственной страны. Тут они, разумеется, в своем праве организовавших и финансирующих эту структуру.

Цитируем американского специалиста далее:

«Авторитарные страны хорошо понимают ценность сохранения сильного информационного присутствия в Вашингтоне, чтобы попытаться повлиять на мнение элиты в Конгрессе, в аналитических центрах и в средствах массовой информации, будь то российское RT, катарская Аль-Джазира, Китайская глобальная телевизионная сеть и, все в большей степени, усиливающийся TRT World».

И далее:

«Американские эксперты в области политики, правозащитники, ученые и журналисты, возможно, не подозревая о том, что TRT World выполняет роль рупора Эрдогана (то есть, все эти люди – они являются верхом наивности – прим.), регулярно появляются в передачах канала. Гости приезжают из самых разных организаций, включая Институт Брукингса, Атлантический совет, Amnesty International, Гарвардский и Стэнфордский университеты, Foreign Policy, Newsweek и Wall Street Journal. Даже когда конкретные репортажи, в которых участвуют эти гости, явно не продвигают режим Эрдогана, гости по-прежнему находятся в особом положении — они вносят свой вклад в новостной канал, который принадлежит и управляется государством, которое подавляет свободу прессы у себя дома. Согласно Мировому индексу свободы прессы 2019 года, подготовленному организацией «Репортеры без границ», Турция занимает 157-е место из 180 стран. В сентябре Комитет защиты журналистов присоединился к 12 другим группам, защищающим свободу прессы и свободу выражения мнений, и призвал Совет по правам человека Организации Объединенных Наций призвать Турцию «прекратить наступление на свободу СМИ и гражданское пространство», отметив, что «по крайней мере 132 журналисты и работники средств массовой информации находятся за решеткой, и сотни других были привлечены к ответственности как террористы исключительно за свою журналистскую деятельность»».

Разумеется, не является секретом, что у Запада – большие претензии к Турции в том, что касается положения дел со свободой слова в стране. Это – излюбленное средство имиджевого давления на Турцию с тем, чтобы превратить её «тюрьму журналистов» в глазах мирового общественного мнения. Заметим, что, действительно, со свободой слова в Турции все обстоит не гладко, однако, есть и оппозиционные ТВ-каналы и оппозиционные журналисты, которые продолжают жесткую, а порой и жесточайшую критику президента Р.Т.Эрдогана.

В этом смысле, турецкое медийное пространство – это не выжженное поле, где пресекаются любые попытки критики руководства страны. Подчеркнем, что мы это говорим не в оправдание турецких властей, а лишь желая внести баланс в очень однобокое мнение о Турции. Но, действительно, нельзя не согласиться с тем, что в Турции журналисты могут «подорваться» на каком-то, особо чувствительном, вопросе и быть задержанными и подвергнутыми суду. Что, впрочем, не слишком-то останавливает желающих высказаться по поводу турецкого президента и турецкой внешней политики в оппозиционном ключе. Не будем здесь поддаваться соблазну и рассуждать на тему того, как обстояло дело с независимостью и непредвзятостью американских СМИ в ходе президентской гонки в США в этом году.

И, поскольку статья была опубликована накануне анонсированной встречи между президентами Д.Трампом и Р.Т.Эрдоганом, завершается материал вполне конкретным призывом:

«Поскольку запланирована встреча Эрдогана с президентом Трампом в Вашингтоне в среду, это может быть хорошим моментом для американских экспертов и организаций, чтобы прекратить участвовать в передачах TRT World, так же как они отказались бы появляться в российском RT. Это стало бы безошибочным и своевременным сигналом для режима Эрдогана: правительство, которое извлекает выгоду из свободы слова за границей, жестоко подавляя ее дома, заслуживает того, чтобы его избегали. Нельзя забывать о заключенных в тюрьму турецких журналистах».

Пожалуй, главное, что следует извлечь из этого материала нашей читающей публике – это то, что TRT World в Вашингтоне заметили и турецкий телеканал начал вызывать по отношению к себе заметное раздражение. Что лишний раз свидетельствует о том, что турки свое дело знают и работают хорошо и с размахом в рамках бюджета, который оценен американским изданием в диапазоне от 77 до 155 млн долларов.

Для сравнения, с известной степенью, условности можно считать, что бюджет RT – в два раза больше, чем у TRT World. А бюджет CNN – в четыре раза.

Становится традицией, что в конце года каналом TRT World проводятся свои форумы, целью которых является обсуждение мировой актуальной повестки дня турецкими официальными лицами, и приглашенными зарубежными политиками и экспертами. По понятным причинам, мероприятие этого года, в духе времени, прошло на цифровой площадке в период 1 – 2 декабря.

Воздержимся от полного обзора этого насыщенного мероприятия, обратив внимание лишь на некоторые основные сессии.

Но, прежде всего, обратим внимание на вступительную речь на Форуме того самого президента Реджепа Тайипа Эрдогана, в продвижении которого американский автор (см. выше) обвинил государственный телеканал TRT World.

В начале своего выступления президент Эрдоган выразил надежду на то, что Форум TRT World — 2020 будет успешным и поздравил руководство TRT World. Турецкий лидер достаточно широко прочертил круг вопросов, которые подлежат обсуждению: от цифровизации до технологий, от торговли до конфликтов в Сирии, Йемене и Карабахе.

Подчеркнув, что эпидемия коронавируса оставила глубокие следы во всех сферах жизни, президент Р.Т.Эрдоган продолжил свое выступление следующим образом.

Цитируем: «С эпидемией мы должны радикально изменить наши двусторонние отношения, экономику, методы покупок и многие другие области. Мы видим, что эта волна изменений затронула СМИ, политику и международные отношения. Новые средства массовой информации, количество которых в последнее время растет, получили более широкое распространение на фоне эпидемии. Цифровизация начала проявлять себя как в прессе, так и в торговле. Конечно, нельзя сказать, что традиционные СМИ полностью утратили свое влияние. Однако мы не можем отрицать, что имеем дело с новой реальностью. Я верю, что дискуссии, которые будут проводиться на Форуме TRT World экспертами бизнеса, откроют для нас новые горизонты на данном этапе».

Указав, что члены сепаратистской террористической организации (Рабочей партии Курдистана – И.С.), «пролившие кровь сотен тысяч мирных жителей в Сирии», украшают обложки так называемых «престижных западных журналов», турецкий лидер дал следующую оценку двойным стандартам, применяемым международными СМИ:

«Но когда такие же события произошли позже в разных странах Европы, те, кто преподавали нам уроки свободы прессы, сыграли в трех обезьян. Они неделями игнорировали «желтые жилеты» в самом центре Парижа. Они не упоминали непропорциональное вмешательство французской полиции против демонстрантов. Они не выразили ни одного критического предложения в отношении блокады медийных органов со стороны французского государства. Мы видим аналогичные двойные стандарты, повторяющиеся в действиях израильских сил безопасности, которые напоминают государственный терроризм против палестинцев. Эти независимые СМИ даже не освещают палестинских детей, убитых посреди улицы. Всего несколько дней назад машина скорой помощи с раненым палестинцем была остановлена, и пострадавший был взят под стражу, что не вызвало никакой реакции в международной прессе. Мне даже не нужно упоминать отвратительные заголовки, которые преследуют меня почти каждый день. Нам как людям, знакомым с этим предубеждением, по-настоящему больно, когда нападают на наши святыни. СМИ действительно стыдно заявлять об антиисламизме и ксенофобии».