- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ливийская политика привела к изоляции Турции в Организации исламского сотрудничества

Турция в настоящее время значительно изолирована среди членов Организации исламского сотрудничества (ОИС) из-за своей ливийской политики, что было официально зафиксировано на ноябрьской встрече министров иностранных дел ОИС, в которой приняли участие министры иностранных дел государств-членов. 27-28 ноября 2020 года в Ниамее, Нигер, состоялась 47-я сессия Совета министров иностранных дел (СFM) ОИС, Турцию представлял ее главный дипломат Мевлют Чавушоглу. Делегации 57 государств-членов ОИС и пяти государств-наблюдателей сосредоточили свое внимание на широком спектре тем и проблем, с которыми сталкивается мусульманский мир в ходе двухдневных переговоров. Министры иностранных дел стран ОИС призвали Турцию и других действующих лиц прекратить свое военное вмешательство в Ливию и уважать территориальную целостность страны, высоко оценив региональные инициативы соседних стран, включая Египет, Алжир и Тунис, направленные на содействие примирению ливийцев. СFM принял резолюцию № 7/47-POL, отметив, что ситуация в Ливии непосредственно затрагивает ливийский народ и соседние государства. В соответствии с Уставом ОИС СFM принимает решения и резолюции по вопросам, представляющим общий интерес для реализации целей и общей политики организации. В резолюции была подтверждена «необходимость воздерживаться от вмешательства во внутренние дела Ливии и обеспечить ее суверенитет, независимость и территориальное единство, а также отказ от военного решения и любого иностранного военного вмешательства».
Турция имеет военное присутствие в Ливии с декабря 2019 года в соответствии с соглашением о безопасности, подписанным президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и главой правительства национального согласия (ПНС) Фаизом Сарраджем. Вмешательство Турции оказалось решающим в конфликте, позволив ПНС восстановить контроль над некоторыми ливийскими территориями. Через две недели после принятия резолюции ОИС, призывающей государства-члены прекратить свое военное присутствие в Ливии, турецкий парламент одобрил законопроект о продлении срока дислокации войск в Ливии на 18 месяцев. После решения турецкого парламента министр национальной обороны Хулуси Акар в сопровождении турецких командиров посетил Ливию 26 декабря, чтобы подчеркнуть намерение своей страны сохранить свое военное присутствие в этой североафриканской стране. В Ливии Акар пригрозил, что силы Халифы Хафтара и их сторонников будут рассматриваться как «законные цели», если они попытаются напасть на турецкие войска в регионе. В октябре ПНС и ЛНА подписали соглашение о прекращении огня, и ООН продвигает политический диалог, направленный на проведение  выборов в следующем году в качестве решения проблемы.

В резолюции СFM содержится настоятельный призыв к государствам-членам ОИС поддержать национальное примирение в стране и поощрять «межливийский диалог, направленный на выработку консенсуса по обеспечению прочного демократического перехода и принятию новой конституции». Государства-члены ОИС подчеркнули важность «Тунисской, Египетской и Алжирской «трехсторонней инициативы», представленной в свое время президентом Туниса Беджи Каидом Эссебси, а также «важность соседних стран (Египта, Алжира и Туниса) в содействии примирению между ливийцами и оказании им помощи в достижении всеобъемлющего политического урегулирования». В этом решении также приветствовались «организованные Арабской Республикой Египет встречи, направленные на объединение Военного института и примирение взглядов ливийских сторон». ОИС — вторая по величине межправительственная организация после ООН, в состав которой входят 57 государств, расположенных на четырех континентах. Согласно ее уставу (статья 2/4) государства-члены должны «уважать национальный суверенитет, независимость и территориальную целостность других государств-членов и воздерживаться от вмешательства во внутренние дела других государств».
В этой связи надо отметить, что последнее решение ОИС в некотором роде «замыкает» кольцо дипломатической блокады вокруг Анкары. В частности, турецкое правительство подвергается критике со стороны международных и региональных организаций за развертывание своих войск в Ливии, доставку военной техники и оружия и перемещение джихадистов из сирийского Идлиба в страну. Турция также обвиняется в совершении регулярных нарушений эмбарго ООН на поставки оружия в Ливию. В сентябре Совет ЕС по иностранным делам принял решение заморозить активы Avrasya Shipping, эксплуатирующей грузовое судно «Чиркин», которое, как было установлено, нарушило эмбарго на поставки оружия в Ливию, установленное резолюцией Совета Безопасности ООН 1970 (2011). По данным ЕС, «Чиркин» был связан с транспортировкой военных материалов в Ливию в мае и июне 2020 года. В мае ЕС запустил новую средиземноморскую военно-морскую и воздушную миссию под названием Irini для наблюдения за введенным ООН эмбарго на поставки оружия в Ливию, введенным Советом Безопасности ООН в 1970 году, и для прекращения поставок оружия в раздираемую войной североафриканскую страну. В июне докладчики ООН направили совместное письмо турецкому правительству с просьбой предоставить дополнительную информацию о его роли в вербовке, финансировании, транспортировке и размещении сирийских боевиков в Ливии. Согласно утверждениям, подчеркнутым в письме, Турция эффективно использовала наемников для участия в вооруженном конфликте в Ливии, вербуя, развертывая и оплачивая боевиков, включая детей, из нескольких сирийских вооруженных группировок для участия в военных операциях в районе Триполи в поддержку ПНС. Письмо ООН также показало, как турецкое правительство использовало своего полувоенного подрядчика ЧВК Sadat для этих операций. «Турецкие власти якобы заключили контракты с частными военными и охранными компаниями для облегчения отбора, а также подготовки официальной и контрактной документации для боевиков, очевидно, в координации с турецкими службами безопасности. Одной из компаний, упомянутых в этом контексте, была Sadat International Defence Consultancy [Садат]», — говорится в письме. В докладе Группы экспертов ООН, опубликованном в декабре 2019 года, были выявлены многочисленные и рутинные поставки военной техники (беспилотных летательных аппаратов, бронетехники, лазерного оружия и других видов оружия и боеприпасов) в 2019 году из Турции турецкими властями, компаниями и частными лицами в нарушение резолюции 1970 СБ ООН. В докладе также отмечается, что 18 мая 2019 года в Триполи с молдавского флагмана MV Amazon была выгружена крупная партия противоминных бронемашин Kirpi 4×4 производства турецкого оборонного подрядчика BMC.