- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Американские эксперты о предвыборной ситуации и ее влиянии на внешнюю политику Израиля

Как полагают американские эксперты, новый избирательный сезон Израиля усилит позиции израильских националистов и «ястребов» внешней политики, что приведет к обострению отношений с его американскими и европейскими союзниками и потенциально может свести на нет усилия по нормализации отношений с такими государствами, как Судан, Марокко, Оман и Саудовская Аравия. После того, как не удалось принять бюджет, израильский Кнессет распустился 22 декабря, вызвав еще одно досрочное голосование. Споры по поводу продолжительности бюджетного графика катализировали давнюю напряженность между основными политическими силами израильского правительства, когда глава партии «Кахоль-лаван» Бени Ганц обвинил премьер-министра Биньямина Нетаньяху и его правую партию Ликуд в использовании национального бюджета в рамках попытки выгодно позиционировать себя для будущих выборов. Четвертые досрочные парламентские выборы в Израиле менее чем за два года назначены на 23 марта 2021 года. Израильские правые намерены укрепить свои политические позиции в новом предвыборном сезоне, подтягивая страну к своим политическим целям, особенно на Западном берегу р. Иордан (ЗБРИ). Правые партии все больше полагаются на обещания аннексии для получения голосов — тенденция, которая, несомненно, усилится в нынешнем избирательном цикле, особенно в свете невыполнения Б.Нетаньяху обещаний аннексировать часть ЗБРИ, которые он дал в июле 2020 года.
Череда политических неудач и непопулярных лидеров израильских левых и левоцентристских партий в сочетании с растущей влиянием националистической молодежи привели к тому, что на политическом поле Израиля доминируют националистические, религиозные и поселенческие партии. Когда на политическом горизонте появился лидер левоцентристской партии «Кахоль-лаван» Бени Ганц, многие эксперты рассматривали его как новый символ возрождения прежнего влияния левых сил Израиля после десятилетий их явного разброда и пассивности. Но его решение присоединиться к правительству единства во главе  с Нетаньяху в марте 2020 значительно дискредитировало Ганца в глазах многих левоцентристских избирателей и побудило «Еш атид», еще одну крупную центристскую партию, выйти из альянса с «Кахоль-лаван». Американские аналитики полагают, что недавнее формирование правой партии во главе с Гидеоном Сааром «Новая Надежда» также предоставит экспансионистам четкую альтернативу Нетаньяху перед выборами. Саар был высокопоставленным членом Кнессета и министром от партии Ликуд, и многие его политические взгляды считаются схожими с политикой Нетаньяху. Но в отличие от Нетаньяху он свободен от обвинений в коррупции, что делает его более привлекательным для избирателей. Саар также долгое время выступал против образования палестинского государства. Будущее правительство, в случае победы Саара, будет больше полагаться на поселенцев и экспансионистов, чтобы сформировать новую правую коалицию, чтобы компенсировать исключение Ликуда Нетаньяху. Недавние опросы израильских телеканалов Channel 12 и Maariv показали, что следующие выборы могут дать партии Саара где-то между 19-21 местами в Кнессете, что сделает его второй по величине партией в законодательном органе после Ликуда.
Дрейф в сторону экспансионизма как во время предвыборной кампании, так и потенциально в случае формирования нового правительства как во главе с Сааром, так и с Нетаньяху однозначно приведет к напряжению отношений Израиля с Соединенными Штатами и Европой, которые выступают как против аннексии территорий на ЗБРИ, так и против расширения поселений. Избранный президент США Джо Байден также с большей вероятностью будет сигнализировать о своем противодействии росту поселений. При администрации президента США Барака Обамы и тогдашнего вице-президента Байдена Белый дом временно заморозил поставки ракет Hellfire Израилю во время войны в Газе в 2014 году. В 2016 году администрация Обамы также решила воздержаться, но не наложить вето на резолюцию ООН, осуждающую израильские поселения.
Но что более ощутимо, будущий израильский экспансионизм может заморозить аспекты более широких усилий Израиля по нормализации отношений со своими арабскими соседями по Персидском заливу и остальным мусульманским миром. Появление более правого, правительства создает риски стимулировать арабские и мусульманские государства приостановить или даже повернуть вспять их стремление к нормализации отношений с Израилем из-за страха разжечь общественный гнев и политическую реакцию внутри своих стран. Судан и Марокко, которые недавно начали процесс нормализации отношений с Израилем, имеют заметные внутренние электоральные страты, выступающие за создание палестинского государства. В Судане, в частности, есть гражданское правительство, способное оказать давление на замедление формализации экономических связей страны с Израилем, которое рискует еще больше дестабилизировать обстановку в стране. Король Марокко обладает большей властью для проведения односторонней нормализации, но он также давно заинтересован в поддержании позитивных отношений с промонархическими исламистскими партиями, которые, вероятно, будут протестовать против израильской экспансии. Король Саудовской Аравии Сальман неоднократно давал понять, что ни одна публичная сделка по нормализации отношений не состоится без того, чтобы Израиль сначала не пообещал сформировать палестинское государство. Султан Омана Хайтам также публично не перешел к открытой нормализации отношений с Израилем, вместо этого отдав предпочтение традиционному нейтралитету Маската. Объединенные Арабские Эмираты и Бахрейн, которые в 2020 году подписали соглашения о нормализации отношений с Израилем, меньше заинтересованы в палестинском государстве, чем в прошлом, и выступают за более глубокие экономические отношения и отношения в области безопасности с Израилем. Но некоторые израильские правые критиковали конкретные инвестиции, которые до сих пор давали два соглашения о нормализации, включая покупку израильского футбольного клуба «Бейтар Иерусалим» правящей семьей Абу-Даби. К тому же ОАЭ просто вынужден придерживаться жесткой позиции по отрицанию любых фактов аннексии или расширения поселений на ЗБРИ