- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Турции: декабрь 2020 г.

Этот период для турецкого руководства стал подготовительным к виртуозной дипломатической эквилибристике, которую Анкара вынуждена будет демонстрировать определенное время для налаживания ощутимо разбалансированных отношений со своим стратегическим (по заявлению турецких лидеров) партнером и союзником по НАТО, а именно с США. И хотя Д.Трамп был далеко не «подарком» для Анкары, но все же в турецкой столице лелеяли надежду поработать с ним еще один его президентский срок. Причина банальна. Просто в Анкаре изучили и привыкли к его «загогулинам», и полагали, что в предстоящий период уже найденные подходы к их нейтрализации будут успешно реализованы.

Однако неоднозначная победа в странной президентской гонке в конце концов присуждена кандидату от демократов Джо Байдену. В предыдущей статье мы рассказали о неприятных для Анкары в период президентства Барака Обамы нюансах взаимоотношений турецких представителей, в т.ч на высшем уровне, с бывшим в то время вице-президентом Байденом. Конечно, существует реальная опасность того, что неприятные ощущения тех нюансов теперь уже у президента Байдена остались, и они вполне могут негативно влиять на формирование взаимоотношений Анкары и Вашингтона, тем более на их налаживание, по многим вопросам из сферы турецкой внутренней и внешней политики.

Показательно, что Д.Трамп решил, что называется «под занавес», положить начало реализации санкционного режима в отношении Турции. Президент Турции Р.Т.Эрдоган прокомментировал его решение поддержать санкции в отношении Турции из-за С-400. «Посмотрим, какие шаги предпримет Трамп до того, как покинет пост президента, но мы с ним на протяжении четырех лет не имели каких-либо проблем. Напротив, по многим вопросам я предпринимал позитивные шаги», — заявил турецкий лидер. Он также с сожалением напомнил, что Обама называл его одним из важнейших среди пяти друзей-мировых лидеров, а Трамп говорил, что гордится тем, что в НАТО есть такая страна как Турция.

Что касается избранного президента США Джо Байдена, то он будет хорошо подготовлен к жесткой игре с президентом Турции и без колебаний займет жесткую позицию в отношении турецкого лидера, считают политологи, в т.ч. турецкие. Так, эксперт Омер Ташпынар в статье для Asia Times считает, что «Джо Байден позаботится о том, чтобы Эрдоган понял, что в городе появился новый шериф».

Д.Трамп долгое время воздерживался от санкций против Анкары за покупку российских С-400 в соответствии с законом «О противодействии противникам Америки» (CAATSA), но обнародованная окончательная версия ежегодного законопроекта «Об оборонной политике» обязывает президента США наложить санкции на Турцию за приобретение системы С-400. Наряду с этим, внешнеполитическая команда Байдена будет состоять из ветеранов, таких как Энтони Блинкен и Джейк Салливан, которые должны стать госсекретарём и советником по национальной безопасности соответственно, а они имеют опыт работы с Турцией непосредственно во время администрации Барака Обамы, — напоминает аналитик. Это будет очень значимый момент для Р.Т.Эрдогана во всем процессе его противостояния Вашингтону, ведь Байден условием для перезагрузки отношений с США выставит отказ Анкары от российских С-400. Причем, в Белом доме временной счетчик для принятия турками этого решения в этот раз выставят на очень короткое время.

Турецкий лидер, понимая цену предстоящего вынужденного выбора, заранее предпринимает некоторые меры, которые должны продемонстрировать готовность Анкары к диалогу, вернее к торгу. Он также обновляет свою команду на этом чрезвычайно важном для Анкары направлении. Так, в Турции объявлено о назначении Мурата Мерджана новым послом страны в США. Президент Р.Т.Эрдоган в телефонном разговоре поздравил 61-летнего дипломата, занимающего пост посла в Японии с 2017 года, с его новым назначением. М.Мерджан заменит Сердара Кылыча, который с апреля 2014 года занимал пост главного дипломата Турции в США.

Напомним, что М.Мерджан в числе учредителей правящей Партии справедливости и развития (ПСР) начинал политическую карьеру в ближайшем круге с нынешним турецким лидером. Его первая должность в ПСР была очень важной для новой партии, которой предстоит менее чем через год принять участие в парламентских выборах. Р.Т.Эрдоган поручил ему отвечать за связи с прессой и общественностью. Мне довелось неоднократно встречаться и беседовать с ним.  Опытный политик, умеет продумывать многоходовые комбинации для достижения своих целей, терпелив в решении сложных задач, может долго уступать в малом, чтобы затем переломить ситуацию в целом в свою пользу.  Он закончил инженерно-технический факультет Босфорского университета в Стамбуле, учился в США в университете Флориды, там в 1989 – 1992 годах писал кандидатскую диссертацию, в университете Кливленда стал доцентом. Вернувшись в Турцию, до ухода в политику преподавал в одном из самых престижных частных университетов страны, в столичном Билькенте.

Став в числе ближайших соратников Р.Т.Эрдогана учредителем новой ПСР, участвует в парламентских выборах, побеждает, возглавляет турецкую делегацию в Совете Европы, затем становится главой комиссии по иностранным делам турецкого парламента и назначается заместителем министра энергетики, проработав в этом важном ведомстве с февраля 2012 года по сентябрь 2014 года. Отец троих детей. Можно полагать, что багаж профессиональных знаний и житейского опыта позволит ему достойно решать острые задачи на новом посту в сложный период турецко-американских отношений.

Как свидетельство подготовки Анкары к определенным изменениям на американском направлении можно рассматривать и отставку представителя Турции в ООН опытного, проработавшего длительный период заместителем главы дипломатического ведомства страны Феридуна Синирлиоглу, а также уход со своего поста официального представителя МИД Турции Хами Аксоя и его назначение послом в Белграде.

А сигналы из Вашингтона о переменах на турецком направлении американской внешней политики уже начали поступать в декабре. Палата представителей Конгресса США 8 декабря одобрила инициативу об обязательном введении санкций против Турции из-за покупки ею российских зенитных ракетных систем (ЗРС) С-400. Эта инициатива входит в законопроект об оборонном бюджете страны на 2021 финансовый год (начался 1 октября). «Не позднее чем через 30 дней после выступления в силу этого закона, президент США должен ввести пять или более из ограничительных мер, указанных в разделе 235 закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций», в отношении каждого лица, которое сознательно участвовало в приобретении систем С-400», — говорится в документе. Дональд Трамп ранее подвергал критике ряд пунктов этого документа и обещал наложить вето на законопроект.

Однако уходящая американская администрация не сдержала этого обещания. Госсекретарь США Майкл Помпео заявил, что власти США вводят санкции в отношении Управления оборонной промышленности Турции, его руководителя Исмаила Демира и ещё трёх ключевых сотрудников ведомства из-за приобретения турецкой стороной российских зенитных ракетных систем С-400. «Сегодня США вводят санкции против Управления оборонной промышленности Турции за сознательное заключение значительных сделок с «Рособоронэкспортом», главным органом экспорта вооружений России, в виде покупок зенитных ракетных систем С-400. Санкции включают в себя запрет на выдачу всех экспортных лицензий США и разрешений для Управления оборонной промышленности, а также заморозку активов и визовые ограничения для руководителя Управления оборонной промышленности Исмаила Демира и других сотрудников управления», подчеркнул госсекретарь.

По словам М.Помпео, введение санкций является «чётким сигналом» о том, что США будут «в полной мере применять CAATSA» и «не потерпят значительных сделок с российскими оборонным и разведывательным ведомствами». «Я также призываю Турцию немедленно решить проблему С-400 в координации с США», — заявил шеф американской дипломатии. Как утверждается в отдельном документе пресс-службы госдепартамента, «сегодняшние действия нацелены не на то, чтобы подорвать военные возможности и боеготовность Турции или любого другого союзника либо партнера США, а на то, чтобы заставить Россию понести издержки в ответ на ее широкомасштабные враждебные действия».

Анкара резко отреагировала на это решение Вашингтона. Президент Турции заявил, что санкции США против республики являются нападением на её суверенные права. «Это решение — нападение на суверенные права нашей страны. Их истинная цель — сделать нас зависимыми в сфере оборонной промышленности. Предложения США в вопросе приобретения систем ПВО не соответствовали нашим условиям, а санкции они применили из-за того, что мы удовлетворили свои потребности при помощи других. Мы будем работать вдвое больше, чтобы сделать нашу оборонную отрасль еще более независимой и значительно увеличим объем продукции нашей оборонной промышленности», — констатировал турецкий лидер.

Глава Управления оборонной промышленности (SSB) Исмаил Демир заявил, что санкции США, введённые против Турции за приобретение систем противоракетной обороны С-400 российского производства, не затронут Министерство обороны республики, госкомпании в этом секторе и вооружённые силы страны.  Санкции коснутся только одного учреждения и не повлияют на существующие оборонные соглашения, заявил И.Демир. По его словам, оборонные проекты в Турции обычно реализуются частными компаниями, которые не попадают под действие санкций. Высокопоставленный чиновник отметил также, что Турция попала под санкции США, потому что президент Р.Т.Эрдоган «отказался выполнять приказы». Он добавил, ракетные комплексы С-400, поставленные Турции в прошлом году, являются лучшими в своём классе. Санкции США не создадут препятствий для Турции, а, скорее, укрепят её решимость, уверен И. Демир.

Примечательно, что правящую партию в этом вопросе поддержала оппозиция, что является крайне редким явлением в турецкой политической жизни. В совместном заявлении от 15 декабря турецкие политические партии призвали США отозвать решение о введении санкций в отношении Турции в связи с приобретением российской системы противоракетной обороны С-400. «Мы отвергаем решение США о санкциях, о котором было объявлено 14 декабря 2020 года. Турция без колебаний предпримет необходимые шаги для защиты своей национальной безопасности. Турция не из тех стран, которые делают шаг назад из-за угроз и санкций. Этот ложный шаг США не соответствует духу альянса. Санкции не пойдут на пользу отношениям двух стран, которые следует развивать на основе взаимного уважения. Мы призываем США как можно скорее исправить эту серьезную ошибку», — заявили политические партии страны. Заявление было подписано правящей Партией справедливости и развития (ПСР), основной оппозиционной Народно-республиканской партией (НРП), Партией националистического движения (ПНД) и Хорошей партией. Прокурдская Партия демократии народов (ПДН) декларацию не подписала.

Генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что альянс сожалеет о решении США ввести санкции против партнера по альянсу Турции за приобретение ею российских систем ПВО С-400, а также и о самом решении Анкары купить эти системы. «Я сожалею, что мы оказались в ситуации, когда страны НАТО оказались вынуждены наложить санкции друг на друга, и я также озабочен последствиями решения Турции о приобретении российских систем противовоздушной и противоракетной обороны C-400», — подчеркнул Й. Столтенберг.

Такая ситуация может привести к расколу в альянсе. Так считает военный аналитик Алекс Гатопулос. Недавнее решение ввести санкции в отношении ведущих представителей оборонной промышленности Турции «указывает на то, что трещина в дипломатических отношениях сейчас находится под угрозой перерастания в разлом, поскольку стратегические потребности Турции расходятся с потребностями и целями США», уверен он.

В ответ на санкции представитель администрации президента Турции Ибрагим Калын заявил, что Турция готова работать с другими странами для обеспечения своей оборонной промышленности, напоминает автор. «С быстро укрепляющимися разногласиями между Вашингтоном и Анкарой потенциал выхода Турции из НАТО теперь достиг критической точки», — считает Гатопулос. Он также указывает, что мир сильно изменился с тех пор как Турция вступила в НАТО в 1952 году, и страна «всё больше обращается к своим собственным стратегическим потребностям и заботам».

Турция и США поссорились из-за американской поддержки возглавляемых оппозиционно настроенными курдскими Силами демократической  Сирии (СДС) на севере страны, которые идеологически связаны с запрещённой Рабочей партией Курдистана (РПК), группировкой, которая находится в конфликте с турецким государством с 1980-х годов, отмечает автор. Журналист подчёркивает, что США и Турция обменялись критикой в 2019 году после того, как госсекретарь США Майк Помпео сказал союзникам по НАТО, что Турция «должна выбрать», хочет ли она «оставаться важным ключевым партнёром в самом успешном военном союзе в истории или она хочет рисковать безопасностью этого партнёрства, принимая такие безрассудные решения, которые подрывают наш альянс?». Вице-президент Турции Фуат Октай был не менее красноречивым и ответил, что США также должны выбрать, «оставаться ли союзником Турции или рисковать дружбой с Турцией, объединив силы с террористами, чтобы подорвать оборону своего союзника по НАТО против своих врагов?».

 

Альянс также подвергся испытанию в связи с возобновившейся напряжённостью между Грецией и Турцией в Восточном Средиземноморье, где были открыты газовые месторождения, которые значительно усилили конкурентную борьбу за исключительные экономические зоны, считает аналитик. Он указывает, что США критиковали «расчётливую провокацию» Турции по разведке новых месторождений, но они не предприняли никаких усилий, чтобы стать посредниками между двумя союзником по НАТО или помочь найти решение, которое обе стороны могут принять.

При Дональде Трампе США стали более изоляционистскими, отказываясь исполнять свою обычную ведущую роль в международных делах, что привело к тому, что другие страны, такие как Турция, стали «играть мускулами» в своём регионе, пишет журналист. Гатопулос считает, что военная логика Турции в покупке российских ракет С-400 была рациональной, поскольку предложение было более гибким, чем по конкурирующей американской ракетной системе Patriot, — дешевле и с большей дальностью. Индия также недавно приобрела С-400, подчёркивает он. Но санкции США «могут подтолкнуть Турцию к формированию инициатив сотрудничества с другими высокотехнологичными оборонными державами, всё меньше полагаясь на американскую военную технику, диверсифицируя поставки своих вооружённых сил и наращивая собственное внутреннее производство вооружений», заключает аналитик. Это собственно сейчас и происходит.

Напомним, что Россия и Турция в 2017 году заключили контракт на поставку Москвой комплексов С-400. Турция первой из стран НАТО приобрела у России эти системы. Решение Анкары вызвало резко негативную реакцию у США и альянса в целом. США не прекращают попытки добиться от Турции отказа от российских ЗРС. В связи с тем, что Турция не поддается давлению, Вашингтон исключил Анкару из американской программы производства F-35. Кроме того, США грозят Турции за покупку С-400 введением ряда односторонних санкций, но не спешат делать эти шаги в полном объеме, поскольку опасаются дальнейшего обострения отношений с одним из ключевых союзников по НАТО, а Анкара предупреждает, что не оставит применение таких рестрикций без ответа и словами своего лидера президента Р.Т.Эрдогана заявляет, что «Турция не племенное государство» и призывает США перестать проводить политику угроз и санкций.

В качестве ответного шага Турция может потребовать у США покинуть известную авиабазу Инджирлик, что на юго-востоке Турции в провинции Адана. Этот вариант является отработанным рычагом со стороны Анкары, когда ее отношения с Вашингтоном вступают в негативную фазу. Авиабаза Инджирлик совместно используется ВВС США и Турции на протяжении нескольких десятилетий и является основной базой для операций США на Ближнем Востоке, в т.ч. в Ираке и Сирии.

Уже традиционно не все гладко оставалось у Анкары в этот период и на европейском треке. Главы государств и правительств Евросоюза приняли, как и угрожали ранее, решение расширить санкции против Турции из-за её действий в Средиземном море. «ЕС остаётся приверженным защите интересов союза и стран-членов, а также поддержанию региональной стабильности. В связи с этим саммит поручает Совету ЕС принять дополнительный черный список на основании решения от 11 ноября 2019 года, касающегося ограничительных мер из-за незаконной деятельности Турции в Средиземном море», — говорится в заявлении лидеров ЕС.

Наряду с этим они поручили главе дипломатии ЕС Жозепу Боррелю представить к саммиту в марте 2021 года другие варианты расширения санкций в отношении Анкары. «Саммит поручает верховному представителю и Еврокомиссии представить не позднее марта 2021 года отчет о состоянии политических, экономических и торговых отношений ЕС и Турции, а также об инструментах и вариантах того, как действовать дальше, в том числе и о расширении сферы действия вышеупомянутого решения», — отмечается в заявлении Евросоюза.

В документе также подчёркивается, что «Турция, к сожалению, продолжает свои односторонние и провокационные действия, а также усилила риторику против стран — членов ЕС и европейских лидеров». При этом ЕС подтверждает «стратегический интерес в развитии взаимовыгодных отношений с Турцией» и отмечает, что «предложение о позитивной повестке» для Анкары всё ещё в силе. «Такая повестка могла бы охватить такие сферы, как экономика и торговля, контакты между обществами, диалог на высоком уровне и сотрудничество по миграционному вопросу. Евросовет подчеркивает важность сохранения каналов коммуникации между ЕС и Турцией», — говорится в решении глав государств и правительств ЕС. Кроме того, ЕС обещает продолжать оказывать финансовую поддержку Турции для сирийских беженцев, а также сотрудничать в борьбе с сетями нелегальных перевозчиков мигрантов.

Важным моментом в заявлении саммита является намерение Евросоюза координировать свои санкционные действия и решения по Турции с властями США, то есть с администрацией Джо Байдена. «Евросоюз будет стремиться взаимодействовать с США по вопросам, касающимся Турции и ситуации в Средиземном море», — отмечается в документе. Другими словами, Анкаре придется держать двойной удар, если координацию действий США и ЕС удастся действительно реализовать.

Анкара отреагировала на решение саммита ЕС. В заявлении МИД отмечается, что Турция отвергает итоги саммита лидеров ЕС, противоречащие нормам права и не отвечающие интересам большей части жителей Евросоюза. Решение саммита лидеров ЕС вновь продемонстрировало нежелание Брюсселя учитывать интересы и волю турецкой общины Кипра, имеющей равное право на будущее острова, подчеркнули в дипломатическом ведомстве. В МИД Турции также привлекли внимание к действиям греческих военных в отношении нелегальных мигрантов, предпринимающих попытки попасть в Европу через территорию Греции. Действия греческих военных, выдворяющих мигрантов в Эгейском море в направлении берегов Турции с ведома Агентства ЕС по контролю границ постыдны для Европейского союза, подчеркнули в МИД Турции.

Что касается отмеченной в документе Евросоюза неприемлемой риторики Турции против стран — членов ЕС и европейских лидеров, то Р.Т.Эрдоган добавил в декабре очередную порцию в копилку таких высказываний. Он назвал своего французского коллегу Эммануэля Макрона «бедой Франции» и пожелал гражданам страны скорее избавиться от него. Такое заявление президент Турции сделал 4 декабря в эфире одного из турецких телеканалов. «Франция потеряла шанс на посредничество в карабахском урегулировании. Макрон — это беда Франции. Она должна быстрее спастись от него. В противном случае страна не сможет избавиться от желтых жилетов, более того, там могут появиться еще и красные жилеты», — пригрозил Р.Т.Эрдоган.

Как известно, накануне депутаты нижней палаты французского парламента подавляющим большинством голосов одобрили проект резолюции о признании независимости Нагорного Карабаха. В документе, не являющимся обязательным к исполнению, содержится призыв к правительству Франции запустить процесс мирного урегулирования и признания Нагорного Карабаха.

Турецкий лидер заявил, что после этого решения Франция практически свела к нулю свою посредническую роль в Минской группе ОБСЕ. «Как вы помните, ранее президент Азербайджана Ильхам Алиев предложил французам, раз они так любят армян, отдать им Марсель. Я присоединяюсь к этому совету», — добавил он. Э.Макрон, в свою очередь, не стал отвечать на провокационные слова Р.Т.Эрдогана, но подчеркнул, что оскорбления между политическими лидерами стран не сулят ничего хорошего. «Я верю в уважение. Оскорбления между политическими лидерами — это неправильный метод», — отметил он.

Напомним, что, критикуя провокационные действия Турции в Средиземном море, ЕС имеет ввиду бурение на шельфе Кипра, где Турция продолжает работы, несмотря на неоднократные протесты Евросоюза. Анкара, в свою очередь, считает, что имеет право на разработку богатых месторождений газа в этом районе. Полагаем, что выгода от разработки шельфа может превысить возможный ущерб от европейских санкций. Эта история не приведёт к разрыву отношений Турции с Евросоюзом, но может негативно сказаться на перспективах вступления страны в ЕС. Хотя Турция понимает, что в ближайшие 20-25 лет прием в ЕС в качестве полноправного члена не то, что маловероятен, но практически невозможен, а потому, имея на руках козырь с беженцами, Анкара будет и далее проводить самостоятельную политику, не оглядываясь на ЕС.  Тем более, турки нашли в этой своей линии поведения союзника. Это Великобритания. Именно на этом направлении активно работают турецкая дипломатия и деловые круги страны, и судя по всему, успешно.

О настрое и направленности в 2021 году турецкой внешней политики, в частности, говорит во многом показательное заявление министра иностранных дел страны. М.Чавушоглу 14 декабря заявил, что санкции ЕС не повлияют на позицию страны по Восточному Средиземноморью.  «Мы не откажемся от наших прав и интересов в Восточном Средиземноморье только потому, что будут введены санкции или потому, что ЕС будет нас критиковать», — констатировал министр, добавив, что «никто не сможет противостоять стране и в Сирии, Ливии, Восточном Средиземноморье, на Кавказе или в Афганистане». «Мы приложили огромные усилия, чтобы защитить интересы нашей страны, мы всегда обеспечивали мир и справедливость в регионе», — безапелляционно заявил главный турецкий дипломат. Напомним, что глава ЕС по внешней политике Жозеп Боррель призывал не только пересмотреть роль Турции в европейских делах, но и проанализировать турецкое влияние в Ливии, Сирии и Нагорном Карабахе.

Следует отметить, что наряду с Евросоюзом не все страны и в Ближневосточном регионе одобряют жесткие высказывания турецкой стороны. Так, в МИД Ирана был вызван турецкий посол. Это связано с заявлением, которое сделал президент Турции на параде в Баку. Там он произнес строчки из стихотворения, где речь шла о реке Аракс, которая «была разделена насильно» между странами. По Араксу (турецкое и азербайджанское название Арас) проходит азербайджано-иранская граница. Река отделяет государство Азербайджан от Иранского Азербайджана, так называют три иранские провинции, частично населенные этническими азербайджанцами. «Послу Турции сообщили, что эпоха территориальных претензией и воинственной имперской экспансии уже много лет как позади», – сообщила пресс-служба МИД Ирана. Напомним, что во время армяно-азербайджанской войны иранские войска были выдвинуты к границе с Азербайджаном. Однако в боевых действиях иранцы не участвовали.

О стратегической цели на 2021 год высшего политического руководства Турции, понимающего проблемы на европейском и американском треках внешней политики, говорят заявления турецкого лидера под занавес прошлого 2020 года. Р.Т.Эрдоган призвал избранного президента США Джо Байдена уделить должное внимание турецко-американским отношениям. «Мы считаем, что новый президент США господин Байден уделит должное внимание турецко-американским отношениям. У нас нет никаких предубеждений, враждебности или злобы по отношению к кому-либо. Мы всегда идём навстречу тем, кто сам к этому стремится. Мы настроены искренне и оптимистично. Турция продолжит работать во имя мира, справедливости и процветания в регионе», — заявил он в ходе выступления перед депутатами правящей ПСР. Р.Т.Эрдоган также особо подчеркнул, что Турция в новом году надеется открыть новую главу в своих отношениях с ЕС и США. «Мы не рассматриваем наши разносторонние политические, экономические и военные связи как альтернативу нашим устоявшимся отношениям с США. Мы также надеемся, что ЕС избавится от стратегической слепоты, которая отдаляет сегодня Турцию от союза», — отметил он.

Поддержал президента и министр иностранных дел республики Мевлют Чавушоглу. «Турция и Европейский союз предприняли некоторые взаимные шаги, пытаясь создать позитивную среду для поддержания отношений. С их помощью мы пытаемся создать более позитивную атмосферу», — заявил он. Напомнив о недавних телефонных беседах президента Р.Т.Эрдогана с президентом Европейского Совета Шарлем Мишелем и канцлером Германии Ангелой Меркель, М.Чавушоглу указал, что провёл переговоры с главой внешнеполитического ведомства ЕС Жозепом Боррелем и другими министрами иностранных дел, чтобы определить пути достижения позитива в отношениях. «Мы работаем над дорожной картой на будущее», — отметил глава турецкого дипломатического ведомства.

Проблемы на ключевых направлениях внешней политики усугубляют и без того сложную ситуацию на внутриполитическом поле страны, прежде всего в экономике. Инфляция в Турции ускорилась до самого высокого уровня с августа 2019 года. Новый министр финансов и казначейства Турции Лютфи Эльван, сменивший на этом посту в прошлом месяце зятя президента Б.Албайрака, заявил, что правительство сделает все возможное, чтобы уменьшить негативное влияние инфляции на граждан страны. «Мы работаем изо всех сил, чтобы уменьшить последствия для наших граждан высокой инфляции», — заверил он в сообщении в Twitter. Министр выступил после того, как Турецкий статистический университет (TurkStat) сообщил, что годовой уровень инфляции потребительских цен подскочил в ноябре до 14% с 11,9% в предыдущем месяце. Цены производителей выросли с 18,2% до 23,1%.

Ускорение инфляции в Турции снизило потребительские расходы, увеличило стоимость заимствований и привело к резкому падению стоимости лиры. Валюта установила последовательные рекордные минимумы в этом году, поскольку турки покупали доллары и другие иностранные валюты, чтобы защитить свои сбережения. «Мы будем использовать денежно-кредитную и фискальную политику в тандеме для обеспечения ценовой стабильности и эффективного управления инфляционными ожиданиями», — пообещал министр. Он также отметил, что ускорение инфляции в прошлом месяце было связано с более высокими ценами на продовольствие и бензин, а также с влиянием текущих потерь лиры.

В таких условиях правительство Турции в этом году стимулировало экономическую активность, дав указание государственным банкам предоставлять ссуды по процентным ставкам ниже рыночных и вынудив других кредиторов сократить стоимость заимствования. Инициативу поддержал также и Центральный банк, который на протяжении длительного времени сохранял процентные ставки на уровне ниже годовой инфляции и поощрял банки за достижение целей увеличения выдачи ссуд.

Это дало определенные результаты. Согласно средней оценке 14 экономистов, принявших участие в опросе агентства Reuters, ожидается, что в четвертом квартале с.г. ВВП вырастет на 4,8% в годовом исчислении. В соответствии с исследованием государственного информационного агентства Anadolu, экономика страны увеличится на 5%. Исходя из такого оптимистичного прогноза, власти Турции после переговоров с профсоюзами повысили минимальный размер оплаты труда (МРОТ) на 500 лир в месяц, до 2 тыс. 825 турецких лир (377 долларов) с учётом вычета налогов. До вычета сумма составит 3 тыс. 577,50 турецких лир (около 480 долларов). Напомним, что предыдущий МРОТ был примерно 300 долларов после вычета налогов. Оппозиционные экономисты считают, что в Турции МРОТ является среднестатистическим доходом для 10 млн граждан, а для нормального проживания, полагают они, требуется две минимальные зарплаты.

Обесценивание лиры и двузначная инфляция побудили ЦБ повысить процентные ставки с 8,25 % до 15%.  Дефицит внешней торговли за первые 10 месяцев года увеличился на 76% до 40,3 млрд долларов, говорится в отдельном отчёте TurkStat. Только в октябре дефицит подскочил на 34% в год, а импорт вырос на 8,4% до 19,7 млрд долларов, опередив рост экспорта, выросшего на 5,6% до 17,3 млрд долларов. Такая статистика способствует тому, что в Турции продолжают все громче звучать голоса в пользу налаживания сотрудничества страны с МВФ для выхода из экономического кризиса, хотя президент Р.Т.Эрдоган выступает категорически против этого.

Так, авторитетное экономическое издание Dünya считает, что Турция, вероятно, будет вынуждена вступить в новую программу экономического спасения с МВФ из-за политических ошибок и слабых финансовых ресурсов. Турция должна стремиться восстановить отношения с крупнейшими спонсорами базирующегося в Вашингтоне МВФ, чтобы сделать возможной кредитную сделку, считает Рефет Гюркайнак, профессор экономики Университета Билькент и бывший экономист Совета Федеральной Резервной Системы. Государственные финансы страны существенно ухудшились, и Турция нуждается во всеобъемлющей программе экономических реформ и необходимом капитале для её финансирования, указал турецкий ученый. Угур Гюрсес, банкир и специалист по турецкой экономике уверен, что Турция вступает в период высокой инфляции, которая поставит некоторые компании в непреодолимые финансовые трудности, что приведёт к банкротствам и росту бедности. Инфляция ускорилась до 14% в ноябре, что является самым высоким показателем на основных развивающихся рынках после Аргентины.

Эксперты обратили внимание на сообщение о том, что Вооруженные силы Турции спустя 60 лет вернули в свои ряды офицеров по делам религии. Одна из газет в своем материале «Счастливая новость об офицерах по делам религии 60 лет спустя» утверждает, что во многом этому событию способствовали многократные публикации о важности духовных наставников в армии. «В Османской Империи, которая на протяжении веков правила на 3 континентах и в 7 климатических поясах, религиозные деятели носили звания «шейх армии», «муфтий полка», «имам-солдат» и вошли в историю невидимыми героями, которым мы обязаны всеми победами», — сообщает газета Yeni Akit. В новейшей истории Турции роль военных духовных наставников тоже значительна: в битвах при Чанаккале, Сакарье и т. д. они сражались плечом к плечу с обычными солдатами, поднимая их боевой дух. В 1923 году после образования Республики армия была реформирована, должности имамов упразднены. Однако в 1948 году по многочисленным просьбам духовных наставников вернули в ВС. Почти через 20 лет должность вновь была упразднена. Офицеры по религиозным делам или служащие с аналогичными функциями присутствуют в армиях многих стран мира: с 1755 года в США, с 1905 года – во Франции, с 1933 – в Германии. В России первые капелланы появилась в 2014 году.

«Вооруженные силы Турции окончательно объединились с народом и вернулись к своим истокам, вернув одну из самых значимых с духовной точки зрения должностей – офицера по делам религии», — пишет турецкое издание Yeni Akit. Объявление о наборе появилось в декабре на сайте ВС Турции.
Описание функционала должности звучит следующим образом: «Использует духовное воспитание для поддержания морального духа, социального благополучия и позитивного настроя солдат на высоком уровне. Руководит процессами, касающимися религиозного образования, молитвы и церемоний. Обеспечивает место для молитвы в сотрудничестве с соответствующими органами. Руководство и координация религиозных вопросов». Должность была фактически упразднена после переворота 27 мая в 1960 году, но официально ее ликвидировали в 1967 году. Спустя более полувека ВС Турции вновь объявили набор капелланов [1]Должность была фактически упразднена после переворота 27 мая в 1960 году, но официально ее ликвидировали в 1967 году. Спустя более полувека ВС Турции вновь объявили набор капелланов [1]

Обращает на себя внимание тот факт, что, несмотря на проблемы в экономике и финансах страны, пандемию, турецкая оборонная промышленность продолжает демонстрировать хорошие результаты. Так, флагман турецкой оборонной промышленности — компания ASELSAN наращивает в этот период экспортные поставки. Председатель правления и генеральный директор ASELSAN Халюк Горгюн сообщил, что число стран, в которые поставляется турецкая продукция оборонного назначения, достигло 70, что на шесть больше показателя 2019 года. «Экспортные поставки уже принесли ASELSAN 327 млн долларов. До конца года компания рассчитывает получить еще 90 млн долларов. Это рекордный показатель», — констатировал он. По его словам, представительства ASELSAN и ее партнеров действуют уже в 12 странах мира.

На предприятиях компании сегодня трудоустроены 8 553 специалистов, 60 процентов из которых – высококвалифицированные инженеры. 65 процентов из закупок, объемом в 1,2 млрд долларов, осуществляемых ASELSAN приходятся на отечественных производителей. Гендиректор компании выразил удовлетворение ростом поставок продукции за рубеж и вкладом в снижение импортозависимости Турции в оборонной сфере. Именно эта задача была поставлена перед предприятиями оборонной отрасли президентом Р.Т.Эрдоганом. Компания ASELSAN, являясь лидером оборонной промышленности Турции, в то же время внедряет свои разработки и в гражданском секторе. Сфера деятельности компании охватывает связь и информационные технологии, микроэлектронику, производство радаров и электронных военных систем, оборонные технологии, транспорт, безопасность, энергетику.

Что касается событий в этот период на политическом поле страны, то здесь продолжается активный поиск единого кандидата от оппозиции, который будет противостоять на предстоящих выборах нынешнему президенту Р.Т.Эрдогану. Лидер основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Кемаль Кылычдароглу поддержит бывшего президента Абдуллаха Гюля, который может создать широкий консенсус для возвращения Турции к парламентской политической системе, считает осведомленный обозреватель одной из крупнейших в стране газеты Hürriyet Абдулкадир Сельви. А.Гюль был одним из ближайших соратников Р.Т.Эрдогана, занимал пост первого президента от правящей Партии справедливости и развития (ПСР) в период с 2007 по 2014 год, прежде чем уйти от активной политики на фоне слухов о напряжённости в отношениях с Р.Т.Эрдоганом.

Широко известный как более либеральный чем нынешний турецкий лидер политик, А.Гюль неоднократно представлялся потенциальным кандидатом от оппозиции, способным преодолеть поляризацию в турецкой политике и обществе в целом. Он характеризовался и более приемлемым для Запада в целом. А.Гюль заручился поддержкой как светской НРП, так и небольшой исламистской Партии счастья, чтобы баллотироваться на президентских выборах 2018 года от Национального альянса. Но его кандидатура не прошла после того, как ему противостояла националистическая Хорошая партия, которая также входила в избирательную коалицию.

Однако К.Кылычдароглу в реализации своих планов по продвижению кандидатуры А.Гюля предстоит столкнуться с оппозицией со стороны низов своей же партии, которые, скорее всего, отдадут предпочтение политикам новой волны мэру Анкары Мансуру Явашу или мэру Стамбула Экрему Имамоглу, подчёркивает А.Сельви. Оба мэра чувствуют себя более комфортно в рамках светско-националистической традиции НРП и укрепили свою привлекательность, объединив широкий круг оппозиционных избирателей для победы на местных выборах 2019 года.

На фоне определенной активности оппозиции на треке подготовки к выборам президент Р.ТЭрдоган вновь выразил уверенность в победе на выборах в 2023 году, заявив, что этот год ознаменует победу Народного альянса. В ходе выступления на церемонии открытия шоссе в северном регионе Мраморного моря в режиме телеконференции, президент сказал, что администрация правящей ПСР внесла большой вклад в развитие страны бесчисленными проектами, но в следующие несколько лет произойдёт «гигантский скачок», имея в виду предстоящие в 2023 году выборы. «2023 год станет годом победы Народного альянса», — уверено констатировал он.

Снова напомним, что правящая ПСР заключила союз с Партией националистического движения (ПНД) накануне парламентских и президентских выборов 2018 года. Этот альянс, получивший название Народного, взял большинство в парламенте, а их кандидат в президенты Р.Т. Эрдоган одержал победу на выборах, набрав 52,6% голосов. Поскольку обе партии посчитали результаты выборов 24 июня успешными, они продолжили свой союз на местных выборах в прошлом году. После голосования, состоявшегося в Турции 31 марта, их альянс набрал 51,6% голосов, а представители обоих партий возглавили более 700 муниципалитетов. В состав же оппозиционного Национального альянса вошли основная оппозиционная Народно-республиканская партия (НРП), Хорошая партия и Партия демократии народов (ПДН). Проправительственные СМИ продолжают отмечать, что ПСР постоянно отрицает слухи о досрочных выборах, несмотря на спекуляции оппозиционных партий.

На российском треке внешней политики Анкары в этот период, пожалуй, чаще чем в предыдущие месяцы уходящего года, стороны, не скрывая, говорили о своих разногласиях по ряду вопросов, однако сразу же делали акцент на обоюдном стремлении регулировать эти разногласия с помощью диалога за столом переговоров. Так, глава МИД России Сергей Лавров заявил, что «у Москвы и Анкары нет принципиальных разногласий». Об этом он сказал на международной конференции «Средиземноморье: римский диалог». По его словам, в отношениях любых государств при этом есть несовпадающие позиции. В частности, у России и Турции разные подходы к ситуации в Ливии.  «Наши отношения с Турцией строятся на основе добрососедства и учёта интересов друг друга. Кроме того, у нас есть многомиллионные проекты в сфере энергетики, а также сотрудничество в ВТС», — констатировал С.Лавров. Министр также отметил, что у России и Турции «очень многообещающие планы и по координации… внешнеполитической активности».

Наряду с этим, ранее в Кремле заявили, что позиция Турции по Крыму также является одним из серьезных разногласий между Москвой и Анкарой. Россия терпеливо доводит свое мнение до турецких партнеров, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. По его словам, отношения между Россией и Турцией важны для Москвы и Анкары, а также для региональной безопасности и стабильности. «Эти отношения носят взаимовыгодный характер и основываются на принципах невмешательства во внутренние дела и уважения интересов друг друга. Вместе с тем, разумеется, в наших отношениях есть и разногласия. Крым относится к серьезным разногласиям, здесь у нас диаметрально противоположная точка зрения. Мы продолжим доводить до наших турецких визави нашу последовательную позицию по Крыму», – сказал представитель Кремля.

Он добавил, что Москва объясняет свою позицию по Крыму. «Эта тема не может обсуждаться никак, но мы доводим свою позицию до наших турецких друзей и продолжим это делать весьма терпеливо и последовательно», – добавил он. Напомним, что министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что Анкара поддерживает инициативу украинской стороны по саммиту антироссийской «крымской платформы», на котором планируется обсудить вопрос «возвращения» Крыма под контроль Киева. В Крыму же заявили, что Турция заинтересована в том, чтобы Крым оказался в «деградирующей и разваливающейся Украине», поэтому она не признает российский статус полуострова. Об этом сказал постпред Крыма при президенте России.

Интерес к российско-турецким разногласиям оказался настолько пристальным, что российскому президенту пришлось особо останавливаться на них 17 декабря в Москве во время своей ежегодной пресс-конференции. В.Путин рассказал, что у него часто расходятся взгляды с турецким лидером Р.Т.Эрдоганом, однако тот держит слово и «хвостом не виляет». «У нас расходятся часто взгляды на отдельные вопросы с президентом Эрдоганом. Могут иногда быть даже противоположные взгляды. Но это человек, который держит слово, мужчина. Он хвостом не виляет. Если он считает, что это выгодно для его страны, он идет до конца. Это элемент прогнозируемости, это очень важно для того, чтобы понять, с кем имеешь дело», — подчеркнул президент России.

Р.Т.Эрдоган, в свою очередь, также считает российского лидера Владимира Путина честным человеком, который держит свое слово. «На самом деле эти слова Путина, которые описывают и его самого. Познакомившись с господином Путиным, я узнал его именно в таком ключе. Он действительно честный человек», – сказал Р.Т.Эрдоган, отвечая на вопросы журналистов 25 декабря в Стамбуле после пятничной молитвы. Президент Турции выразил также надежду на сохранение нынешнего уровня связей с Россией. Он отметил, что объем товарооборота с РФ является лучшим подтверждением стабильного состояния и развития двусторонних отношений. «Уверен, что этот тренд сохранится. Мы решительно настроены в вопросе достижения заявленных целей», — сказал турецкий лидер.

Наряду с этим турки цитируют выдержки из интервью «Интерфаксу» посла России в Турции Алексея Ерхова.  «Действительно, бывает так, что на многие вопросы мы с турецкими коллегами смотрим по-разному. Но при этом наши страны и руководители, как представляется, нашли оптимальный алгоритм взаимодействия, позволяющий концентрироваться прежде всего на наших общих интересах, а на разногласия смотреть именно с точки зрения, позволяющей, как правило, снимать их с повестки дня, «встречаясь на полпути». Хочется верить, что этот алгоритм будет работать и на перспективу. Это тем более важно, что у России и Турции действительно имеется самое широкое поле совпадающих задач и целей, которые мы могли бы и даже, наверное, должны решать и достигать совместными усилиями», — подчеркнул глава российской дипломатической миссии в Турции.

Представляет интерес и оценка российско-турецких отношений на нынешнем этапе известного в Турции, хорошо информированного политолога Сами Кохена. На страницах влиятельной в стране газеты «Миллиет» он проанализировал все проблемные точки в отношениях Москвы и Анкары, включая конфликт вокруг Нагорного Карабаха и сделал однозначный вывод: при всех различиях в позициях сторон в Сирии, Ливии, в армяно-азербайджанском конфликте, российско-турецкий диалог необходим и возможен, так как это отвечает не только национальным интересам двух стран, но и стабильности в регионе и мире в целом.

Вывод турецкого политолога подтвердило реальное развитие событий. 29 декабря состоялась встреча министров иностранных дел России и Турции Сергея Лаврова и Мевлюта Чавушоглу. Переговоры прошли в рамках VIII заседания российско-турецкой Совместной группы стратегического планирования. В одной из предыдущих статей мы указывали на возможность использовать имеющиеся у двух стран механизмы для оперативного решения спорных вопросов, все чаще в последнее время возникающих в двусторонних отношениях. В этом плане широкие возможности предоставляет российско-турецкий Совет сотрудничества высшего уровня. И сочинское заседание явилось хорошим примером такого задействования Совместной группы стратегического планирования, которая является одним из важных составных элементов этого Совета.

Главы дипломатических ведомств двух стран во время подхода к прессе выразили удовлетворение итогами переговоров в Сочи, которые охватили практически весь спектр двусторонних отношений и важных проблем регионального и глобального масштаба. Сергей Лавров отметил, что проанализировано положение дел в политическом диалоге, в экономике, в сфере культурных, гуманитарных обменов, религиозных связей и, конечно же, в туризме.  Насыщена и международная повестка дня переговоров. Это и работа Астанинского формата по сирийскому урегулированию, взаимодействие по урегулированию в Ливии, других частях Ближневосточного региона, и нагорно-карабахская тематика, которая сейчас вышла на приоритетный план». Политологи особо выделяют обнародованное после переговоров общее мнение министров о том, что ситуация в Нагорном Карабахе не должна использоваться для попыток проникновения иностранных наёмников в этот регион, с чьей бы стороны они ни предпринимались.  Здесь у нас с турецкими коллегами абсолютно единая позиция, — отметил С. Лавров.

Глава турецкой дипломатии, в свою очередь, выразил огромное удовлетворение расширением отношений с Россией в сфере торговли, культуры, туризма, энергетики, а также предметным решением сложных региональных вопросов, в частности, налаживанием деятельности российско-турецкого центра по прекращению огня в Нагорном Карабахе. Мевлют Чавушоглу особо выделил также подготовку встречи лидеров двух стран В.Путина и Р.Т.Эрдогана, которая может состояться в 2021 году в Турции. «Близкий диалог между нашими президентами, взаимное доверие в отношениях между ними служит развитию не только двусторонних, но и региональных отношений. Сегодня мы провели подготовку для встречи в верхах наших президентов в следующем году в Турции», — сказал он.

Ведущие турецкие СМИ обратили внимание на поздравление с Новым, 2021 годом, которое в адрес президента Турции Р.Т.Эрдогана направил президент России. Владимир Путин выразил уверенность, что в новом году Москва и Анкара продолжат эффективное сотрудничество в деле укрепления безопасности и стабильности на Евразийском континенте. Глава российского государства с удовлетворением отметил поступательное развитие российско-турецких отношений по всем ключевым направлениям.

В.Путин подчеркнул, что, несмотря на сложную санитарно-эпидемиологическую обстановку, поддерживается содержательный политический диалог, планомерно реализуются важные совместные проекты в энергетике, сохраняется высокий уровень сотрудничества в торгово-экономической, военно-технической и других сферах. Президент России выразил уверенность, что «в наступающем году Москва и Анкара продолжат продуктивно взаимодействовать по актуальным вопросам двусторонней, региональной и международной повестки дня, что в полной мере отвечает интересам народов России и Турции».