- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Французские СМИ о некоторых аспектах гуманитарной ситуации в Ливии

На фоне политических, военных и экономических аспектов обстановки в Ливии за рамками внимания часто остается не менее важный, а в ее случае – очень «играющий» аспект: гуманитарный. Он достаточно четко стратифицирован в исламском обществе в религиозных рамках, в Джамахирии же, созданная при М.Каддафи, одна из самых совершенных на Ближнем Востоке и в Северной Африке, систем здравоохранения и социального обеспечения послужила основой для такого положения вещей, когда население страны воспринимала возможность получать квалифицированную медицинскую помощь, как данность. При этом государство оплачивало те операции, которые не могли быть сделаны в местных условиях, а проводились за рубежом. В ходе агрессии, которой Ливия подверглась в рамках международного заговора, возглавляемого НАТО в 2011 году и последовавшего свержения режима Муаммара Каддафи, гражданской войны, тысячи ливийцев были убиты, ранены, многие из последних лишились конечностей, что усугубило их страдания от ухудшающегося общего состояния в экономике и в социальной сфере.

Французская радиостанция «Радио Монте-Карло», согласно сообщению ливийского информационного портала «Оэа», 9 января провела программу, посвященную проблеме инвалидов и жертв военных действий. Корреспонденты радиостанции привели несколько показательных примеров из жизни ливийцев, пострадавших от войны. Примечательно, что героями передачи стали жители Мисураты, а также нескольких других городов западного побережья Ливии. Затронуты были представители т.н. среднего класса и возраста 28-35 лет, то есть, основного работоспособного слоя населения.

В программе были рассмотрены истории с несколькими инвалидами, одним из которых является Радван Джибрил, продавец рыбы в небольшом магазине в Мисурате, который был ранен в правую ногу около десяти лет назад, осколком ракеты во время боев с лоялистами. После долгого лечения внутри и за пределы страны врачи сказали ему, что на исцеление нет никакой надежды, и было принято решение об  ампутации.

В магазине, который он открыл с помощью своего брата, Джибрил демонстрирует рыбу, которую продает покупателям и передвигается с протезной ногой, с ловкостью, которая иногда превосходит его здоровых сверстников «Я установил протез ноги в Италии и носил его, но после всех этих лет, он  износился, и мне требуется новый протез, мне кажется, что это непростой процесс, поскольку сотни, возможно, тысячи людей ждут своей очереди на протезы конечностей».

«У меня нет другой альтернативы, кроме как работать в этом магазине, потому что нет других возможностей для меня, с моей инвалидностью, а нам нужна работа, соответствующая нашему здоровью», — продолжает он.

Далее в программе рассматривается еще одна история жертвы сражений с силами Халифы Хафтара, в столице, несколько месяцев назад, когда Мухаммед ан-Нури из города Завия, к западу от Триполи, потерял левую руку. «Я потерял руку из-за авиаудара, и использую временный протез руки, ожидая завершения лечения в Германии, чтобы мне установили постоянный», — сказал 28-летний Мохаммед.  «Все изменилось после того, как я потерял руку. Раньше я работал в частном кафе, но работать в нем больше нельзя. Психологически мне нужно много времени, чтобы восстановить уверенность в себе».

Мухаммед ан-Нури призывает власти обращать больше внимания на молодых людей, потерявших конечности, а не только лечить их, говоря: «Вы должны психологически реабилитировать нас, во-первых, а во-вторых, что наиболее важно, обеспечить нам работу, чтобы естественным образом поддержать нашу жизнь и помочь нам интегрироваться без дискриминации в общество».

Согласно материалам программы ПНС создало три года назад государственный центр по обеспечению протезами конечностей для реабилитации пациентов с постоянной инвалидностью, и ожидается, что он откроется в конце весны, в марте.

Генеральный директор Национального центра искусственных конечностей в Мисурате, Аль-Садик аль-Хаддад, заявил, что число раненых с ампутированными конечностями, зарегистрированных для получения протезов, составляет 3000 и может вырасти до 4000 после завершения переписи населения во время последней войны в Западной Ливии, подчеркивая, что 20% из них нуждаются в установке протезов конечностей. Центр покроет расходы на лечение и установку протезов за рубежом. Соответствующее соглашение о сотрудничестве было заключено с ведущей немецкой компанией в области протезирования конечностей, а также с Венгрией в области физиотерапии и предоставления материалов для производства искусственных конечностей, в соответствии с которыми венгерские кадры будут течение одного года управлять физиотерапевтическим отделением в центре и заниматься подготовкой местных кадров.

Центр имеет контракт с университетом Мисураты, позволяющий пользоваться его специальным центром физиотерапии и физической реабилитации, поддерживаемым Международным комитетом Красного Креста. Это позволяет справиться с давлением, вызванным растущим спросом со стороны травмированных людей на подгонку искусственных конечностей, кроме того, это партнерство также включает в себя обеспечение центра некоторыми материалами для производства и установки протезов, — сообщил аль-Хаддад,  указав, что с 2016 года университетскому центру удалось выпустить и установить более тысячи протезов конечностей для инвалидов.

В программе были затронуты проблемы со специалистами по производству и обработке протезов. Один из таких специалистов, Бадр ад-Дин Мофтах рассказал, что последние по времени события в Ливии побудили его развивать свои навыки: «Я столкнулся с десятками случаев ампутации конечностей, и в 2019 году у меня была возможность пройти обучение в Германии в течение года».  Эта работа, особенно в свете нехватки ливийских техников, крайне востребована помогает инвалидам восстанавливать свою жизнь и поддерживает их на психологическом уровне.

Директор отделения искусственных конечностей в Реабилитационном центре для инвалидов в Джанзуре, Гейт Мухаммед рассказал, что сырье для производства искусственных конечностей поставляется из Италии и Германии в соответствии с международными стандартами, а техники центра производят, устанавливают и доставляют протезы бесплатно.

Реабилитационный центр для инвалидов в Джанзуре был основан в 1983 году и считается единственным центром в Ливии, специализирующимся на протезировании. С 2011 года центр ежегодно проводил около 2000 операций, одной из них стала история 16-летнего Абдель Халека аль-Маргани, который потерял обе руки из-за взрыва снаряда, который он обнаружил перед своим домом в районе Сук Аль-Джумаа в Триполи в июле 2011 года. «Когда мне ампутировали руки, произошедшее повлияло на меня психологически, и я поехал на лечение в Германию, где мне установили протезы» — свидетельствует аль-Маргани. Впоследствии он был вынужден установить новые протезы в Реабилитационном центре поскольку немецкие нуждались в переделке.

Координатор Всемирной организации здравоохранения в Ливии, Абу Бакр аль-Факих во время празднования в Триполи Международного дня людей с ограниченными возможностями 3 декабря 2018 года подтвердил, что  статистика, собранная по стране, свидетельствовала о более чем 5300 ампутациях, большинство из которых пришлись на молодых людей.

Он также сослался на заявление главы Президентского совета и премьер-министра ПНС Фаиза Сарраджа во время заседания Национального совета по правам инвалидов о том, что число людей с ограниченными возможностями в Ливии на конец 2018 года, согласно переписи населения, достигло 120 тысяч.

Бои под Триполи в 2019 году увеличили это количество, как минимум, на несколько сот человек, добавив много случаев минно-взрывных травм, из-за участия в боевых действиях бойцов ЧВК «Вагнер», минировавших при отступлении жилые дома ливийской столицы. Схожая ситуация с инвалидами и протезированием имеет место быть и в Киренаике, где недавно группы инвалидов, ветеранов ЛНА и местных племенных формирований собрались у резиденции Х.Хафтара, требуя выплаты им компенсаций и пособий, а так же, жалования, выплата которого была задержана на 5 месяцев.  Некоторые из протестовавших были арестованы.

Проблема оказания гуманитарной помощи населению Ливии, как в узком плане – по протезированию и реабилитации инвалидов, так и в широком смысле – организацией медицинских центров, обучения местных кадров, поставок оборудования, лекарств и медикаментов может стать хорошей возможностью для налаживания отношений и укрепления отношений, реши, например, РФ озадачиться этим вопросом. К сожалению, видимо, из-за конъюнктурных политических соображений, а возможно, по причине ресурсной ограниченности, ни МЧС, ни МО РФ никак не отметились на этой ниве, целиком и полностью сосредоточившись на гуманитарных аспектах обеспечения присутствия воинского контингента РФ в САР. Да и там, все, в основном, сводится к раздаче продовольственной помощи. Ничего подобного медицинской миссии итальянских военных в той же Мисурате, программам содействия, реализуемым турецкими военными медиками, или инженерно-саперными специалистами, российская сторона в Ливии не делала и не делает, упуская очередную возможность заработать себе доброе имя и заложить основу для развития сотрудничества, хотя бы, по этой линии. Нет в Ливии российских медиков, знаменитых мобильных госпиталей МЧС, специалистов и материалов для протезирования, нет вакцины от коронавируса. Что стоит за этим – осознанная политика или отсутствие ее как таковой, при том, что сил и возможностей устраивать разовые популистские акции наподобие высадки десанта российских военных медиков в Италию и Сербию, находится, мы не беремся судить. Зато ливийцы будут помнить – минировали их дома в Триполи русские, русскими минами, а лечили их и помогали им турки, итальянцы, немцы, венгры.

С другой стороны, организация французской стороной обзора состояния дел с инвалидами в Триполитании, отметим, не в Киренаике, а в Мисурате, Триполи, Завии и в Джанзуре, может служить примером разностороннего подхода к проблеме: Париж, находящийся в напряженных отношениях с ПНС, находит возможность для шагов в направлении Триполи, при этом, даже если инициатива исходит «снизу», это ничего не меняет, находятся ресурсы, средства для информационного присутствия и проекции внимания на важном социальном аспекте. Разница в подходе очевидна, как и в эффективности подобных мероприятий в отличие от всего того, что практикуют радетели «национальных ценностей» России в Ливии.

11 января в аэропорт Бенина, Бенгази прибыл груз продовольственной помощи – 17 тонн по линии Всемирной продовольственной организации прибыли из ОАЭ на борту зафрахтованного ОАЭ самолета сирийской компании Sham Wings. Еще один пример реальной помощи ливийскому населению, на этот раз от Абу-Даби.