- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О разногласиях между Алжиром и Францией по вопросу выплаты выкупа за западных заложников в Сахеле

Крупная финансовая сумма была обнаружена алжирской армией на северо-востоке страны в понедельник 28 декабря, которая, как полагают эксперты, являются частью суммы, уплаченной за освобождение заложников в Сахеле в октябре. Согласно заявлению, опубликованному Министерством обороны, 80 000 евро (98 000 долларов) были обнаружены во время рейда, проведенного в провинции Джиджель, где регулярно действуют боевики. В заявлении подтверждалось, что эта сумма «оказалась первой частью выкупа… предназначенного для выплаты остатков террористических группировок, выслеженных алжирскими спецслужбами». Эта операция была осуществлена отчасти благодаря информации, полученной после захвата боевика Резкана Ахсена, известного как Абу Дахда, 16 декабря в Джиджеле, районе на севере Алжира, где в начале этого месяца в ходе столкновений были убиты три вооруженных боевика и армейский сержант. Напомним, что в октябре малийские власти вели переговоры с исламистской группировкой Джамаат Нусрат аль-Ислам Валь Муслимин (JNIM) об освобождении 200 заключенных, некоторые из которых были боевиками «Аль-Каиды в Исламском Магрибе», в обмен на четырех гражданских заложников, в том числе французскую заложницу Софи Петронин. Некоторые из освобожденных заключенных впоследствии были арестованы алжирскими властями после того, как они были перехвачены на границах североафриканского государства. В момент освобождения заложников Алжир выразил сожаление по поводу «выплаты большого выкупа в пользу террористических группировок». Один из боевиков, гражданин Алжира по имени Мустафа Деррар, который был арестован вскоре после своего освобождения в октябре, сделал несколько обличительных разоблачений о выплате выкупа, утверждая, что сумма платежа могла достигать «30 миллионов евро». Обмен заложниками в октябре подпитал напряженность между Францией и Алжиром, причем последний решительно критиковал «сомнительную практику», связанную с выплатой выкупов «террористическим» группам, что, по его мнению, позволяет группам боевиков получать доход. Начиная с 2012 года, конфликт в Сахеле стал свидетелем роста нескольких групп боевиков, которые часто привлекают сторонников по племенным линиям, все они конкурируют за влияние в регионе. Боевые действия унесли 6500 жизней и вынудили 2,7 млн человек покинуть свои дома.
Во время визита в Алжир министра иностранных дел Франции Жана-Ива Ле Дриана 15 октября Алжир выразил свое крайне негативное отношение к этой сделке и обвинил Париж в том, что он не координирует вопрос, непосредственно касающийся национальной безопасности североафриканской страны. Ранее Алжир назвал выплату выкупов группировкам боевиков «сомнительной практикой», которая «противоречит резолюциям ООН». В этом месяце премьер-министр Алжира Абдельазиз Джерад, косвенно ссылаясь на Францию, выразил «глубокую озабоченность в связи с продолжающимися переводами колоссальных средств в пользу террористических группировок… за освобождение заложников». Он подчеркнул, что такой подход подрывает «усилия Алжира по борьбе с терроризмом». При этом Париж постоянно отрицает свою причастность к октябрьским переговорам и выплате выкупа. Заявление Джерада последовало после того, как Франция недавно объявила, что рассматривает возможность «целенаправленного» сокращения числа виз, выдаваемых странам, в частности Алжиру, которые неохотно принимают обратно своих нелегальных мигрантов, а также лиц, подозреваемых в радикализации.
Отметим также в этой связи, что выплаты выкупа за освобождение западных заложников в Сахеле — обычное дело. Однако детали обмена обычно трудно установить из-за того, что официальные лица в переговорных сторонах отказываются разглашать большую часть информации. Надо подчеркнуть, что нынешнее обнаружение алжирскими военными «части выкупа» в принципе носило характер жесткого направления нужного сигнала не только Парижу, но и малийским военным. А еще в большей степени – малийским туарегам, которые собственно и осуществляют захват и торговлю западными заложниками. Необходимо напомнить, что АКИМ, которая широко практиковала эти операции в прошлом, в прежние времена состояла из алжирской и туарегской частей, и там существовала четкое разделение труда. Первые не без участия алжирских военных занимались переговорами с западными странами и получением выкупа, а вторые выполняли собственно «черную» работу. После свержения ливийского лидера М.Каддафи, который с помощью финансов держал под контролем значительные группы туарегов в Сахеле, началась исламизация и сепаратизация этого регионального сегмента. Как следствие, лидеры туарегских сепаратистов потребовали от алжирских коллег пересмотра условий разделения прибыли от такого рода операций в результате чего в АКИМ произошел раскол. Последняя по времени операция алжирских военных, таким образом, свидетельствует только о том, что французы со своими малийскими коллегами на этот раз вступили в переговоры с туарегами о выкупе без всякого участия в этом алжирского сегмента АКИМ. Это соответственно вызвало недовольство последних и их армейских кураторов, что и привело в итоге к изъятию части суммы выкупа и аресту «непослушных» участников этого процесса. Ранее такими успехами алжирские военные ни разу «похвастаться» не могли, что логично, поскольку они являлись частью этой цепочки. Ну и заодно алжирцы обнародовали очень неудобные для Парижа моменты выплаты им выкупа террористам, что должно читаться следующим образом: «если вы хотите и далее практиковать такого рода операции (а куда Париж денется?), то надо делиться, и все будет тихо и деликатно».