- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Экономические аспекты нормализации отношений между Израилем и Бахрейном

Сближение Израиля и Бахрейна, ставшее знаковым событием в историческом и политическом смысле, имеет и большое экономическое значение не только для динамики будущего взаимодействия государств, но и всего региона. С одной стороны, за счет активизации этого компонента контактов стороны имеют возможность поддержать ряд отраслей, наиболее пострадавших от пандемии COVID-19. Так, по словам министра экономики Израиля А.Переца: «сотрудничество между двумя странами станет еще одним базисом, который мы формируем в интересах предпринимателей, чтобы они могли развиваться и расти, несмотря на коронавирусный кризис». С другой стороны, наметившиеся направления отражаются на таком явлении, как бойкот израильской продукции, произведенной в поселениях.

Говоря о конкретных шагах, предпринятых Израилем и Бахрейном в последнее время, стоит выделить, к примеру, меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в сфере туризма. Документ был согласован в ходе визита бахрейнской делегации в Иерусалим. Предполагается, что два государства будут прежде всего ориентированы на приток туристов из Северной Америки, Восточной и Юго-Восточной Азии. Это, в свою очередь, повысит туристическую привлекательность всего региона. Примечательна здесь и ставка на государства, расположенные на значительном отдалении от Ближнего Востока, поскольку именно для туристов, которым приходится преодолевать значительные расстояния, важна возможность за один визит посетить несколько соседствующих государств.

Раскрытию туристического потенциала взаимодействия будут способствовать соглашения в области авиации, достигнутые компаниями двух стран. Так, в начале декабря стало известно, что израильская компания TAL Aviation Group достигла договоренностей с бахрейнским авиаперевозчиком Gulf Air о представительстве его интересов на территории страны. Предполагается, что первый полет в Израиль будет совершен уже 7 января. Ранее о намерении осуществлять рейсы в Манаму объявил Israir. Дата первого полета также намечена на конец текущего – начало следующего года. Израильский перевозчик надеется при соответствующей эпидемиологической ситуации осуществлять два коммерческих рейса в неделю. Отдельно стоит отметить, что Israir также открывает эмиратское направление.

Таким образом, речь вновь идет о региональном проекте, способном поддержать в будущем одну из наиболее пострадавших от COVID-19 отраслей. Более того, помимо сообщения между государствами новые рейсы, как ожидают экономические обозреватели, станут удобными стыковками. В частности, Gulf Air является одной из крупнейших кампаний региона и имеет более 40 направлений, охватывающих весь мир.

Помимо договоренностей с TAL Aviation Gulf Air подписала соглашения с Israel Aerospace Industries о предоставлении линейного обслуживания самолетов. Документ предполагает предполетную подготовку бахрейнских воздушных судов, приземлившихся в аэропорту Бен-Гурион, технический осмотр, устранение возникающих неисправностей.

В том, что касается условий взаимной торговли, находящихся сейчас на стадии согласований, то по информации профильных ведомств Бахрейна, страна не намерена выделять в отдельную категорию продукцию, произведенную на территории Иудеи, Самарии, Восточного Иерусалима или Голанских высот. По словам министра промышленности, торговли и туризма Бахрейна Заида бен Рашида аль-Заяни, прозвучавшим в четверг, «мы будем рассматривать израильскую продукцию как израильскую. Маркировка или происхождение не является для нас проблемой». Таким образом, это становится еще одним свидетельством эрозии солидарности арабского мира с палестинскими требованиями. Подобный подход дает четкий сигнал, что в случае совпадающих интересов и взаимовыгодных инициатив Израиля и умеренных региональных режимов, последние готовы отказаться от обязанности увязывать сотрудничество с Иерусалимом с позицией по конфликту.

Решение Бахрейна по импорту из Израиля имеет значение и в контексте торговых отношений Израиля с ЕС, где на этот счет позиция существенно более жесткая. Страдают от нее в том числе израильские виноделы, выращивающие виноград на Голанах. Со сбытом их продукции в Европе возникли серьезные проблемы, а потому они рассчитывают на рынок ОАЭ. Там в ноябре было объявлено о поправках, упрощающих вопросы употребления, продажи и хранения алкогольных напитков. О том, ставка на какую продукцию будет сделана в случае с Манамой, пока не сообщается. Представители последней открыто говорят преимущественно о заинтересованности в секторе high-tech. Однако примечательно, что заявление по поводу товаров из поселений сделал Бахрейн, а об их экспорте израильтяне задумались в связке с ОАЭ, хотя в эмиратах на этот счет не высказывались. Впрочем, не исключено, что речь идет о неком общем решении, принятом в рамках нормализации.

Отдельно необходимо пояснить, что Бахрейн, в отличие от своих соседей отказался от бойкота Израиля еще в середине 2000-х гг., что стало результатом подписания торгового соглашения с США. Более того, на тот момент в качестве аргумента для данного решения, ставшего своего рода «комфортной версией» для многих противников этого шага, звучало то, что государство против любых форм торговых бойкотов, т.к. является страной-участницей ВТО. В этой связи необходимо подчеркнуть два важных обстоятельства. Во-первых, продвижение экономических контактов именно с Бахрейном обладает большим потенциалом в краткосрочной перспективе, т.к. требует снятия меньшего числа ограничений.

Во-вторых, в более широком смысле «расширения пояса дружественных режимов», как называет процесс глава израильского правительства Б.Нетаньяху, увязывание нормализации со своеобразным прокладыванием пути в Вашингтон обладает неплохими перспективами. Немаловажно и то, что в текущих условиях, делая шаг в пользу Израиля в том, что касается товаров из поселений, Бахрейн также имеет определенную возможность сблизиться с США. Вашингтон, напомним, в октябре пошел на подписание соглашения с Иерусалимом, которое расширяет на Иудею, Самарию, Голаны американо-израильские договоренности в области науки и технологий.

В целом, бахрейнское, равно как и эмиратское направление обладает для Израиля большими перспективами. Связано это с тем, что сторонам пока доступна относительно простая возможность делать ставку на экстенсивный путь развития, пользуясь тем, что во многих сферах официальное взаимодействие попросту не существовало, а неофициальное сталкивалось с многочисленными политическими барьерами. В результате, стороны ожидают, что в следующем году объем взаимной торговли достигнет 220 млн долларов, не считая возможных сделок в области обороны и туризма. Впрочем, в среднесрочной и долгосрочной перспективе не исключены сложности, касающиеся не только динамики конфликтов в регионе, но и того, что сторонам потребуется расширять и углублять те сферы, в которых сегодня наметился прорыв.