- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ливия: о нормализации деятельности Libayn Investment Authority и ре-интеграции Центрального банка

На фоне громких политических заявлений, опубликования меморандумов, официальных встреч и прочего, что сопровождает любой процесс в государственной жизни любой страны, в тени часто остаются события менее помпезные, чем дающие пищу разного рода аналитикам и СМИ, однако, гораздо более значимые. Касаются они, как правило узких специфических вещей, в том числе того, что связано с деньгами, т.е финансами, которые, как известно, представляют собой «кровь экономики». И любят тишину.

В случае с Ливией, страной необычной в очень многих областях, и поэтому выделяющейся из всех арабских стран, одной из таких характерных особенностей являлось то, что бюджет ее, во всяком случае, с тех пор, когда по нему можно найти статистические данные, всегда был профицитным. Малочисленность населения страны относительно ВВП такова, что ливийская экономика, даже в худшие свои годы, а именно, с 2017 по, без малого, настоящее время, генерировала просто чудовищное количество, как сейчас модно говорить, «кэша». Выручки от нефти с лихвой хватало на все социальные и политические эксперименты М.Каддафи, на его внешнеполитические мероприятия, всех оттенков, от авантюр сомнительного рода до гуманитарных программ, на приобретение одного из самых впечатляющих арсеналов: по числу единиц самой разной, современной на то время, боевой техники, количеству и качеству объектов военной промышленности, Ливия на пике этого процесса, в середине 1980-х гг. превосходила Ирак и Сирию, вместе взятых, став абсолютным рекордсменом по объему военных закупок у СССР и имея самый маленький, да и то, очень спорный долг перед ним. В отличие от тех же Ирака и Сирии. Денег с лихвой хватало и на местные нужды: дороги, больницы, социальную сферу, и с избытком оставалось на инвестиционные программы, реализовавшиеся через несколько организаций.

Запас прочности ливийского динара, ни в чем тогда не уступавшего кувейтскому по стабильности курса, оказался таков, что на стране особо не сказались десять с лишним лет блокады и санкций, она даже умудрилась в это время завершить сооружение одного из самых грандиозных инженерных сооружений 20 века в мире – Великой искусственной реки. За годы санкций Джамахирия продолжила наращивать инвестиционные ресурсы и вкладывать их в Европе и в Африке. С точки зрения объемов ливийского инвестиционного капитала и планов по его применению в той же Африке, можно с высокой степенью уверенности утверждать, что Ливия была самым опасным конкурентом для ОАЭ, Катара и Саудовской Аравии. Последняя, например, откровенно прибрала к руками те сельскохозяйственные проекты, которые Ливия готовилась реализовать в Судане.

Трагедия 2011 года кроме очевидных политических и гуманитарных аспектов имела и финансовый, став одним из самых выдающихся вооруженных грабежей в современной истории: количество ливийских авуаров арестованных в банках США и Европы и «раздербаненных» в первые несколько месяцев после падения Джамахирии, сосчитать невозможно. Под предлогом оплаты «нужд революции из денег тирана», компенсаций «гуманитарных миссий», военных издержек и многих других неправомочных предлогов, украдено было несколько сот миллионов долларов.  То, что украсть было невозможно, было заморожено, то есть, стали пользоваться процентами от ливийских денег. Значительные средства, тем не менее, удалось сохранить и «зеленой» оппозиции: деньги Каддафи умел не только вкладывать, но и прятать.

Тот массив финансов, который сохранился вне Ливии и был арестован под предлогом тех же гуманитарных соображений, на сегодня, представляет ресурс, который будучи возвращен в ее экономику, позволит восстановить большинство инфраструктурных программ и нормализовать платежный баланс, укрепить курс динара. И, судя по некоторым признакам, процесс политического диалога в Ливии в ближайшее время будет существенно поддержан финансово. Его авторы и модераторы прекрасно отдают себе отчет в том, что у сытых людей гораздо меньше поводов для недовольства и тем самым, критическая масса, особенно молодежи, питающая войну, может быть уменьшена.

15 декабря, Комитет Совета Безопасности ООН по санкциям в отношении Ливии провел закрытое заседание с использованием технологии удаленной связи с председателем Совета директоров Ливийского инвестиционного управления (Libyan Investment Authority), Али Махмудом и руководством LIA в присутствии представителя Президентского совета ПНС по связям с Организацией Объединенных Наций, Тахера аль-Сунни и ряда членов миссии.

Ливийское инвестиционное управление заявило в своем пресс-релизе, которой цитирует портал «Оэа», что встреча проводится по приглашению международного комитета для обсуждения последствия замораживания некоторых активов Ливийского инвестиционного управления и отчета, подготовленный аудиторами Deloitte в отношении LIA.

Глава Ливийского инвестиционного управления, согласно пресс-релизу, проанализировал прогресс, достигнутый в стратегии учреждения по всеобъемлющему переходу к управлению в 2020 году, подчеркнув, что учреждение не стремится отменить замораживание, а, скорее, вносит «незначительные изменения» в систему замораживания, чтобы гарантировать сохранность замороженных активов.

Со своей стороны, президент Комитета, заместитель представителя Германии в Организации Объединенных Наций Юрген, Шульц и члены комитета высоко оценили прогресс, достигнутый фондом в реализации стратегии трансформации, и важность того, чтобы организация продолжала расти в соответствии с международными стандартами, говорится в заявлении.

Руководитель LIA пообещал Комитету вернуться к обсуждениям в следующем году, чтобы проинформировать их о дальнейшем прогрессе, достигнутом в стратегии преобразования учреждения и практических вариантах решения трудностей, с которыми сталкивается управление из-за длительного замораживания его активов и применения системы замораживания в ее существующей форме.

В заявлении упоминается, что Ливийское инвестиционное управление завершило первую фазу своей «всеобъемлющей стратегии по переходу к надлежащему управлению в сотрудничестве с международной консалтинговой фирмой «Оливер Вайман» с целью расширения своих профессиональных возможностей для эффективного управления своими активами по всему миру на благо всех ливийцев».

Ранее, директор Главного департамента финансового контроля компаний аудиторского бюро Deloitte, Рафи Мухаммед Шауш, сообщил Али Махмуду, что проверка выявила участие многих советов директоров дочерних компаний управления в долях собственности в дочерних компаниях, совместных предприятиях или недвижимости, осуществляемое путем передачи им долей собственности, путем слияния или продажи долей.

Согласно результатам проверки, такие действия членов советов директоров компаний происходило при полном отсутствии всей информации, отчетов, документов, форм, инвестиционных положений, исследований и аукционов, которые регламентируют подобные вещи и  у бюро есть много примеров подобного рода.

Чтобы справиться с этими явлениями, бюро рекомендовало сформировать технический комитет или назначить рабочую группу для изучения всех случаев смены прав собственности, которые произошли с активами этих компаний с 2011 года и представить отчет о них, касающийся новых владельцев, чтобы предотвратить  случаи конфликта интересов с лицами, принимающими решения о передаче права собственности, определить степень выгоды от передачи права собственности, ее необходимость и доступность всех юридических, технических и финансовых обоснований при принятии таких решений, причем копия этого отчета передается в аудиторское бюро после его завершения.

Бюро также рекомендовало прекратить любой тип передачи собственности до завершения инвентаризации и оценки всех компаний и финансовых активов, принадлежащих дочерним компаниям, с разработкой единой «дорожной карты» и целевых показателей денежных потоков в соответствии с лучшими вариантами реализации путем продажи или участия и графика избавления от проблемных компаний или корректировки их позиций. И при условии разработки регулирующих это инвестиционных правил, таблиц полномочий, утверждения отчетов, документов и всей информации, необходимых перед завершением любой такой сделки.

Аудиторы указали на необходимость доработать системы организации, управления и контроля, которые контролируют такое действия, чтобы советам директоров была предоставлена ​​возможность избавиться от дочерних компаний, которые больше не имеют экономической целесообразности и  истощают свои активы в виде заработной платы и премий и несут убытки, с тем, чтобы открылись инвестиционные горизонты.

Бюро отметило в своем отчете, что неудачи и неспособность LIA достичь своих целей постоянно обосновывались тем, что эти инвестиции были созданы для политических, а не экономических целей, в то время как те, кто несет ответственность за них, пользуются всеми преимуществами создавшейся ситуации и накапливают убытки.

Наведение порядка в LIA после нескольких лет анархии, царившей там, окажет благотворное действие для внешнеэкономических связей Ливии. Не случайно, за процессом внимательно следят немцы: активы LIA в Германии и в Австрии, в основной своей массе, уцелели, и, в значительной части, относятся к области переработки нефти и реализации нефтепродуктов.

Миссия Организации Объединенных Наций по поддержке в Ливии высоко оценила решение Совета директоров Центрального банка Ливии, принятое в среду, 16 декабря в отношении унификации обменного курса ливийского динара на уровне 4,48 динара за доллар США. Напомним, что до 2011 года обменный курс динара составлял 1.23 динара, а в ходе войны и интервенции НАТО, введенной экономической блокады – 1.28 динара. Сегодня на «черном» рынке реальный обменный курс динара колеблется от 7 до 10 динар.

В заявлении для СМИ Миссия сочла это решение «важным и необходимым шагом на пути к облегчению страданий ливийского народа и хорошим знаком того, что это суверенное и жизненно важное учреждение движется к своему воссоединению». После раскола власти в Ливии, отделение ЦБ в Киренаике стало играть роль местного Центробанка, во всяком случае, в плане расчетно-кассовых и казначейских функций, оно так и продолжило работать, как и при М.Каддафи, но, политически, временное правительство в Тобруке его постоянно выставляло в качестве независимого субъекта. Пользуясь статусом филиала ЦБ, «восточники» заказывали тогда в РФ печать наличных динаров, ввозимых в Киренаику помимо ЦБ в Триполи. С другой стороны, требовали перечисления им части выручки от продаж нефти. Так, элементы единого финансового механизма становились заложниками в политической борьбе.

Исполняющая обязанности главы Миссии ООН, Стефани Уильямс подчеркнула, что «сейчас настало время для всех ливийцев — особенно активных политиков в стране — проявить подобное мужество, решимость и лидерство, отложить свои личные интересы и преодолеть свои разногласия ради ливийского народа с целью восстановления суверенитета страны и демократической легитимности ее институтов».

Миссия ООН обратила внимания на последствия прежней сепаратисткой линии: обнищание ливийцев и исчезновение среднего класса в свете высоких цен, в том числе, вызванных расколом ЦБ.

16 декабря Совет директоров Центрального банка Ливии в Триполи утвердил поправку к обменному курсу ливийского динара, эквивалентному 4,48 динара за доллар, при условии, что эта цена применяется ко всем государственным, коммерческим и личным целям и использованию иностранной валюты, и она должна быть введена на всей территории страны с 3 января 2021 г.

В связи с этим рабочая группа по экономике, в которую входят Соединенные Штаты Америки, Европейский союз и Египет, провела в Женеве встречу представителей ливийских экономических институтов для разработки решительных экономических реформ путем унификации обменного курса и расширения доступа к наличным деньгам.

Со своей стороны Миссия ООН в заявлении, опубликованном на ее официальном сайте, сообщила что на этой встрече, направленной на координацию национальной экономической политики, присутствовали представители обеих филиалов Центрального банка Ливии, Министерства финансов, Национальной нефтяной корпорации, Бухгалтерского бюро и Министерства планирования, помимо независимых ливийских экономистов, а также представители Libyan Foreign Bank.

В заявлении указывается, что участники встречи согласились с тем, что нынешняя экономическая ситуация не может быть устойчивой и что ливийские учреждения должны предпринять шаги для «объединения задач, работать прозрачно и продемонстрировать свою способность эффективно удовлетворять потребности людей».

Участники приветствовали объявление Совета директоров Центрального банка Ливии о возобновлении его регулярных заседаний, начиная с 16 декабря этого года, после того, как были разработаны рекомендации по унификации обменного курса для обеспечения большей стабильности ливийской валюты и борьбы с коррупцией, а также приветствовали план Центрального банка Ливии по преодолению банковского кризиса таким образом, чтобы восстановить доверие в банковском секторе и обеспечить легкий доступ к ликвидности по всей стране.

Согласно заявлению, участники определили шаги по унификации национального бюджета, включая унификацию и рационализацию заработной платы в государственном секторе, выделение адекватного финансирования для развития и инфраструктуры по всей стране, эффективное управление растущим государственным долгом и борьбу с пандемией коронавируса.

Было подчеркнуто, что участники будут работать над восстановлением доходов от нефти путем разработки решений, направленных на устранение основных проблем, которые ранее потребовали замораживания поступавшей выручки. Напомним, что доходы от нефти, поступавшие после сентября в Libyan Foreign Bank, были заморожены в свете продолжающегося политического разделения.

На встрече была подчеркнута «важность своевременного выделения бюджета Национальной нефтяной корпорации для обеспечения ее непрерывной работы в интересах Ливии», и ее участники призвали все стороны воздерживаться от любых «угрожающих действий» против Национальной нефтяной корпорации.

Следующий раз в Женеве договорились встретиться в январе, чтобы «рассмотреть прогресс, достигнутый по этим вопросам и возможность принятия дальнейших технических шагов, необходимых для стабилизации ливийской экономики и удовлетворения потребностей всех ливийцев».

Миссия Европейского союза в Ливии высоко оценила итоги встречи в Женеве, отметив в серии комментариев на своем аккаунте в «Твиттер», что «это должно привести к объединению бюджета и институтов, и подчеркнув, что работа была проделана путем сочетания идеального технического опыта с ясным видением лучшего будущего для Ливии, которое отвечает всеобщим интересам».

«Доступ к замороженным доходам от нефти необходим для улучшения услуг, предоставляемых всем ливийцам, включая услуги здравоохранения, электро- и водоснабжения, при условии, что это делается таким образом, чтобы не усиливать коррупцию и не разжигать конфликты, подчеркнув необходимость серьезных институциональных изменений», —  поясняется в заявлениях Миссии ЕС, при этом, обращается внимание на то, что экономические и военные эксперты, мэры, вожди племен, активисты и представители гражданского общества со всех частей Ливии согласны во взглядах на пути к переменам, которых требует ливийский народ, добавив, что политикам было бы разумно последовать их примеру, особенно с учетом того, что нынешний период требует «консенсуса и мужества».

Разница в подходах к ливийской проблематике очевидна: Запад и США, неизменно критикуемые Москвой за все подряд, в лице своих дипломатических представительств, рабочих экспертных групп, через международные организации, государственные агентства и неправительственные организации, взаимодействуя с региональными партнерами (даже с Египтом, который, вроде бы, по «ту сторону баррикад», но, мы видим, что когда речь заходит о наведении порядка в финансах Ливии, вот он!) ведут систематическую работу по нормализации политической, и, как мы можем убедиться, финансовой ситуации в Ливии.  С другой стороны, РФ, даже не имеющая в Ливии посольства и ни одного представительства любого рода, кроме слоняющихся по пустыне на совершенно непонятных основаниях, вооруженных лиц, ассоциируемых во всем мире с ее гражданами, позиционирует себя как сторону, выступающую за мир и стабильность в этой стране. Сама собой напрашивается «зеркальная аналогия» с действиями США в Сирии, если бы не одно но: формально США и их союзники действуют в Сирии и в Ираке в рамках официально объявленной ими военной операции, получившей широкую международную поддержку.  РФ в Ливии формально не присутствует, демонстрируя в лице своих уполномоченных на такие случаи структур, лицемерие в лучших американских традициях. Однако, не будем забывать выражение про то, что позволено Юпитеру, не позволено быку. Вы копируете американские действия во внешней политике, обертывая их в пропагандистские тоги времен ввода советских войск в Афганистан с добавлением жупела международного терроризма, которым сейчас все обзывают друг друга, но не будем забывать: у США, при всем при этом, есть огромные ресурсы и потенциал, который они реализуют в Ливии и который, как ни странно, в данном случае, работает на благо ливийцев. Есть такой потенциал даже у Турции, вернее сказать, у Турции без всяких «даже», поскольку Турция уже давно не та, которую Россия побеждала во времена «Очакова и покоренья Крыма». Вопрос о реальном российском потенциале в Ливии, особенно, в счете идущих в стране изменений, остается открытым.