- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

По поводу нормализации отношений между Израилем и Марокко

Марокко и Израиль официально объявили в четверг об установлении между ними дипломатических отношений на уровне посольств. При этом следует особо подчеркнуть, что произошло после того, как американская администрации пообещала официально признать контролируемую Марокко спорную территорию Западная Сахара частью суверенной территории этого королевства. Это информация была подтверждена и американской стороной. «Сегодня я подписал декларацию о признании суверенитета Марокко над Западной Сахарой. Серьезный, надежный и реалистичный план автономии (Западной Сахары в составе Марокко – В.Ч.) – это единственная основа для справедливого  и осуществимого решения конфликта, которое повлечет за собой мир и процветание! – написал президент США Дональд Трамп на своей странице в Твиттере, — Сегодня произошел еще один исторический прорыв! Два наших прекрасных друга, Израиль и Королевство Марокко согласились установить между собой полные дипломатические отношению – это существенный прорыв на пути к миру на Ближнем Востоке!».

Следует напомнить, что до 1976 года Западная Сахара была испанским колониальным владением. После вывода из нее испанских войск поддерживаемый Алжиром Народный фронт за освобождение Сигиет эль-Хамра и Рио-де-Оро (POLISARIO) провозгласил независимую Сахарскую Арабскую Демократическую Республику (САДР). Однако Марокко незамедлительно оккупировало аннексировало почти 80% территории Западной Сахары, на которую претендовала также расположенная южнее Мавритания. Власти САДР контролируют не более 20% своей заявленной территории (так называемая «Свободная зона»). Несмотря на это САДР была признана 84 государствами (24 из них позднее отозвали под давлением Марокко свое признание, а 11 – заморозили дипломатические отношения с САДР). С 1984 года САДР является членом Африканского союза. Что касается ООН, то эта влиятельная международная организации отказывается как признать независимость САДР, так и признать суверенитет Королевства Марокко над Западной Сахарой, требуя предварительно провести под международной эгидой референдум относительно будущего данной территории. На проведение такого референдума не согласно Марокко, ссылающееся на то, что до испанского завоевания, результаты которого были юридически закреплены Берлинской конференцией колониальных держав 1884 года, Западная Сахара находилась под властью марокканских королей. Повышенный международный интерес к Западной Сахаре объясняется в первую очередь тем, что эта большая пустынная территория (более 266 тысяч кв. км) с редким берберским и арабским населением (586 тысяч человек по оценке 2015 года) чрезвычайно богата фосфатами.

Так или иначе, таким образом, Марокко стало четвертым арабским государством — после  ОАЭ, Бахрейна и Судана, объявившим в течение последних нескольких месяцев о нормализации отношений с еврейским государством. Король Марокко Мухаммед VI предпочел поторопиться и установить дипломатические отношения с еврейским государством, пока в Белом доме еще находится президент Дональд Трамп, готовый щедро вознаградить лидеров арабских государств, готовых нормализовать отношения с Израилем в соответствии с его программой мирного урегулирования Ближневосточного конфликта, ставшей известной под неофициальным названием «сделка века». В случае Марокко таким вознаграждением стало признание марокканского суверенитета над Западной Сахарой, в случае Судана – исключение его из американского списка государств, поддерживающих террор и потому подвергаемых тяжелейшим экономическим санкциям, в случае ОАЭ – согласие на продажу их ВВС новейшего американского истребителя-бомбардировщика F-35. Альтернативой было отложить вопрос о нормализации отношений с еврейским государством месяца, как минимум, на полтора, пока в Белый дом не придет новый президент, Джо Байден, взгляды которого на пути решения Ближневосточного конфликта резко отличаются от взглядов Дональда Трампа. Этот вариант предпочел король Саудовской Аравии Сальман.

Однако было бы ошибкой считать, что согласие марокканского короля на нормализацию отношений с еврейским государством стал исключительно результатом давления и посулов со стороны американской администрации президента Дональда Трампа. Отношения Марокко с еврейским государством и тем более с еврейским народом имеют очень долгую историю. Евреи проживали на территории современного Марокко по крайней мере со времен римского владычества, задолго до того, как в начале VIII века эта страна была завоевана арабами. Известно, что иудаизм имел некоторое распространение среди берберских племен, оказывавших вооруженное сопротивление арабскому вторжению. В Позднее Средневековье в Эрец-Исраэль начинают прибывать еврейские репатрианты из Марокко, сформировавшие общину, известную как «муграби2 («магрибинцы»), ставшей в начале Нового времени одной из четырех важнейших этнолингвистических общин, из которых складывалось еврейское население Эрец-Исраэль наряду с «мустараби» (потомки старожильческого населения, никогда не покидавшего страны), сефардами (репатриантами с Пиренейского полуострова) и ашкеназами (репатриантами из Германии, Италии и сопредельных стран).

После изгнания евреев из Испании (1492 год) и Португалии (1497 год) значительная их часть устремилась в Марокко. В Новое и Новейшее время в Марокко проживала крупнейшая в арабском мире еврейская община. Достаточно упомянуть о том, что с момента провозглашения независимости Государства Израиль в 1948 году и до Шестидневной войны 1967 года в него репатриировалось 250 тысяч марокканских евреев. На сегодняшний день в Израиле проживают 490 тысяч уроженцев Марокко и их потомков в первом поколении (внуки и правнуки репатриантов подпадают в израильской статистике в категорию «дети, родители которых родились в Израиле» и, соответственно, не учитываются в связи со страной исхода их дедов и прадедов), что делает марокканских евреев крупнейший неашкеназской группой среди израильских евреев. Старшее, а отчасти и среднее их поколение сохраняет владение распространенными в Марокко языками – французским, марокканским арабским (в Израиле его называют «муграбит»), испанским, а в некоторых случая даже берберским. Влияние марокканских евреев на израильскую политику весьма велико. Так, в нынешнем правительстве Израиля –  примерно треть (11)  министров марокканского происхождения.

В самом Марокко сохранилась маленькая еврейская община (2,5 тысячи, согласно последним оценкам; точную цифру назвать невозможно, поскольку значительная часть из них делит свою жизнь между Марокко и Францией), пользующаяся религиозной автономией и находящаяся под покровительством короля. На фоне практически полного исчезновения еврейских общин в таких арабских государствах, как Ирак, Египет, Ливия, Алжир, и это немало. Следует отметить, что личным советником короля Мухаммеда VI является еврей Андре Азулай. Более того, марокканские власти давно не препятствуют визитам израильтян в Марокко (как правило, это марокканские евреи, посещающие места, где прошло их детство, или где родились их родители) и продолжению репатриации в Израиль (ежегодно в еврейское государство все еще прибывают отдельные репатрианты из Марокко).

Еще в 1960-е годы,  несмотря на антиизраильскую риторику марокканских властей, имело место сотрудничество между спецслужбами Израиля и Марокко. В последующие годы имели место неофициальные визиты израильских политиков в Марокко. В 1986 году занимавший тогда поста премьер-министра Израиля Шимон Перец совершил официальный визит в Марокко, где он встретился с тогдашним королем Хасаном II. В заключение следует сказать, что в 1995 году между Израилем и Марокко были установлены дипломатические отношения на уровне посольств. Они были расторгнуты в 2000 году по инициативе марокканской стороны в связи с началом так называемой «интифады аль-Акса» и вызванной ею антиизраильской истерии в арабском и мусульманском мире. Де-факто отношения между двумя странами, включая закупку марокканцами израильских товаров (всего на 20 млн США в 2012 году, например) и визиты израильских туристов в Марокко (10-13 тысяч в год) сохранялись и после это даты. Поэтому речь сейчас фактически идет не об «установлении», а о восстановлении официальных дипломатических отношений между двумя государствами. Как долго они продержатся на этот раз, покажет время.