- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об обострении продовольственной ситуации в Афганистане

По итогам 2020 года наблюдается обострение продовольственной ситуации в Афганистане. Это связано с воздействием ряда внешних факторов, главным из которых стала пандемия коронавируса, вторая волна которой в этой стране теперь официально подтверждена. Согласно прогнозам Министерства здравоохранения Афганистана, в зимний период пандемия может привести к росту заболевших как минимум на 90 тысяч человек.

В сочетании с природными катаклизмами, конфликтом и массовыми перемещениями населения пандемия нанесла сильнейший удар по социально-экономической системе страны. Удар был нанесен как по формальному, так и неформальному секторам экономики, он привел к деградации торговой и логистической системы для является принципиально важным для такой закрытой страны как Афганистан. Это спровоцировало существенный рост цен на продовольствие и другие жизненно важные товары с лета 2020 года и привело к росту бедности и голода, отбросив страну и ее последние достижения по социальным индикаторам на десятилетие назад.

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО), общее число остро нуждающихся в продовольственной обеспечении афганцев (фаза 3 и выше по пятибальной международной шкале продовольственной безопасности IPC) вырастет с 10.9 до 13.15 млн человек с мая до февраля 2021 года. То есть прирост составил 2.25 млн человек. Еще более печальные данные приводит международная неправительственная организация Oxfam – по ее прогнозам общее число голодающих только к маю 2020 года за годовой период увеличилось на 1 млн человек, а к началу 2021 года может вырасти еще на 2 млн.

В более длительной ретроспективе продовольственную ситуацию оценивает Управление ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ). Согласно ее недавнему докладу от ноября 2020 года общее число всех афганцев, нуждающихся в продовольственном обеспечении фактически удвоилось с 2015 года  — с 37% до 76% населения. При этом в категории на пороге чрезвычайной ситуации, то есть уже в критической ситуации сегодня  42% афганцев (около 17 млн человек) , что в пять раз превышает показатели 2015 года.

Также наблюдается рост числа внутренних переселенцев под воздействием эскалирующего вооруженного конфликта. Только за первые десять месяцев 2020 года общее число новых внутренних мигрантов составило 280 тысяч человек и продолжает расти. Разумеется, все они нуждаются в срочном продовольственном обеспечении.

Ожидаемый эффект от старта межафганских мирных переговоров в сентябре 2020 года пока не наступает. Число гражданских жертв конфликта по данным текущего года остается по-прежнему высоким, и среди этих жертв 44% составляют дети и женщины.

В то же время, положительным эффектом начала мирного переговорного процесса может стать мобилизация достаточных донорских ресурсов на оказание адекватного продовольственного и иного гуманитарного содействия. Это подтвердила очередная международная министерская конференция по Афганистану в Женеве конце ноября с.г., по итогам котором донорское сообщество анонсировало обязательства на 3.3 млрд долларов на 2021 год.

Однако сама по себе мобилизация донорских средств может оказаться недостаточной – долгосрочных планов решения продовольственной проблемы как части экономической реформы в стране пока не просматривается. Ситуация с пандемией требует от правительства срочных фискальных и монетарных мер по поддержке социально уязвимых. По итогам 2020 года правительство рассчитывает потратить на антиковидную программу до 3% от ВВП, направив около 15-20% от этой суммы на непосредственную поддержку системы здравоохранения. Однако в рамках этой программы на продовольственном фронте меры предпринимаются недостаточные, что и ведет к росту числа голодающих. В апреле, например, правительство приступило к бесплатной раздаче хлеба в Кабуле, затем расширив эту программу и на ряд других крупных городов. Однако уже в июне эта социальная программа была свернута. Неясно, будет ли она возобновлена сейчас, на старте 2021 года, когда в стране началась вторая масштабная волна пандемии. В бюджете на 2020 год правительство заложило на программу бесплатной раздачи хлеба не менее 36 млн долларов, которой явно недостаточно, и пока неясно какие средства будут зарезервированы на эти цели в бюджете следующего года. Эта правительственная программа также взаимодополняется важнейшим проектом Всемирного банка по раздаче помощи (в том числе продовольственной) социально уязвимым слоям населения с бюджетом в 260 млн долларов.

Также в рамках пересмотренного бюджета страны осенью с.г. правительство запустило новую, но достаточно скромную субсидированную программу по закупкам пшеницы (бюджет – 22 млн долларов США). Более масшатбный проект по поддержке аграрного производства в стране (77 млн долларов США) был запущен позже.

В более масштабном плане, с перспективой на противодействие негативном сценарию роста голода афганское правительство разработало и запускает новый пакет социальной помощи для афганских семей с доходом менее 2 долларов в день (что вдвое выше национального уровня бедности). Этот проект может действительно стать универсальной программой социальной помощи, поскольку под его критерии подпадает 90% всех афганских домашних хозяйств. На его реализацию будет выделен бюджет сопоставимый с 1.6% ВВП страны, а финансирование осуществляется на грант, выделенный Всемирным банком. Ожидается, что в сельских районах каждое хозяйство получит ваучер на 50 долларов для закупки базовых видов продовольствия и средств гигиены, а в городских районах сумма помощи составит 100 долларов на семью – это будет сочетание денежного трансфера и помощи в натуральном виде.

Однако несмотря на принимаемые меры по наращиванию социальной поддержки, продовольственная ситуация в стране остается крайне нестабильной. Дают о себе знать последствия длительного игнорирования властями аграрного сектора, который не в состоянии обеспечить удовлетворение основных нужд населения. Длительная монополия производства конопли, климатические шоки и дефицит водных ресурсов не позволяют стране выйти на необходимый уровень самообеспечения, хотя бы по главным сельхозкультурам как например пшеница, которая доминирует в аграрном производстве Афганистана. Даже на пике производства пшеницы в 2012-2016 гг на среднем уровне в 5 млн тонн пшеницы Афганистан был вынужден импортировать большую долю пшеницы из других стран.

Прогноз экспертов ООН на 2021 год неутешительный: число нуждающихся в гуманитарном содействии афганцев в начале года удвоится по сравнению с январем 2020 г., увеличившись с 9.4 до 18.4 млн человек. Для сдерживания последствий пандемии на продовольственную ситуацию понадобится больше финансовых ресурсов и гуманитарных программ, но дополнительные меры социальной поддержки населения. Однако без долгосрочных и устойчивых мер в производственной сфере правительству вряд ли удастся сохранить стабильной на продовольственном фронте и сдержать рост цен. А для этого необходимо во-первых относительно быстро и безболезненно преодолеть последствия  второй волны пандемии, а во-вторых – сохранить курс на мирное урегулирование между правительством и Талибаном, что будет гарантировать поступление донорских и инвестиционных ресурсов в долгосрочной перспективе, по крайнем мере до истечения в 2024 году мандата т.н. «Десятилетия преобразований», утвержденного Генеральной Ассамблеей ООН.