- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О новом международном плане экономической реконструкции Ливана

В начале декабря 2020 года ведущие игроки на ливанском экономическом треке – Европейский союз, ООН и Всемирный банк – официально запустили новый 18-месячный план по реконструкции, реформированию и восстановлению Ливана. Ожидается, что его совокупный бюджет на этот период составит не менее 2.5 млрд долларов США.

Формально план вступил в действие только сейчас в качестве своего рода запоздалой реакции на трагический взрыв в порту Бейрута в августе прошлого года, в результате которого погибло 200 человек и пострадало более 6.5 тысяч, а совокупный ущерб по оценкам властей составил от 5 до 15 млрд долларов.

Однако, интервенция ведущих игроков и международных институтов именно в конце 2020 года имеет более глубокие предпосылки. Она стала возможной благодаря следующим факторам.

Во-первых, в стране спустя месяцы политического хаоса, казалось, наметились признаки некоторой стабилизации. Избранный вновь в октябре 2020 года премьер-министром Ливана Саад Харири вновь гарантировал западным партнерам выполнение обещанных финансовых, экономических и административных реформ, которые призваны покончить с коррупцией и либерализовать экономическую и финансовую систему страны.

Во-вторых, план для Ливана был разработан  и анонсирован западными странами еще в сентябре, сразу после бейрутского взрыва, однако условия предоставления Ливану финансирования были четко оговорены донорами. Одним из главных условий было формирование нового правительства и преодоление политических разногласий. Не случайно, в последние месяцы прошлого года французский президент Э.Макрон неоднократно посещал Бейрут для посредничества в этом вопросе. Сразу после своего назначения на пост премьер-министра в октябре C.Харири пообещал незамедлительно приступить к реализации дорожной карты инициативы,  разработанной под эгидой Парижа. Решающей точкой для укрепления внутриполитического консенсуса стала международная донорская конференция в Париже 2 декабря. Сразу после нее вновь назначенный премьер приступил к консультациям с президентом М.Ауном по согласованию кандидатур на министерские посты. Более того, идя навстречу Парижу и другим международным игрокам, премьер-министр С.Харири пообещал что основу нового кабинета министров составят «независимые технократы», хотя, конечно, ключевые министерские портфели будут распределены между основными политическими фракциями.

В-третьих, запуск плана экономического восстановления именно сейчас, в начале 2021 года являлся жизненно необходимым, поскольку экономика Ливана понесла значительные потери в результате пандемии и дальнейшее затягивание внешней помощи могло бы иметь для нее катастрофические последствия. Только по итогам 2020 года экономика Ливана сократилась на 20.7% (а это один из худших показателей в регионе), и прогнозы на текущий год также не отличаются оптимизмом и предрекают дальнейшее падение на 6-7%.

Таким образом, запуск масштабного плана по реформированию ливанской экономики оказался весьма своевременным. План предусматривает решение трех взаимосвязанных задач – (1) удовлетворения базовых гуманитарных потребностей населения, (2) реконструкцию важнейшей инфраструктуры, и (3) реализацию пакета реформ в области управления.

Первостепенная задача – избежать сценария гуманитарной катастрофы для Ливана и обеспечить базовые потребности самых уязвимых групп населения. Это в первую очередь продовольственная помощь населению, доступ к медицине и образованию, решение жилищных проблем.

На втором этапе важно обеспечить восстановление инфраструктуры и активов для обеспечения равного доступа населения к базовым услугам и социальным инструментам.

Наконец, важнейшим элементом и собственно целью всего плана реконструкции станет структурное реформирование системы управления и администрации в целях восстановления доверия со стороны населения и ликвидации коррупции на различных уровнях власти. Это – по мысли доноров — позволит создать транспарентную и подотчетную систему распределения и расходования бюджетных средств, в том числе поступающей внешней помощи. Думается, в случае успешной реализации именно этого компонента реформы Ливан сможет заручится твердой финансовой поддержкой международного сообщества и инвесторов для долгосрочной экономической реконструкции страны.

Одновременно, в рамках восстановительных усилий будет создан новый финансовый инструмент — доверительный фонд – для оказания прямой помощи нуждающимся хозяйствам, малому бизнесу и гражданскому обществу.

Разумеется, в случае наступления долгосрочной политической стабилизации и успешной реализации 18-месячного плана реконструкции Ливан получит важные репутационные бонусы и закрепит за собой статус лояльного и надежного союзника международных финансовых институтов. В таком случае, Бейрут может надеяться на поступление новых потоков финансовой и инвестиционной помощи в долгосрочной перспективе, что позволит ему преодолеть нынешний экономический кризис. Однако с учетом внутриполитической конъюнктуры и влияния шиитского Ирана и фактора сирийских беженцев, есть много препятствующих факторов. Главное сегодня  — действительно добиться формирования нейтрального технократического правительства, что позволит Бейруту получить доступ к основым каналам международной финансовой помощи от Всемирного банка и Международного валютного фонда. Для этого С.Харири предстоит серьезная дипломатическая игра с основными политическими силами. Главная интрига – как минимизировать или миновать включения в состав нового правительства представителей «Хизбаллы», чтобы избежать блокирования внешней помощи от западных партнеров, а также обструкции от влиятельных соседей — Саудовской Аравии и ОАЭ. Здесь С.Харири придется продемонстрировать мастерство дипломатии и компромиссов. Кроме того, Бейруту придется следовать и требованиям, предъявляемым со стороны международных финансовых институтов. В частности, в качестве первого шага в ноябре президент Ливана под давлением западных стран уже запустил процесс внешней аудиторской проверки Центрального банка и государственных учреждений. Насколько к такому откровенному антикоррупционному курсу окажется готов новый премьер-министр С.Харири, который ранее в октябре 2019 года оставил премьерский пост из-за массовых протестов и обвинений в коррупции, большой вопрос.

Таким образом, запуск плана реконструкции Ливана, безусловно, является важным политическим сигналом и повышает шансы этой страны на преодоление беспрецедентного социально-экономического кризиса в 2021-2022 гг.  Однако с учетом известной и заранее оговоренной позиции финансирующих этот план западных стран и институтов, а также сложного внутриполитического баланса сил в этой стране, высоки риски срыва договоренностей уже в самые ближайшие месяцы, что приведет к торпедированию плана и новому кризису доверия в отношениях Бейрута и международного сообщества. Важным поворотным моментом в реализации ливанского плана реконструкции станет вступление в должность нового американского президента Джо Байдена, который вероятно смягчит санкционную политику своего предшественника против Ливана, и одновременно активизирует участие США в ближневосточных делах, в которых Ливан играет ключевую геополитическую роль.