- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О докладе ООН, посвященном ИГ и «Аль-Каиде»

Турция продолжает оставаться важным транзитным узлом для иностранных террористов и джихадистов, а также безопасным убежищем для сторонников «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), а также для женщин, спасающихся из лагерей в Сирии, говорится в последнем по времени докладе ООН на эту тему. 26-ой доклад группы Организации Объединенных Наций по аналитической поддержке и наблюдению за санкциями в отношении ИГ, «Аль-Каиды» (запрещена в России) и связанных с ними лиц и организаций был представлен Совету Безопасности ООН (СБ ООН) в июле 2020 года. Группа ООН по наблюдению создана для оказания поддержки ИГ и Комитету по санкциям в отношении «Аль-Каиды» в соответствии с резолюциями СБ ООН 1526 (2004) и 2253 (2015). В докладе (пункт 62) подчеркивается, что террористические группы, действующие под эгидой талибов и сотрудничающие с ИГ в Афганистане, планируют достичь Турции, чтобы присоединиться к местной центральноазиатской диаспоре, которая его поддерживает. «Гибель Абдухалика, главы узбекских боевиков в ИГ в Афганистане, в январе 2020 года, способствовала отъезду части узбекской составляющей группировки, в частности членов ее семей. Одна группа центральноазиатских боевиков отправилась в афганскую провинцию Фарьяб, где они присоединились к Исламскому движению Узбекистана (ИДУ, запрещено в России). Еще одна группа, как сообщается, «отправилась в провинцию Кабул, планируя покинуть Афганистан и через Исламскую Республику Иран попасть в Турцию, чтобы присоединиться к местной про-игиловской центральноазиатской диаспоре», — говорится в докладе. Согласно документу ООН, сообщается, что существует постоянный транзит женщин, связанных с ИГ, из лагерей, расположенных в Идлибе, в Турцию с помощью коррумпированных пограничников и контрабандистов (14-й пункт); а члены Исламского движения Восточного Туркестана (ИДВТ), которые в настоящее время находятся в районе Джиср-эш-Шугур в Идлибе, стремятся транзитом через Турцию и Иран попасть в северные провинции Афганистана, чтобы присоединиться там к филиалу ИДВТ (19-й пункт). Джиср-эш-Шугур в настоящее время контролируется турецкими войсками. «Группировка [ИДВТ] проводит совместные операции с другими вооруженными группировками под эгидой ХТШ [«Хайят Тахрир аш-Шам»]», — говорится в сообщении. ХТШ — это последняя трансформация «Джебхат ан-Нусры», филиала «Аль-Каиды» в Сирии, которая контролирует от 8000 до 10 000 боевиков в Сирии. Отметим, что ИДВТ недавно было исключено из списка террористических организаций США. «ИДВТ было исключено из списка, потому что в течение более чем десяти лет не было никаких достоверных доказательств того, что ИДВТ продолжает существовать», — сказал при этом представитель Госдепартамента.
Документ ООН также фокусировался на финансовых источниках ХТШ и констатировал, что турецкий пограничный регион генерирует значительные возможности для финансирования ее деятельности. «Благодаря своему контролю над территорией и коммерческими маршрутами ХТШ собирает около 13 миллионов долларов в месяц. Большая часть этих средств поступает от налогообложения предприятий, коммунальных служб и таможенных сборов, взимаемых при пересечении турецкой границы и внутренних сирийских линий контроля. Сообщается, что контрольно-пропускной пункт Баб-эль-Хава генерирует 4 миллиона долларов для ХТШ каждый месяц», — говорится в докладе.
Факты переброски и размещения сирийских боевиков в Ливию через Турцию были зафиксированы в докладе ООН. «Несколько государств-членов также выразили озабоченность по поводу примерно 7000-1000 боевиков, доставленных из Северо-Западной Сирийской Арабской Республики в Триполи через Турцию для участия в ливийском конфликте», — говорится в 30-м пункте доклада ООН. В июне докладчики ООН направили совместное письмо турецкому правительству с просьбой предоставить дополнительную информацию о его роли в вербовке, финансировании, транспортировке и размещении сирийских боевиков в Ливии. Согласно утверждениям, подчеркнутым в письме, Турция эффективно использовала наемников для участия в вооруженном конфликте в Ливии, вербуя, размещая и оплачивая боевиков, включая детей, из нескольких сирийских вооруженных группировок для участия в военных операциях в Триполи.
В настоящее время в состав группы аналитической поддержки и мониторинга санкций ООН входят 10 экспертов, базирующихся в Нью-Йорке, и ее мандат был продлен пунктом 94 резолюции 2368 (2017) СБ ООН до декабря 2021 года. Группа по наблюдению также оказывает помощь комитету 1988 года СБ ООН. В соответствии со своим мандатом группа по наблюдению изучает и докладывает комитету по санкциям об «изменяющемся характере угрозы, исходящей от ИГ, «Аль-Каиды», «Джебхат ан-Нусры», «Боко харам» и движения «Талибан», а также о наилучших мерах по борьбе с ней». Резолюция 2368 (2017) Совета Безопасности ООН вводит целенаправленные санкции в отношении отдельных лиц, групп, предприятий и организаций, включенных в санкционный список ИГ и «Аль-Каиды». В соответствии с пунктом 55 резолюции комитет по санкциям предоставляет в распоряжение общественности краткое изложение причин включения в перечень. В докладе ООН указывается, что группа по наблюдению провела 12 страновых и технических визитов и провела два региональных совещания — одно для государств-членов на Западных Балканах и другое для государств-членов в северном регионе, в период с января по июнь 2020 года. Кроме того, в докладе ООН утверждается, что террористические группы, включая ИГ и «Аль-Каиду» и их глобальные филиалы, продолжают порождать насилие во всем мире, будь то с помощью тактики повстанцев, направления и содействия терроризму или вдохновения для нападений. По данным мониторинговой группы, количество нападений ИГ в Ираке и Сирии значительно возросло в начале 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В документе ООН напоминается о воздействии пандемии COVID-19 на терроризм и говорится «пандемия сделала трансграничные поездки более трудными и цели более труднодоступными, а оперативные темпы нападений заметно замедлились в некоторых регионах. Если пандемия приведет к серьезному глобальному спаду, международное сообщество может столкнуться с дальнейшими встречными ветрами в борьбе с терроризмом и экстремистскими нарративами».