- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Турция: о форуме TRT World. Часть 2

Пять лет назад, в 2015 году, свое полноформатное вещание начал турецкий канал TRT World – англоязычная телекомпания в структуре государственно теле- и радиовещательной компании Турции TRT.

Задача перед турецким телеканалом была поставлена достаточно понятная и амбициозная – создать свой собственный аналог мировым глобальным СМИ, включая BBC, CNN, Al Jazeera и Russia Today.

Спустя 5 лет работы, можно сказать о том, что показаны достаточно неплохие успехи при заметно меньшем финансировании турецкого глобального ТВ-канала, по сравнению с американским (CNN) и с российским (RT) аналогами – приблизительно в 4 раза меньшим чем у CNN, и в два раза меньшим, чем у RT.

Американцами турецкий ТВ-канал уже, к настоящему времени, замечен, «заклеймен» в качестве такого же инструмента пропаганды «авторитарного режима Эрдогана», как и Russia Today объявлена инструментом пропаганды «диктатуры Путина». Подробнее об этом – в первой Части нашей публикации, доступной по ссылке — http://www.iimes.ru/?p=74510 [1].

Разумеется, планы государственной турецкой теле- и радиовещательной компании TRT не ограничиваются лишь выпуском контента на английском языке, хотя уже этим достигаются значительные охваты аудитории. Неслучайно американское раздражение – по всей видимости туркам уже удается достучаться до американской аудитории, в том числе, привлекая к себе местных официальных лиц и представителей экспертного сообщества.

Но, заметим, что и на арабскую площадку Турция уже вышла со своим TRT Arabia. И на русскоязычную аудиторию TRT выходят, начав тестовое вещание TRT in Russian и запустив свой Telegram-канал.

Совершенно очевидно, что в той самой «многослойной реальности», о которой мы говорили и продолжим говорить на сайте Института Ближнего Востока, в передачах «Час Турции» на Вести ФМ и в Telegram-канале «Турция – это…» (https://t.me/turkey_is [2]), TRT World достаточно оперативно стали заметными. Причем, что характерно, достигается этот результат не слишком большим, по меркам задачи, бюджетом, но за счет ясного целеуказания сверху, последовательной работы в долгую и через привлечение молодых и активных кадров.

Помимо непосредственно ТВ-вещания, при канале создан и существует исследовательский центр, который отмечается публикацией аналитики достаточно серьезного уровня, становясь в ряд с главными мозговыми центрами страны, к которым можно отнести такие институции, как Фонд политических, экономических и социальных исследований SETAV и Центр стратегических исследований SAM.

Можно сказать, что в Турции наметился очевидный тренд: признано, что аналитика и информация – это ценный актив и в их производство следует вкладывать деньги. Поскольку интеллектуальное осмысление – это именно то, что предопределит будущее положение Турции в эпоху перемен и новых возможностей. Отсюда и достаточно заметный рост, после спада, числа мозговых центров, очевидно, неплохо спонсируемых государственными и частными структурами, организациями и компаниями.

Разумеется, помимо всего прочего (когда структуры работают на внутренние отчеты и доклады, без «раскрытия информации»), официальные мозговые центры страны, такие как SETAV, SAM и TRT Research Center, облекают турецкую повестку дня и позицию, сформулированную президентом Р.Т.Эрдоганом, в форму контента на иностранных языках и занимаются её распространением с использованием имеющихся у них инструментов. Тут ярких примеров турецких «медиавойн» — достаточно много, включая так называемую «исламофобию», Восточное Средиземноморье и Нагорный Карабах.

Важным начинанием канала TRT World призван стать ежегодный медиафорум, на котором звучит турецкая позиция с «максимально возможным уровнем громкости». На Форум приглашается достаточно большой пул иностранных гостей-докладчиков, разумеется, лишь тех, кто готов, в той или иной степени поддерживать турецкий взгляд. Таким образом, кстати, происходит и «визуализация» ядра сторонников турецкой линии. Ну, или, по крайней мере, не оппонентов турецкой линии, которые готовы разделять с Турцией «общие ценности».

В частности, продолжаем анализировать выступление президента Реджепа Тайипа Эрдогана 1 декабря на торжественном открытии мероприятия, которое в этом году прошло в онлайн формате. Но от этого, как можно заметить, оно не слишком потеряло в качестве – турецкая сторона сделала все возможное, чтобы мероприятие состоялось на максимально высоком уровне в условиях, когда Турция ведет свои медиа-войны и перед турецкими СМИ, особенно, перед TRT World, поставлены большие задачи.

Как подчеркнул турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган, «уродство», демонстрируемое под прикрытием свободы прессы, отравляет волю людей, принадлежащих к разным религиям и культурам. Как указал президент Р.Т. Эрдоган, если не положить конец этому отношению, то «пострадают Европа и все человечество».

Цитируем:

«В этом вопросе, мы думаем, что на TRT, которые являются нашими открытыми дверьми в мир с философией «Человек, отвечающий за свои слова», и, в особенности, на TRT World ложится большая ответственность. Я считаю крайне ценной цель TRT World — пересказать историю на новом языке, дать микрофон тем, кто не может высказаться, и повернуть камеру в сторону тех, кто незаметен. В наши дни, когда международные СМИ стали монотонными, TRT World — это голос правых против несправедливости, угнетенных против угнетателей, законности против незаконности».

И далее:

«Я считаю, что за 4 года, с момента своего основания, TRT World заполнила важный пробел своим квалифицированным персоналом, включая всемирно известных журналистов. Желаю им успехов в их тяжелой, но благородной миссии. Поздравляю всех сотрудников TRT, от генерального директора до репортера и технического персонала».

Говоря о положительных и отрицательных аспектах технологий, президент Реджеп Тайип Эрдоган сказал: «Как политик, я хотел бы подчеркнуть здесь одну проблему. Технологии, как и все остальное в жизни, существуют для облегчения жизни человека. Цифровизация, которая рассматривает людей как единое целое с их материальным и духовным существованием, принесет всем нам хорошие результаты. Однако, когда это воспринимается как область вне закона, где нет контроля, открытая для произвола, цифровизация приведет нас к фашизму. Следовательно, расширяя сферу свободы, цифровизация не должна приводить к новому беззаконию, к новой несправедливости и к новой маргинализации».

Заявив, что в связи с широким использованием платформ социальных сетей в последние годы в этом отношении возникли серьезные проблемы, президент Р.Т. Эрдоган указал следующее:

«Возникновение новой бесконтрольной сферы под вывеской неограниченной свободы служит причиной новых угнетений. Эта ситуация, когда даже нынешний правовой порядок иногда недостаточен, открывает двери для психологических и социальных проблем, особенно для киберзапугивания. Жертвы часто не находят ни собеседника, ни юридического средства, где они могли бы отстаивать свои права. Название порядка, в котором виновник зла и преступник остаются за ширмой, не может быть свободой. Другой аспект проблемы заключается в том, что платформы социальных сетей даже не предпринимают усилий для предотвращения роста недовольства. Сделанные с благими намерениями шаги, предпринятые государствами для защиты своих граждан, немедленно попадают в категорию вмешательства в свободы, и на них пытаются заострить внимание, сохранив в памяти. Это — время, когда Турция заявляет о несправедливости в этом отношении, и мы подчеркиваем, что никто не стоит выше закона, ни одна компания».

Говоря о законе о социальных сетях (который обязал технологические компании – собственники социальных сетей открывать свои офисы в Турции в том случае, если число их пользователей превышает 1 млн человек – И.С.), президент Реджеп Тайип Эрдоган указал на следующее:

«При этом (то есть, принимая закон – И.С.) мы действовали, учитывая баланс свободы и безопасности в рамках полномочий, предоставленных нам международным правом. Мы стремимся защитить наших граждан, особенно наших детей, которые более уязвимы, чем взрослые. Мы надеемся, что эти учреждения, считающие себя вне закона, добровольно поддержат благие намерения нашей страны. В противном случае, Турция продолжит защищать закон граждан при любых обстоятельствах».

Как указал президент Реджеп Тайип Эрдоган, важность работы в мире с международным общественным мнением постепенно возрастает:

Цитируем турецкого лидера:

«Как Турция в этом вопросе, к сожалению, мы испытываем большие трудности. Успехи Турции на международной арене, большие изменения, переживаемые внутри страны, к сожалению, не находят достойного отражения во внешнем мире. Во многих случаях, наши достижения или игнорируются, или искажаются, и преподносятся отличным от действительности образом. Взгляды на Турцию обращаются не для того, чтобы найти истину, а для того, чтобы найти ответы, которые вписываются во вполне определенные шаблоны мышления. Наша страна стала жертвой очень серьезной несправедливости и двойных стандартов, особенно в процессе, который начался с 2013 года – событий Гези (в парке Гези и на площади Таксим в 2013 году – И.С.). Международные средства массовой информации, которые ведут круглосуточную трансляцию в прямом эфире, тех, кто сжигает и разрушает улицы, преподносят как мирных демонстрантов».

Для того, чтобы, в общем и целом, понимать тематику и сферы интересов TRT World Forum, перечислим названия сессий и круглых столов мероприятия.

Сессии, День 1, 1 декабря: «Как международные СМИ повлияли на пандемию», «Будущее технологий в пост-пандемическом мире», «Многополярность в век COVID-19: будущее глобальной солидарности», «Что дальше: понимая угрозы здоровью в эпоху гипер-глобализации», «Америка против Китая: торговые войны, Ковид-19 и будущие экономические отношения».

Сессии, День 2, 2 декабря: «Новые реальности международных отношений и межгосударственные отношения после COVID -19», «Мир без путешествий: «Влияние технологических процессов, связанных с пандемией, на будущее индустрии», «COVID -19: тупик или возможность для устойчивого мирового порядка», «Политика и пандемия: гуманитарная помощь в эпоху COVID -19», «Цифровая трансформация и инноваций в пост-пандемическую эру», «Будущее работы и образования: подготовка к пост-пандемическому миру».

Теперь, что касается круглых столов.

Круглые столы, День 1, 1 декабря: «Палестино-израильский конфликт и израильские договоренности с арабским миром», «Война и мир: судьба азербайджано-армянского конфликта», «Война и болезни: жить с COVID -19 в Сирии и в Йемене», «Разочарование в американской мечте: COVID -19 и политика в сфере здравоохранения».

Круглые столы, День 2, 2 декабря: «Энергетика и безопасность в Восточном Средиземном море и Ливийский конфликт», «Состязание глобальных игроков на Балканах», «Будущее арабского мира: 10 лет после арабской весны», «Турецкая внешняя политика: традиция, геополитика и идеология в изменяющемся мире».

Разберем выступления докладчиков — участников на трех сессиях – круглых столах: «Многополярность в век COVID19: будущее глобальной солидарности», «Новые реальности международных отношений и межгосударственные отношения после COVID19», а также «Турецкая внешняя политика: традиция, геополитика и идеология в изменяющемся мире».

Обращаем на них внимание по причине участия в них, соответственно, пресс-секретаря президента Турции Ибрагима Калына, министра иностранных дел Мевлюта Чавушоглу, и одного из ведущих турецких политологов – генерального координатора анкарского Фонда политических, экономических и социальных исследований SETAV Бурханеттина Дурана.

Начнем с сессии под заголовком «Многополярность в век COVID19: будущее глобальной солидарности», главным спикером в которой с турецкой стороны стал пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калын.

Кроме него, в сессии приняли участие министр иностранных дел Боснии и Герцеговины Бисера Туркович, заместитель председателя Европейской Комиссии Маргаритис Схинас, Джозеф Най – почетный профессор и бывший декан Школы управления Кеннеди (Гарвардский университет), Параг Ханна – основатель и управляющий партнер проекта FutureMap.

Обратимся к основным тезисам докладчиков на сессии, начав с пресс-секретаря президента Турции Ибрагима Калына.

Как отметил И.Калын, сейчас ещё преждевременно считать, что мир вступил в «пост-коронавирусную эпоху. Пандемия, все же, ещё продолжается.

Касаясь вклада Турции в проблему беженцев, обострившуюся в коронавирусный период, Ибрагим Калын отметил, что Турция вносит свою лепту не только по отношению к тем, кто находится на её территории (около 4 млн сирийских беженцев – И.С.), но и оказывает помощь находящимся в турецко-сирийском приграничье (в ходе мероприятия прозвучала оценка, что таких лиц, охваченных, так или иначе, турецкой помощью, насчитывается 2 млн человек – И.С.).

При этом, как подчеркнул Ибрагим Калын, никто в наши дни не может себя считать в безопасности, пока все – не в безопасности. При этом, что характерно, как отметил пресс-секретарь турецкого президента, самые развитые и богатые страны мира склонны в эти дни не быть «справедливыми». Он указал, что демонстрируемый в том же Европейском Союзе «евроцентризм» работает против интересов самой Европы.

Неудивительно, что Ибрагим Калын вспомнил на мероприятии и про знаменитый турецкий тезис «Мир — больше 5». В том смысле, что пять постоянных членов Совета безопасности ООН не могут в нынешних условиях решать за все человечество. Говоря о таком мире, Ибрагим Калын упомянул термин «античная постройка» в контексте того, что она устарела.

Как указал Ибрагим Калын: «мы должны об этом честно говорить» на фоне тех событий, который сейчас разворачиваются в мире, включая войны, миграцию, бедность и проч. Он подчеркнул, что такая установка, которая получила в наши дни название «трампизм» имеет место быть не только внутри США, но и за пределами ведущего государства мира. Как отметил Ибрагим Калын, «мы видим её во многих странах мира», указав на то, что «мы должны работать вместе».

Комментируя результаты выборов, турецкий пресс-секретарь отметил очевидное: США – это самый сильный игрок. И эта ситуация возникла и продолжается с момента окончания Холодной войны. Но такое лидерство в мире не принесло ему стабильности и не дало положительного эффекта.

Разумеется, как указал Ибрагим Калын, разницу в подходах Администраций в Белом доме в Турции почувствуют. Однако, речь идет о большем. Речь идет о системной проблеме. По его словам, необходимо поменять структуру, иначе дисбалансы, наблюдающиеся в мире, продолжатся.

Говоря о так называемой «многополярности», пресс-секретарь турецкого президента Ибрагим Калын выразился достаточно скептическим образом, в том смысле, что «многополярность» сегодня — это лишь, своего рода, ширма, за которой одна страна прикрывает свою повестку и свои интересы. А на самом деле, в основе должен лежать принцип того, что ни у одной из стран мира нет привилегий.

Пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калын назвал три сферы, где, по его мнению, миру нельзя обойтись без глобального сотрудничества, невзирая на тренд на изоляционизм:

  1. Био-безопасность: пандемия коронавируса, не разбирающая государственных границ — яркое тому свидетельство.
  2. Продовольственная безопасность: о ней и так все говорят, но пандемия заставила задуматься о том, что будет, если ситуация продлится, допустим, ещё 3-5 лет, в смысле продовольственного обеспечения разных стран мира.
  3. Кибер-безопасность: угрозы в киберпространстве трансграничны и все страны должны сотрудничать в этом смысле.