- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О новом после Турции в США

Президент Турции Тайип Эрдоган завил 23 декабря, что санкции США и Европы за российские ЗРС С-400 и деятельность Анкары в Средиземном море необоснованны и незаслуженны. «Турция столкнулась с незаслуженной политикой двойных стандартов по теме Восточного Средиземноморья и С-400. Мы бы хотели, чтобы в новом году наши контакты с США и Европой открыли новую страницу. Верю, что новый президент США Джозеф Байден уделит заслуживающее того внимание отношениям с Турцией», — сказал Эрдоган в среду во время выступления в парламенте, которое транслировал телеканал Эн-ти-ви. Он подчеркнул, что у его страны «нет намерений склоняться к Западу или Востоку» и она предпочитает сбалансированную внешнюю политику.
Власти США 14 декабря объявили о введении рестрикций в отношении руководителя Управления оборонной промышленности Турции Исмаила Демира и еще трех граждан республики в рамках закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA). Причиной является покупка Анкарой С-400 и ее нежелание отказаться от использования этих систем. С Европой у Турции конфликт сосредоточен вокруг работ Анкары по поиску углеводородов в Восточном Средиземноморье в исключительных экономических зонах, границы которых стороны оспаривают. В этой связи обратим внимание на выбор Р.Т.Эрдоганом нового посла Турции в США, который был назначен на этот пост в середине декабря. Также напомним, что на эту должность очень хотел быть назначен нынешний глава МIТ Турции Хакан Фидан, но, как говорят некоторые источники, турецкий президент попросил его остаться на посту руководителя турецкой разведки еще на год, а затем обещал ему пост министра иностранных дел. Как бы то ни было, в результате всех этих внутриполитических коллизий в Вашингтон поехал Хасан Мурат Меркан, исламист, влюбленный в иранский режим и имеющий связи с радикальным Фондом защиты прав человека и свобод и гуманитарной помощи (Insan Hak ve Hürriyetleri ve Insani Yardım Vakfı, или IHH). Как полагают эксперты, это назначение свидетельствует о том, что президент Реджеп Тайип Эрдоган намерен продолжать операции влияния среди мусульманской общины США. Он также надеется использовать его для лоббирования в администрации Дж.Байдена, поскольку Меркан имел наработанные контакты в Вашингтоне в период правления Обамы. Это было связано в том числе с тем , что он занимал тогда пост заместителя министра в Министерстве энергетики и председателя Комитета по международным отношениям в турецком парламенте. После этого Меркан, некарьерный дипломат, был впервые назначен послом в Японию в ноябре 2017 года.
В этой связи обратим внимание на часть секретного досье о Меркане в материалах дела для конфиденциального расследования турецкой полицией тайной деятельности иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР) в Турции, которая предполагает, что он скрывает свою тайную исламистскую повестку дня, притворяясь, что работает с западными союзниками. Меркан характеризуется самими ксировцами как «очень проиранская фигура». В записке упоминалась звукозаписи частной беседы Меркана с несколькими эмиссарами КСИР в кафе Анкары, которое часто посещали турецкие законодатели. Он заявил им, что «Подпись в Лиссабоне-это еще не конец всего. Там мы подписали общие правила концепции, но будут интервенции в процессе реализации, будут вето, и это будет работать в пользу Ирана. Турция нуждалась в этом документе, чтобы избавиться от давления на нее», — сказал тогда Меркан своим иранским визави. Он имел в виду радиолокационную систему раннего предупреждения НАТО, которая будет развернута в турецкой провинции Малатья в районе Кюрек как часть системы противоракетной обороны НАТО. Естественно Тегеран полагал эту систему прямой угрозой своей обороноспособности. Правительство Эрдогана дало «зеленый свет» развертыванию, хотя и неохотно, во время саммита НАТО в Лиссабоне, где все члены НАТО одобрили стратегический план создания системы противоракетной обороны, охватывающей членов альянса. Меркан тогда был председателем парламентского комитета по международным отношениям и был одной из ключевых фигур в правящей Партии справедливости и развития (ПСР), которая помогала формировать турецкую внешнюю политику. Меркан и другие исламисты в частном порядке заверяли Иран, что действия НАТО будут нейтрализованы и им не будет позволено действовать против Ирана. «Мы были зажаты лозунгом  «сдвиг оси» [когда Турцию обвинили в выходе из структуры трансатлантического альянса]. На самом деле Ирану и другим нашим соседям выгодно, чтобы мы не полностью порвали с НАТО. Однако мы также должны знать следующее: Турция еще не смогла консолидировать достаточно сил, чтобы бросить вызов НАТО экономически или политически, но сегодня мы не так легко управляемся [НАТО], как это было 10-20 лет назад», — добавил Меркан. Он подтвердил, что тогдашний министр иностранных дел Ахмет Давутоглу и тогдашний премьер-министр Р.Т.Эрдоган разделяют один и тот же взгляд на этот вопрос.
Комментарии Меркана, сообщенные им кураторам КСИР, были обнаружены на флешке, переданной полиции женой известного оперативника Хусейна Авни Язычоглу, турецкого боевика, который был осужден и отбывал срок в тюрьме за незаконную деятельность в Турции в интересах Ирана. В 2010 году жена Язычоглу Камиле донесла на своего мужа и начала тайно сотрудничать со следователями. Она передала в полицию десятки документов, которые позже были включены в качестве уголовного доказательства в материалы дела против силовых ячеек спецподразделения «Аль-Кудс» КСИР в Турции.
Меркан также являлся одним из влиятельных законодателей, которые обеспечивали политическое прикрытие для джихадистской IHH, связанной с «Аль-Каидой» (запрещена в России) организации, которая обеспечивает материально-техническое обеспечение, а иногда и оружие, для джихадистских группировок по всему миру. В частности, он лично присоединился к организованной IHH Viva Palestine — конвою помощи в 2010 году, который был заблокирован египетскими силовиками после того, как активисты этой группы отказались использовать маршрут, предложенный Египтом для доставки помощи. Глава ПНА Махмуд Аббас обвинил тогда конвой помощи в пропаганде ХАМАСа и заявил, что это может повредить ценным связям Турции с Каиром. Египетские власти были обеспокоены воинственностью активистов в колонне и опасались подрыва давних египетских соглашений с израильтянами. В конце концов, компромисс с Каиром позволил турецкой делегации, включая Меркана, пересечь границу Газы, где они встретились с официальными лицами ХАМАСа, в том числе с его политическим лидером Исмаилом Ханией.