- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Франция намерена активизировать с администрацией Дж.Байдена совместную политику в зоне Сахеля

Глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан намерен совершить визит в США сразу после прихода к власти Джозефа Байдена. С таким заявлением он выступил в интервью газете «Фигаро» в воскресенье 14 декабря.  «Я поеду в США сразу после вступления Байдена в должность», — отметил Ле Дриан. Министр напомнил, что кандидат от Демократической партии уже в ходе предвыборной кампании объявил о намерении вернуться в Парижское соглашение по климату, что во Франции считают позитивным моментом. Ле Дриан также выразил надежду на то, что США сблизят свои позиции с европейскими и по другим вопросам, в частности могут вернуться в Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) по иранской ядерной программе. По словам главы французской дипломатии, этот вопрос будет обсуждаться в ходе его визита.  Одновременно Ле Дриан указал, что за время президентства Дональда Трампа Европа изменилась. «Она стала более зрелой, подтвердила свой суверенитет», — подчеркнул он. По его словам, Европе необходимы теперь более сбалансированные отношения с США. «Мы настроены оптимистично, потому что США необходимы сильные союзники, — пояснил Ле Дриан. — В их интересах иметь сбалансированные трансатлантические отношения». Если говорить проще, то срочный визит министра иностранных дел Франции в Вашингтон помимо выше обозначенных тем  обусловлен еще и стремлением активизации участия США в рамках совместных усилий в Сахеле. Именно этот регион, а совсем не Парижское соглашение по климату и даже не СВПД является главной «головной болью» на сегодня для французского президента Э.Макрона: главный его конкурент Меланшон активно использует неудачи Елисейского дворца на треке Сахеля  в рамках проводимой там контртеррористической операции «Бархан» для набирания очков в начавшейся уже по существу президентской гонки. Таким образом, для Макрона принципиально важно заручится поддержкой Вашингтона в рамках совместных усилий, в качестве задачи-минимум, и убедить новую администрацию США более активно участвовать на практике в ней в качестве задачи-максимум.   Избранный президент США Джо Байден уже определил команду дипломатов, работающих над выработкой новой позиции Вашингтона в Сахеле, которая должна отличаться от фактического блокирования администрацией Трампа любых переговоров с Парижем на эту тему. Объявленный 23 ноября будущим госсекретарем избранного президента США Джо Байдена, Энтони Блинкен [1] уже собрал свою команду дипломатов, чтобы начать прокладывать путь назад к Парижскому соглашению по климату и иранской ядерной сделке, но есть еще один насущный вопрос, который вскоре станет одним из главных: Сахель. Назначенный Байденом новый  посол США в ООН Линда Томас-Гринфилд [2], как полагают французские источники, будет одной из ключевых фигур в этой команде. Ее позиция разительно отличается от прежней позиции  администрации Трампа, которая не видела никаких перспектив альянса с ЕС по вопросам  финансирования  стабилизационной миссии ООН в Мали МИНУСМЫ и совместной работы по формированию, тренингу и финансированию объединенного контингента  «африканской пятерки» G5 [3]. Французы, которые являются главными интересантами в этом досье, уже получили обнадеживающий сигнал от Л.Томас-Гринфильд. «Многосторонность вернулась», — сказал будущий посол США в ООН, выступая перед прессой после ее выдвижения. Теперь французского министру иностранных дел предстоит проверить во время своего визита в США эти слова на практике.  По данным ряда источников Елисейском дворце, которые знакомы с ситуацией,  как только 20 января администрация Байдена займет Белый дом, Париж хочет добиться от нее гарантий финансирования совместных сил G5 в Сахеле в соответствии с Главой VII Устава Организации Объединенных Наций. Это означает, что Сахельская группа G5 может «использовать вооруженную силу» и получить доступ к более устойчивому финансированию со стороны ООН и международных спонсоров.  Сейчас эти совместные силы в значительной степени зависят от выделения ресурсов со стороны международного сообщества, главным образом Европейского союза [4]Администрация Трампа в свое время выступала против практического применения положений главы VII на том основании, что это поставило бы ООН в затруднительное положение, как главного финансиста совместных сил G5 в Сахеле. Хотя реализация Главы VII не дает автоматически ключа к прямому финансированию со стороны ООН, она может значительно облегчить доступ к нему. Финансирование ООН может означать сдвиг патовой парадигмы для африканских сил, которые на данный момент не имеют гарантий надежного финансирования на ближайшие годы. Однако попытки французского дипломатического корпуса и даже генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша [5] за последние два с половиной года не сдвинули с места оппозицию Вашингтона этому проекту.  Вопрос о запуске главы VII для Сахельских сил G5 вызвал одно из первых столкновений Эммануэля Макрона [6] и Дональда Трампа [7] в Совете Безопасности ООН в 2017 году. На протяжении всей своей президентской кампании 2016 года Трамп неоднократно критиковал  «непомерные» затраты Вашингтона на миротворческие силы ООН.  В июне 2017 года, как раз когда Франция внесла резолюцию 2359 о введении поддержки Объединенных сил ООН, посол Франции в ООН Франсуа Делаттр [8] столкнулся со своей американской коллегой Никки Хейли [9], назначенный за несколько месяцев до этого. Действуя в соответствии с предвыборными обещаниями Трампа, Хейли, республиканка и бывший губернатор Южной Каролины, жестко тогда обозначила намерение воспользоваться правом вето США, если запуск положений главы VII будет включен во французский проект резолюции. Это оставило горький осадок у французских дипломатов, составлявших проект резолюции, хотя им и удалось убедить других членов Совета Безопасности и заручиться поддержкой Великобритании в последнюю минуту. Вступив в должность всего лишь месяцем ранее и приняв Трампа в качестве почетного гостя Франции на День взятия Бастилии 14 июля, Макрон отказался от прямой конфронтации с президентом США прежде всего из-за угрозы вето. Новый глава французского государства тогда все еще верил, что сможет убедить Трампа остаться в Парижском климатическом соглашении, и активнее участвовать в совместных усилиях по борьбе с исламистами в формате  сахельского досье. Эти баталии в Совете Безопасности  ООН очень быстро его отрезвили.  С тех пор Париж несколько раз пытался поднять тему запуска положений главы VII, но неизменно натыкался на стену непонимания в Вашингтоне. С администрацией Байдена в Белом доме все может быть совсем по-другому, хотя переговоры будут сложными, и США, потратившие последние два года на создание собственных инструментов двустороннего сотрудничества с африканскими странами по линии борьбы с исламистскими террористами, вряд ли сделают внезапный поворот. Франции очевидно будет нелегко добиться своего, особенно сейчас, когда еще и Лондон решительно выступает против этой инициативы.

Другая проблема, стоящая перед будущими дипломатами Байдена, хотя и не столь острая, но все же вызвавшая столкновения между Парижем и Вашингтоном в последние месяцы, — это МИНУСМА. В мае Вашингтон задал тон переговорам по поводу этой «дорогостоящей» миссии ООН в Мали, потребовав значительного сокращения бюджета и персонала. Годовой бюджет МИНУСМА составляет около 1,2 млрд долларов. США также призвали главу миссии, бывшего министра иностранных дел Чада Махамата Салеха Аннадифа [10], уйти в отставку. Вашингтон даже выдвинул своего кандидата на место Аннадифа, который возглавляет миссию с 2015 года: американского дипломата Дэвида Грессли [11], нынешнего заместителя командующего МООНСДРК [12]. Эта инициатива  не нашла понимания у Франции, Китая и России. Первоначально мандат Аннадифа должен был закончиться в декабре, но  с мотивировкой «исключительный случай» был продлен до апреля 2021 года. Это дает команде Байдена несколько недель для достижения соглашения с другими членами Совета Безопасности относительно нового главы миссии. Есть уже несколько имен, которые обсуждаются в кулуарах ООН, но Вашингтон систематически отвергает всех кандидатов, выдвинутых Парижем. Это бывший директор департамента мира и безопасности Африканского союза мавританец Эль-Гассим Вейн [13], его соотечественник Мухаммед эль-Хасен ульд Лебатт [14] и помощник генерального секретаря по операциям по поддержанию мира Бинту Кейта [15] из Гвинеи.

Дипломаты Трампа никогда не были сторонниками создания широкой западной коалиции в Сахеле, созданной по инициативе Франции в марте 2020 года, и команда Байдена пока сохраняет по этому вопросу «низкий профиль». На первом заседании коалиции в июне, посвященном обсуждению вопроса налаживания координации миссий по обеспечению безопасности в регионе, Вашингтон продемонстрировал отсутствие энтузиазма в отношении этой французской инициативы, что было подчеркнуто американским слабым представительством на этой встрече, которая подразумевала уровень министров. Там присутствовал только посол США в Сахеле Дж. Питер Фам [16]. В этой связи, как говорят французские источники, индикаторами изменения этой позиции Вашингтона могут быть прежде всего кандидатуры преемников  того же Фама и убежденного республиканца и помощника госсекретаря по африканским делам Тибора Надя [17]. Париж сегодня серьезно  надеется, что приход Байдена даст ему возможность вдохнуть новую энергию в Сахельскую коалицию. При этом отметим, что этот альянс никогда полностью не признавался на международной арене как самостоятельное образование. После инаугурации избранного президента США, намеченной на 20 января, Франция может рассмотреть возможность организации саммита этой структуры. Прежде чем это произойдет, коалиция сначала должна назначить генерального секретаря, в связи с чем  Европа и Сахельская «Большая пятерка» уже обсуждают кандидатов.

Еще одним направлением французской озабоченности является  подход нового президента США к французской операции «Бархан [18]», что может оказать серьезное влияние на всю сахельскую дипломатию. Трамп и его бывший министр обороны Марк Эспер [19], которого президент уволил 9 ноября, по большому счету заняли позицию нейтрального подхода к «Сахель-Сахарской полосе» — термин, который был придуман французскими военными. В конце прошлого года эта тема  была в центре переговоров Франции с Соединенными Штатами, но ни одно из обещаний  Вашингтона в рамках помощи этой операции не сопровождалось конкретными действиями. Париж смог только перенести новый раунд переговоров с Пентагоном на эту тему на октябрь-ноябрь 2020 года, что опять же никаких результатов не принесло. Теперь, когда Париж решил постепенно свернуть операцию «Бархан» в 2021 году и перекинуть бремя поддержания  безопасности региона на  плечи региональных и международных игроков, принципиально важно понять, какую позицию займет Вашингтон? Узкий состав комитета обороны Франции кратко коснулся этого вопроса во время совещания в Елисейском дворце 17 ноября с Макроном, главнокомандующим французской армией, командующим Центром оперативного планирования и исполнения Франции (CPCO [20])  в рамках рассмотрения нескольких вариантов сокращения  этой операции. Варианты включают постепенное преобразование того, что является крупнейшей внешней операцией Франции, в оперативное военное партнерство, которое будет включать совместное командование с национальными армиями Сахельского региона. Этот новый способ действий мог бы сделать Вашингтон гораздо более вовлеченным в этот процесс. Армия США все еще имеет несколько сотен военных из состава специальных сил, развернутых в регионе, большинство из которых находятся в Нигере. Он также предоставляет несколько учебных программ местным силам через AFRICOM [21]. Тем не менее, ситуация далека от определенной и сильно зависит от будущих номинаций в силовой блок новой администрации. В частности, от позиции по этому вопросу советника президента по национальной безопасности Джейка Салливан [22]а, который был назначен Байденом  23 ноября, и пока не назначенного министра обороны.