- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Мобилизационная система вооруженных сил и территориальная оборона Израиля

Командование ВС Израиля с учетом географического положения страны, экономических и демографических особенностей ее развития, а также наличия враждебного арабского окружения, исходит из необходимости создания «народной армии», которая должна опираться на подготовленный и организованный людской ресурс в случае начала очередной военной кампании. Согласно взглядам израильтян, еврейское государство должно иметь в мирное время компактные и технические оснащенные вооруженные силы. Однако в условиях начала полномасштабных боевых действий основу ВС Израиля составит крупный и заблаговременно подготовленный резерв.

В настоящее время созданная в стране мобилизационная система в целом позволяет в кратчайшие сроки провести комплекс необходимых мероприятий и использовать людские и материальные ресурсы для развертывания вооруженных сил и устойчивого обеспечения нужд фронта, тыла в ходе перевода экономики страны с мирного на военное положение. При этом израильская стратегия ведения войны принимает в расчет ограниченность имеющихся ресурсов и отсутствие стратегической глубины, поэтому предусматривает перенос боевых действий на территорию противника и достижение поставленных целей в максимально короткие сроки. Все это предполагает создание в мирное время хорошо отлаженной системы заблаговременной и непосредственной мобилизационной подготовки.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы мобилизационной подготовки и мобилизации в Израиле, являются Закон о военной службе (1986 г.) и Закон о военной службе в резерве (2008 г.), решения военно-политического кабинета страны, а также распоряжения начальника Генерального штаба ВС Израиля в соответствии со складывающейся оперативной обстановкой. Данные документы определяют условия и порядок призыва израильских граждан на военную службу, содержание мероприятий, проводимых органами исполнительной власти на случай подготовки страны к войне или введения чрезвычайного положения. Согласно действующему законодательству, в Израиле существует два вида обязательной военной службы – по призыву и в резерве. Основная цель призыва молодежи заключается в создании обученного людского ресурса в соответствии с необходимыми военно-учетными специальностями, а также обеспечение текущих потребностей вооруженных сил.

Призыву в армию подлежат все граждане страны (мужчины и женщины) в возрасте 18 лет. Всеобщая воинская повинность обязательна только для евреев, друзов и черкесов, для арабов – на добровольной основе. Срок прохождения воинской службы для мужчин составляет 32 месяца, для женщин – 24 месяца. Согласно планам командования ВС Израиля, после 2020 года срок срочной службы для мужчин предполагается уменьшить до 30 месяцев.

В соответствии с положениями Закона о военной службе в резерве предусмотрено, что после завершения срочной службы израильтяне (не кадровый состав) обязаны ежегодно прибывать на военные базы для прохождения сборов. Целью данного мероприятия является совершенствование знаний, навыков и умений офицерского, сержантского и рядового состава с учетом изменений, происходящих в вооруженных силах (поступление в войска новой техники, изучение новых документов, отработка практических навыков владения оружием и т.п.). Кроме того, в мирное время резервисты привлекаются на сборы для участия в учениях в составе своего подразделения, усиления охраны границы и важных объектов, ликвидации последствий природных или техногенных катастроф.

Продолжительность сборов зависит от специальности и воинского звания военнообязанного и в среднем составляет около одного месяца в году. Закон определяет, что в течение трех лет солдаты могут быть призваны до 54 суток, сержанты, старшины и прапорщики – до 70, офицеры – до 84, отдельные специальности – до 108. Солдаты-резервисты проходят службу в резерве до 40 лет, офицеры – до 45 лет, отдельные специальности (врачи, инженеры, водители) – до 49 лет. Женщины служат в резерве до 38 лет, но призываются реже, по мере необходимости и на небольшие сроки. Как правило, резервисты закреплены за теми частями, в которых ранее проходили службу. С целью повышения эффективности расходов на оборону и в рамках реализации пятилетней программы по реформированию национальных вооруженных сил «Гедеон» численность организованного резерва, начиная с 2015 года, планомерно сократилась на 100 тыс. человек и в настоящее время составляет около 450 тыс. человек. Из них 80 тыс. военнослужащих являются офицерами (около 62 тыс. чел. – мужчины, около 18 тыс. – женщины).

В случае подготовки или начала боевых действий резервисты получают команду «Цаф 8», который обозначает необходимость прибытия в течение 12 часов на одну из предписанных им военных баз. Для резервистов, находящихся за границей срок прибытия увеличивается до двух суток. В течение последующих 12 часов организуется получение оружия, боеприпасов, уяснение приказов и распоряжений командования, а также выдвижение в составе своего подразделения в район выполнения боевой задачи. Данные мероприятия проходят с соблюдением секретности и с высокой интенсивностью. Сигналы передаются скрытно или открыто (если объявлена полная мобилизация – по всем каналам оповещения с использованием средств массовой информации). Широкое распространение в последнее время получило оповещение посредством специальных мобильных приложений для смартфонов.

За вопросы мобилизационной подготовки и развертывания, развития и совершенствования материально-технической базы, а также организацию подготовки и учета мобилизационных людских и транспортных ресурсов непосредственно отвечают соответствующие управления Генерального штаба ВС Израиля. Долгосрочное планирование этих мероприятий с учетом различных факторов возложено на управление планирования ГШ ВС Израиля, текущая работа по ведению воинского учета и созданию подготовленного людского ресурса находится в сфере ответственности Управления личного состава ГШ ВС Израиля. Транспортным и другими видами материального обеспечения занимается Управление тыла и технологий ГШ ВС Израиля. Подготовка тыловой инфраструктуры осуществляется во взаимодействии со специалистами Командования тыловым округом.

По категории боевой готовности соединения и части израильской армии делятся на формирования постоянной готовности и резерв первой и второй очереди. Соединения и части постоянной готовности в мирное время укомплектованы личным составом, вооружением и техникой практически на 100%. Укомплектованность соединений и частей первой очереди личным составом – не менее 50%, вооружением и военной техникой практически 100%. Данные показатели соединений и частей второй очереди составляют 10-15% и 80-90%, соответственно. Вся боевая техника, включая находящуюся на хранении, полностью заправлена ГСМ и загружена боекомплектом.

Для перевода соединений и частей израильской армии в состояние боевой готовности «Полная» установлены следующие нормативы:

— для соединений постоянной готовности – 6 часов, в том числе для соединений и частей, находящихся на боевом дежурстве – 2 часа;

— для соединений резерва первой очереди – 36 часов;

— для соединений резерва второй очереди – 72 часа.

По планам израильтян, к М30 отмобилизовывается одна бронетанковая дивизия и одна воздушно-десантная бригада. В ВВС к М10 могут быть призваны около 8 тыс. резервистов, сформировано до 4 эскадрилий боевой и вспомогательной авиации, к М30 численность резервистов планируется довести до 16 тыс. человек. В ВМС в результате отмобилизования к М10 может быть призвано из резерва около 2 тыс. человек, а к М30 – дополнительно 3 тыс. резервистов. Ввод в боевой состав ВМС кораблей при этом не предусмотрен, количество эскадр и отрядов не изменится.

Как в мирное, так и военное время Генеральный штаб тесно координирует свою деятельность с различными министерствами и ведомствами. В частности, данные о молодом пополнении за год до призыва новобранцев в армию Управление личного состава ГШ получает (с периодичностью раз в полгода) от Министерства внутренних дел, ведущего реестр населения Израиля. В угрожающий период уточнение сведений о месте нахождения израильских граждан (их пребывание за рубежом) и другой информации также осуществляется через МВД. По вопросам учета гражданских транспортных средств и их использования для нужд армии Управление тыла и технологий ГШ координирует свою деятельность с соответствующими структурами Министерства транспорта (Управление администрации движения, Управление гражданской авиации, Управление судоходства и портов). С началом функционирования защищенного пункта управления, расположенного в комплексе подземных сооружений на военной базе «Кирия» (г.Тель-Авив), начальник Центра транспорта ВС Израиля совместно с представителем этого министерства осуществляют поддержку принятия начальником ГШ решений по задействованию любого вида транспорта, исходя из потребностей вооруженных сил. Координация действий по вопросам использования других войск и воинских формирований в интересах ВС организована также с Министерством внутренней безопасности, которое включает в себя пограничные войска, полицию, управление тюрем, пожарную службу и спасения. Так, в случае обострения обстановки в приграничных районах или в местах компактного проживания еврейского населения (палестинские территории, Иерусалим) туда в обязательном порядке перебрасываются дополнительные подразделения погранвойск.

Командование ВС Израиля рассматривает проведение мероприятий оперативной и боевой подготовки в качестве важнейшего элемента по поддержанию требуемой боевой и мобилизационной готовности войск (сил). С этой целью в рамках программы «Гедеон» в последние годы значительно возросла интенсивность проведения войсковых учений. В частности, в течение предыдущего учебного года в Израиле впервые проведены четыре дивизионных учения, а также одно корпусное («Свет Дагана»). Вопросы мобилизационной подготовки высших органов управления (Генеральный штаб, штабы округов и видов ВС) комплексно отрабатывались в марте 2018 года в ходе командно-штабного учения «Эвен Ха-Роша».

С учетом того фактора, что еврейское государство постоянно находится в состоянии войны, органы государственной власти и местного самоуправления во взаимодействии с Министерством обороны и Генеральным штабом на системной основе проводят работу по подготовке мобилизационной базы и тыла к очередному конфликту. Особое внимание уделяется объектам здравоохранения, проверке состояния бомбоубежищ, совершенствованию систем связи и оповещения населения. В ходе общенациональных учений уточняются планы эвакуации граждан из зоны боевых действий в центральные районы страны.

В ВС Израиля для выполнения задач по обеспечению безопасности и контролю на оккупированных территориях, борьбы с терроризмом, охране и обороне участков государственной границы, а также предотвращению случаев ее незаконного пересечения и контрабанды привлекаются территориальные соединения и подразделения. В зависимости от своего предназначения они могут напрямую подчиняться командованию военного округа или входить в состав одного из соединений.

В настоящий момент в составе ВС Израиля находятся пять территориальных дивизий – 91-я территориальная дивизия «Галиль» (СВО), 210-я территориальная дивизия «Башан» (СВО), 877-я территориальная дивизия «Иудея и Самария» (ЦВО), 80-я территориальная дивизия «Эдом» (ЮВО), 143-я территориальная дивизия «Газа» (ЮВО).Кроме того, в составе ЦВО находится 417-я отдельная территориальная бригада «Бикат Ярден».

В мирное время в состав территориальной дивизии входят от трех до пяти территориальных бригад или отдельных батальонов. При этом, как правило, территориальные бригады формируются за счет призыва на военную службу военнослужащих резерва, а в отдельных батальонах проходят службу военнослужащие по призыву, которые после окончания срочной службы приписываются к одной из бригад в составе данной дивизии. Кроме того, в структуру территориальной дивизии включены части и подразделения обеспечения, такие как батальон связи, разведывательный батальон, медицинское подразделение, а также тыловые части.

В целом, мобилизационная система ВС Израиля отвечает современным требованиям и обеспечивает своевременное выполнение мероприятий в ходе перевода вооруженных сил, экономики и государственных структур с мирного на военное положение. Командование ВС Израиля уделяет повышенное внимание различным аспектам боевой и мобилизационной подготовки, что, в том числе, находит отражение в значительном увеличении интенсивности проводимых вооруженными силами учений.